Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 13 oC

В феврале 1933 года, когда в стране шла вторая пятилетка развития народного хозяйства, и ставилась задача добиться особенно быстрых темпов развития и технического перевооружения в цветной металлургии, в Ленинском приисковом управлении треста «Алданзолото» была создана комсомольско-молодежная шахта им. Александра Косарева. Полный трудового энтузиазма коллектив молодых алданских горняков, еще до зарождения стахановского движения в стране, стал внедрять на шахте передовые методы и добился высочайшей производительности труда в борьбе за выполнение плана по золотодобыче.

В феврале 1933 года, когда в стране шла вторая пятилетка развития народного хозяйства, и ставилась задача добиться особенно быстрых темпов развития и технического перевооружения в цветной металлургии, в Ленинском приисковом управлении треста «Алданзолото» была создана комсомольско-молодежная шахта им. Александра Косарева. Полный трудового энтузиазма коллектив молодых алданских горняков, еще до зарождения стахановского движения в стране, стал внедрять на шахте передовые методы и добился высочайшей производительности труда в борьбе за выполнение плана по золотодобыче.

В коллективе - только молодежь

Отметим, в годы первых пятилеток устанавливались завышенные планы добычи золота, введенные в рамках «подхлестывания» темпов роста валовых показателей. Невыполнение абсурдных планов оценивалось как злонамеренный подрыв экономики страны. В таких условиях в июле 1933 года был объявлен Всесоюзный конкурс на лучшее предприятие, цех, бригаду золотой промышленности. Основными условиями соревнования были достижение наилучших показателей по повышению производительности труда, выполнение плана добычи золота, правильное использование оборудования и рабочей силы.

В Якутии первым во всесоюзный конкурс включилась комсомольско-молодежная шахта им. Александра Косарева, которая была образована чуть более года назад - в начале 1932 года. На этой шахте трудилась почти половина комсомольцев всей приисковой организации. Молодежи приходилось работать в сложнейших условиях: в шахте не было никакой механизации, деревянные тачки с деревянными колесами. Часто ребята работали в воде, так как для откачки не хватало насосов, освещалась шахта свечами.

Но, несмотря на трудности, за короткий срок косаревцы своим самоотверженным трудом завоевали всеобщее признание как передовой коллектив. Вскоре коллектив шахты рапортовал о досрочном завершении четырехмесячной программы золотодобычи. Производительность на каждого косаревца составила 127 %.

Члены бригады шахты им. А. Косарева. Сентябрь 1934.г. копияЧлены бригады шахты им. А. Косарева. Сентябрь, 1934.г.

Молодежную шахту им. Косарева отличали поиск новых методов работы, постоянное движение вперед, желание изменить привычную организацию труда, внести что-то новое, неудовлетворенность достигнутыми результатами. Поэтому было вполне закономерным, что именно на шахте им. Косарева родились такие передовые методы отработки забоев, как подкалка и спаренные забои.

Забойщики шахты Симон Васильев и Семен Чернов выработали новый метод подкалки в спаренных забоях, позволивший увеличить производительность труда в расчете на одного рабочего с 1,33 куб. м. до 2,03 куб. м., т. е. почти в два раза. Метод подкалки заключался в том, что большая часть песков (до 60 процентов) под силой собственной тяжести сама отделялась от массива. А кайлить надо было уметь со знанием особенностей породы. Работая таким методом, забойщик успевал обеспечить песками два-три забоя.

По методу Васильева и Чернова

В книге Антонины Зейтэ «Были Алдана», вышедшей в 1937 году в серии «Лучшие стахановцы золотой промышленности», можно прочитать воспоминания шахтеров-косаревцев, среди которых есть и воспоминания Симона Васильева и Семена Чернова.

Так, мы узнаем, что трудовая биография Симона Васильева началась еще в 1923 году, на Ленских приисках. Работал он откатчиком, забойщиком, сменным смотрителем, заведующим шахтой. В Алдан приехал в декабре 1929 года, поступил на прииск и стал трудиться на горно-подготовительных работах. Когда на шахте № 7 стали создавать молодежный коллектив, Симон Васильев пришел туда работать забойщиком.  

Вот как вспоминает Симон Васильев о своих поисках нового метода работы: «Когда я перешел в коллектив забойщиком, то сразу вступил в соцсоревнование с лучшими ударниками, поставив перед собой задачу - дать самую высокую производительность. И я нажимал вовсю. Постепенно, незаметно даже для себя, стал изменять горняцкую технику в своем забое: начал применять подкалку. Первое время насчет этого никому не объяснял, и технический персонал не замечал, что я работаю по-новому, а если и замечал, то только делал указания, что я нарушаю технику безопасности. Но я видел, что подкалка дает хорошие результаты, и продолжал работать по-своему. Дошел до нее не сразу, а поскольку стремился к высокой производительности и стал изучать забой, состояние грунта. При этом методе организация труда в звене тоже менялась и отличалась от других звеньев, которые работали по-прежнему. Когда весной 1933 года началось изотовское движение, наши организации стали интересоваться, как обстоит дело у нас. Я до этого все время был на «Красной доске» - давал до 200 % нормы и выше, но почему я так много давал, никто не знал. Только, когда стали говорить об изотовском движении и применении его у нас, начали узнавать кто, как работает. За пять месяцев мое звено выполнило план на 172 %...».

Симон Васильев копия

Летом 1933 года в газете «Алданский рабочий» вышла статья Симона Васильева, в которой передовик-забойщик рассказал, как они (с другом и напарником Семеном Черновым) придумали и применили новый метод работы в забоях. Опыт работы забойщиков-новаторов стали изучать, были организованы курсы. Для ознакомления их передовым опытом на шахту даже приезжали бригады рабочих с «Лензолото», «Амурзолото» и «Приморзолото». Между тем, на самой шахте им. А. Косарева добыча песков и производительность труда неуклонно росли, косаревцы перевыполняли сменные задания и взятые на себя соцобязательства.

Впоследствии Симон Васильев и Семен Чернов сделали многое для развития стахановского движения на Алдане и в Бодайбо. В 1935 году первым на прииске Ленинском Симон Васильев был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.

«Я хотела в шахте работать»

Можно сказать, что в то время комсомольско-молодежная шахта им. Александра Косарева стала кузницей горняцких кадров, и, прежде всего, национальных кадров. По призыву комсомола из разных районов Якутии на производство, в том числе и в золотодобывающую промышленность, приехала работать сельская молодежь. К 1932 году на Алдане работало свыше 1600 представителей народа саха, большинство из которых было занято непосредственно на золотодобыче.

Из всего состава горняков шахты им. Косарева около половины были юноши-саха, и даже было несколько девушек. Первой женщиной из народа саха, освоившей шахтерскую профессию, стала Фекла Павлова. В шахте им. Александра Косарева она работала со дня ее организации, была ударницей, передовиком стахановского движения.  

Фекла Павлова копия 1

Вот как описывает сама Фекла Васильевна в книге «Были Алдана» тот момент, как она, обычная якутская девушка из сельской глубинки, приехала в Алдан для работы в шахте:

«В 1932 г. якутский комсомол проводил мобилизацию на Алданские прииски. С курсов (по ликвидации неграмотности – ред.) нас поехало пять человек, а всего с пароходом до Укулана ехало тридцать якутов и много русских.

С Незаметного секретарь окружкома ВЛКСМ послал меня на легкие верховые работы. Я хотела в шахте работать, но женщин туда еще не пускали: «Чего ты там делать будешь?». «Подметальщиком буду».

Документы у меня были хорошие, как у ударницы (ранее она работала на кирпичном заводе, где была ударницей - ред.), поэтому пустили. Направили дорожницей на первую шахту. 14 июня спустилась в первый раз. Сначала темно показалось, сыро. Первая шахта особенно мокрая была. Идти боюсь. Однако стала работать. Потом стали хвалить, все говорят – хорошая.

В сентябре 1932 г. приняли кандидатом партии с десятимесячным стажем. Тогда уже пустили в шахту еще десять якуток: «Одна, - говорят, - работает, и эти справятся». <…> К 7 ноября 1932 г. меня премировали грамотой, дали пальто и денег. В 1933 г. премировали летним пальто, через год опять премировали. 15 ноября 1934 г. была выбрана делегатом на районный съезд советов и отсюда направили на всеякутский съезд. Там меня выбрали членом ЯЦИК. Вернулась обратно на Алдан и снова на шахту. Хотя направляли нас сюда на два года, и этот срок давно кончился, уезжать с приисков я никуда не думаю. Постараюсь выучиться, чтобы принести больше пользы…».

Впоследствии Фекла Васильевна Павлова стала депутатом Верховного Совета ЯАССР первого созыва.

Трудовой подвиг шахтеров-косаревцев, даже по прошествии многих лет, остается одной из ярких страниц истории становления золотой промышленности Алдана.

  • 4
  • 2
  • 0
  • 1
  • 0
  • 6

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением