Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 4 oC

Одной из самых удачных постановок для детей Государственного театра оперы и балета стал спектакль «В тридевятом царстве», который посмотрели почти две тысячи зрителей. Это — блестящая работа хореографа Екатерины Тайшиной, балетмейстера-постановщика, удостоившейся в этом году высокой награды —Государственной премии Республики Саха (Якутия)  им.П.А.Ойунского. Мы пообщались с ней после премьеры.

Одной из самых удачных постановок для детей Государственного театра оперы и балета стал спектакль «В тридевятом царстве», который посмотрели почти две тысячи зрителей. Это — блестящая работа хореографа Екатерины Тайшиной, балетмейстера-постановщика, удостоившейся в этом году высокой награды —Государственной премии Республики Саха (Якутия)  им.П.А.Ойунского. Мы пообщались с ней после премьеры.

- Екатерина Лаврентьевна, не побоюсь повториться: я смотрела спектакль, и у меня возникали ассоциации с палехской шкатулкой в том смысле, что ее хочется рассматривать и рассматривать, а в вашей постановке много таких ярких, красочных зрелищных образов. Чудесная сказка, очень удачная постановка. И вот о чем мне подумалось: вам больше нравится ставить детские балеты? Ведь это тот материал, на котором есть где развернуться. И не считаете ли вы, что классика — это скучно?

  • Я люблю сказки, и мне нравится их ставить, но я бы не сказала, что детские спектакли ставить для меня предпочтительнее, и не считаю, что я совсем современный хореограф, который ставит только модерн, как думают многие. Я получила классическое образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова[1], и, когда я училась, тогда и поняла, что я гораздо больший классик, чем современные молодые хореографы-постановщики, их этому учат. По крайне мере, нам говорили так: «Ищите новое методы и в хореографии, и в режиссуре!». Понятно, что это надо, нужно искать что-то новое, свое, но я убеждена, что для балетного хореографа в основе всего должна быть классика. И если во всём мире отходят от классики, то я не сторонник этого. Я за то, чтобы синтезировать классику. Просто где-то добавляю больше красок, где-то немного современного танца.
  • Ну, расскажите, почему вы решили поставить по мотивам русских сказок? Когда вам пришла в голову эта идея и в связи с чем?Идея возникла года четыре назад, это точно. Я ещё Юнгансу говорила о том, что нужно использовать богатое русское наследие. Разве справедливо, что наши дети переключили своё внимание на Дисней, Запад, аниме? А персонажей русских сказок они уже и не знают! Мы-то сами выросли на наших любимых сказках. Интуитивно или нет, но я чувствовала, что необходимо возвращаться к русским истокам. И посмотрите: сейчас эта тенденция в искусстве стала возвращаться. В театрах других городов начались показы спектаклей с русской тематикой:  «Конёк-Горбунок», «Снегурочка», — все стали возвращаться «домой». С одной стороны, конечно, сыграла роль пропаганда русских традиций, патриотическая тема как никогда стала актуальна.Я думаю, что и сейчас «Тридевятое царство» очень уместно и поставлено вовремя.
  • 50

-  Такие сказки, мне кажется, всегда своевременны. Но вот другой вопрос. В спектакле много всего: декораций, костюмов, сложной хореографии, выразительной драматургии, одна музыка чего стоит... Скажите, сколько времени занимает постановка такого спектакля?

-  Постановочный процесс длился месяц.

- Шутите?

- Нисколько! Работалось легко, все с азартом включились в процесс. Понятно, что музыку и либретто я начала искать гораздо раньше, ведь партитура писалась с нуля.

- Но ведь можно же было взять готовое либретто, где и музыка и партитура, — все есть? А мы не ищем легких путей?

- Был бы сценарий, либретто, партитура, которые мне понравились, я бы поставила, но, увы, такого не нашлось.

- Хочешь сделать хорошо — сделай сам?

- Ну и мне было важно, чтобы это была музыка великих русских композиторов, и я выбирала то, что нравится мне самой, то, что меня вдохновляет.

- А ведь никому и в голову не придёт, что это микс произведений разных композиторов. Абсолютно цельное красивое по звучанию полотно, которое способствует восприятию произведения. Такое ощущение, что музыка специально написана к балету «В Тридевятом царстве».

- Так я и классическое па-де-де разделила на троих композиторов, и это с моей стороны тоже немножко было самоуверенно.

- И получилось же! Но давайте поговорим о либретто. Как так вышло, что персонажи разных сказок очутились в одном месте?

- Если брать традиционные балетные либретто, то выбор тут невелик. Как правило, это «Конёк-Горбунок» и «Снегурочка». А мне мало, когда в спектакле один основной персонаж. Хочется, чтобы было интересно и детям, и самим артистам. Я считаю, что важно задействовать труппу по максимуму, чтобы артисты «росли» не только в хореографическом техническом плане, но и развивались как актёры. Стараюсь их раскрывать, даю разные амплуа и специально технически усложнила каждому его задачу. В спектакле, как вы заметили, три состава, и солисты во всех трёх составах хороши.

- Легко справлялись, не бунтовали?

- Они с азартом включились в процесс, работали с удовольствием. Задачу поставила  и — к репетиторам, у меня не было с ними проблем. И я за них была очень спокойна. Обычно постановщики на премьерах волнуются, а я нет. Знала, что они всё сделают, несмотря на то, что мы поставили за такой короткий срок, и на то, что усложнила хореографию. Когда интересно, они с удовольствием танцуют.

- А эти прекрасные девушки при дворе в русских костюмах и кокошниках, откуда эти образы?

- Из сказок, из детства.

- Расскажите о декорациях — они ведь тоже во многом ваша идея?

- Мне очень нужна была избушка Бабы-Яги, которая ездит по сцене. Я поставила задачу перед художником — и, по-моему, она удалась. И эффект моря я задумала, чтобы из него выходили богатыри и выплывали русалки.

- Это было шикарно, я даже начала считать, сколько там богатырей — тридцать три или меньше.
- К сожалению, столько у нас нет, хотя мы же даже выпускников балетной школы в спектакль поставили.

- Главное, что образ был узнаваем! Но что больше всего удивляет, так это логически выстроенная линия сюжета с огромным  количеством персонажей. Ни про кого не забыли, никого по ходу пьесы не потеряли, всё рассказали, закольцевали, и спектакль пролетел на одном дыхании.

- Очень важно было сделать такой спектакль, который выдержит ребёнок. Время — очень важный элемент. Спектакль не должен быть ни затянутым, ни нудным, ни скомканным. Это должно быть полноценное классическое двухактное балетное полотно и, кстати, многих удивило, что я умудрилась туда ввести и классическое па-де-де. Думаю, у меня получилось поставить так, чтобы дети не уставали. Нашим юным зрителям обязательно нужны перерывы: попить, походить, развеяться, поговорить, а затем вернуться в зал и досмотреть.

- Поэтому первый акт короче второго?
- Конечно. Такие моменты в детских спектаклях обязательно нужно продумывать. Мне важно, чтобы дети с удовольствием ходили на балет: мы же воспитываем поколение театралов!

- Где вас этому научили?

- Это мои мысли, опыт, и, по-моему, это логично, разве нет?

- А почему тогда не все это понимают?

- Не знаю, надо у них спрашивать. Нам очень важно сейчас воспитывать юное поколение любителей искусства. Якутия — очень театральная республика. И мне очень хочется, чтобы во всем мире знали нашу республику, наш театр и наш балет. Наша труппа, поверьте, абсолютно ничем никому не уступает, и спокойно может выступать и в России, и за рубежом.
- А вы хотели бы вывезти спектакль «В Тридевятом царстве» на гастроли? Ведь такого балета нет нигде!

- Мы были бы только этому рады.

- Екатерина Лаврентьевна, чтобы читатель не думал, что мы впечатлены исключительно этим спектаклем для детей, добавлю несколько слов про одноактный балет «Платформа. История одного вокзала», представленный на сцене Московского детского музыкального театр им. Наталии Сац. Это спектакль, сотканный из нескольких миниатюр, которые буквально потрясали зрителя, многие не могли сдержать слез. Мне всегда казалось, что миссия театра в том и заключается — пробуждать чувства. О каком балете вы мечтаете теперь?

- Об «Анне Карениной». И пусть меня считают несовременной, но это будет классика. Во всем мире не хватает новых классических балетов, и мне хотелось бы их создавать. Классика тоже может быть новой.

- Но сейчас, насколько мне известно, вы работаете над другим спектаклем, уже есть какие-то мысли?
- Да, по плану у меня постановка патриотического балета «Подвиг». Мысли есть, делаю наброски, работа идет. Премьера планируется в октябре.

- Удачи вам и красивых находок!

- Спасибо!

Беседовала Елена СТЕПАНОВА

[1] Один из самых известных музыкальных вузов мира и первое в России высшее учебное учреждение профессионального музыкального образования. Основана в 1862 году по инициативе Императорского Русского музыкального общества. Первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории был Петр Чайковский. Среди выдающихся выпускников – Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Евгений Мравинский, Василий Соловьев-Седой, Марис Янсонс, Ирина Богачева, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Григорий Соколов.

  • 6
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением