Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -7 oC

К 100-летию со дня рождения великой русской актрисы Нины Константиновой, единственной в Русском драматическом театре Якутска, кто получил высокое звание народной артистки РСФСР.

К 100-летию со дня рождения великой русской актрисы Нины Константиновой, единственной в Русском драматическом театре Якутска, кто получил высокое звание народной артистки РСФСР.

Талант, данный Нине КОНСТАНТИНОВОЙ божьей милостью, закаленный в горниле Великой Отечественной войны, сформировался в театральной студии при Московском театре им. Ленинского комсомола.

О том, как это было с великой русской актрисой, о её судьбе мы поговорили с Галиной ИВАНОВОЙ, которая ведёт летопись Русского драмтеатра. И вот что она рассказала.

ДЕТСТВО И ПРЕРВАННАЯ ЮНОСТЬ

Нина родилась в Куйбышеве 26 ноября 1923 года. Уже в школе, с 5 класса, под руководством учительницы по литературе переиграла всех героинь из программных произведений русских классиков, мастеря театральные костюмы из школьных занавесок. А дальше был, как часто это показывают в кино, школьный бал 21 июня 1941 года — огромные букеты черемухи, вальс с учителями, песни, шутки, мечты о будущем, гуляния до утра и голос Левитана из репродуктора: «Ровно в 4 утра….»

2711

СЛУЖУ ОТЕЧЕСТВУ

По настоянию мамы Нина поступила в Мединститут в Уфе, но в 1942 году, узнав о гибели двоюродного брата, летчика, Нина добилась, чтобы ее отправили на фронт добровольцем. Отделом кадров Сталинградского фронта она была направлена медсестрой в эвакогоспиталь 415, следовавший за фронтом на запад...

«Госпиталь был рассчитан на 900 коек, а во время наступлений пропускал 8-10 тысяч раненых. Нередко медсестры сутками не выходили из палат, перевязочных, еще умудряясь неоднократно сдавать кровь, и не по 200, а по 500 кубиков, затем без отдыха и передышки вновь становились к перевязочным столам, или мотались в палатах по трехярусным нарам с переливаниями, различными системами и уколами», — писала Нина Алексеевна в своей книге «Моя судьба театр».

По приказу Политуправления 4-го Украинского фронта была создана актёрская бригада из военнослужащих, медсестёр и легкораненых под руководством Модеста Табачникова, автора знаменитой песни «Давай закурим». И Нина выступала сразу в нескольких жанрах: пела, читала стихи, танцевала, участвовала в акробатических группах. Костюмы, понятно, были изготовлены из марли, выкрашенной красным стрептоцидом и зелёнкой.

«Актёры — это борцы за будущее, борцы за завтра», — считала самодеятельная актриса, медсестра Нина.

День Победы старший сержант медицинской службы Нина Константинова встретила в Польше с фронтовыми наградами: Орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

ЛЮБИМАЯ УЧЕНИЦА ГРОЗНОЙ БИРМАН

На вступительные экзамены в театральную студию Ленкома, проходившие в кабинете художественного руководителя театра Ивана Берсенева, в 1946 году Нина Константинова пришла в своей солдатской шинели и кирзовых сапогах, а вокруг — молодые люди в галстуках-бабочках, девушки в шелках.

Великая Серафима Германовна (грива седая, глаза колючие, взгляд — рентген) сидела не за столом комиссии, а впереди. Многие из ребят читали монолог Чацкого и после слов: «Карету мне, карету!», грозная Бирман парировала: «Молодые люди, вас ждут заводы!»

Нина прочла отрывок из «Войны и мир» — встреча Наташи с Андреем Болконским и стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», и тут её спросили, не поёт ли она. Но Бирман сказала: «Не трогайте эту девочку. Она — моя ученица».

Ученица К.С.Станиславского, народная артистка России Серафима Бирман была беспощадной в своей требовательности и замечаниях, её смертельно боялись. Студийцам не разрешалась никакая косметика, форма одежды — простая, без украшений. Когда шли актёры, студийцы вставали, здороваясь с ними! Тишина была на занятиях полная, за малейший шум любого могли моментально исключить.

Нина была любимой ученицей Серафимы Германовны и окончила студию с отличием. Занимаясь отрывком из пьесы Г.Гейерманса «Гибель Надежды», с первых занятий по мастерству актера Серафима Германовна возложила на ее молодые плечи роль старой женщины — чтобы та научилась жить в пластике старого больного тяжёлого тела, его походки, голоса, речи, молча думать о бренности и тяжести бытия. Эти уроки мастерства стали актёрской школой Нины на всю жизнь.

«Однажды в Якутске перед спектаклем у меня, уже известной актрисы, пропал голос, — рассказывала Нина Алексеевна. — Но стоило мне вспомнить требовательность Бирман, как тут же всё восстановилось. Такая у меня была вера в педагога, в её авторитет».

Спустя годы, следя за успехами своей ученицы, Серафима Бирман писала ей: «Дорогая Нина Алексеевна, я радуюсь расцвету вашей жизни —актрисы и человека. Наша профессия чудесная, но путь к пониманию её бывает труден до жестокости. Вы освоили дорогу к творчеству».

2714

ЯКУТИЯ — ВТОРАЯ РОДИНА

Из Москвы в Якутию в 1956 году её пригласил директор Русского театра, народный артист ЯАССР Константин Ануфриев. Он потом стал её мужем, и они прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Долгая дорога сначала на поезде, затем со станции Осетрово пароходом по красавице-реке Лене не только не разочаровала, но и влюбила актрису в эту сказочную страну.

«Увидев эти улочки, выложенные чурками, лошадей, запряжённых в сани, вдохнув удивительно чистый воздух, я как-то сразу поняла, что попала на свою улицу жизни, нашла свой город, — вспоминала актриса. —Буквально на следующий день у меня возникло ощущение города и его театра как собственного дома».

Якутский зритель полюбил её буквально с первой роли смелой морячки Маши Бетелёвой в спектакле «Слушайте, товарищи потомки!» М.Мусиенко.

За тридцать два года ею было сыграно более сотни ролей классического и современного репертуара, русской, советской и зарубежной драматургии. Зритель также искренне верил разведчице Ниле Снижко в спектакле «Барабанщица» А.Салынского, санинструктору Марии Ковалёвой в спектакле «Люди, которых я видел» С. Смирнова. И классическим героиням Островского, и комедийным, даже гротесковым образам, созданным мастером импровизаций Ниной Константиновой, и характерным ролям.

2712

ВСЁ ДЕЛАЛА КРАСИВО

Стройная, всегда подтянутая, строго держащая себя в форме, Нина Константинова обладала особым даром сценической красоты. Она красиво ходила, красиво негодовала, красиво удивлялась, красиво любила. Когда ей было 57 лет, режиссёр доверил ей исполнение роли Медеи в одноименной древнегреческой трагедии Еврипида. И не ошибся: зал аплодировал стоя! Актриса, полностью растворившись в образе своей героини, смогла передать ощущение величия чувств и страстей гордой и сильной духом женщины.

Главными её партнерами на сцене были: народный артист ЯАССР Константин Ануфриев, в последние годы — народный артист ЯАССР и РСФСР Валентин Антонов.

Как режиссер, она поставила спектакли «Светит, да не греет» А.Островского и Н.Соловьева, «Последняя жертва» А.Островского, «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо и блестяще исполняла главную роли Филумены, сказки «Маленькая фея» по пьесе В.Рабадана и свои авторскую — «Священное дерево».

Кроме того, Нина Константинова была бессменным секретарём партийной организации театра, дважды кандидатом в члены и дважды членом Якутского ОК КПСС, депутатом Верховного Совета ЯАССР VI, VII и X созывов. Награждена орденом «Знак почета».

Её имя не сходило со страниц газет городов, где проходили гастроли театра: на Чукотке, БАМе, в Хабаровске, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Минске, Бобруйске, о её творческих достижениях писал советский журнал «Театральная жизнь».

2715

А НАПОСЛЕДОК — «РОЗА ПЕСОЧИНСКАЯ»

В 1988 году, после смерти любимого мужа, Нина Алексеевна переехала в Москву — ухаживать за 90-летней матерью. В этом же году ей посчастливилось исполнить характерную роль Советницы в спектакле «Вера. Надежда. Любовь» Эдена фон Хорвата в постановке известного режиссёра Максимилиана Шелла в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова.

 Ещё до её отъезда в Москву огромным успехом и особой любовью у зрителя пользовалась роль стареющей балерины Розы Александровны Песочинской в спектакле «Ретро» А. Галина, проникновенно исполненной Ниной Алексеевной. И вот в 1997 году зал Русского драмтеатра Якутска стоя встретил Нину Константинову, вернувшуюся на родную сцену. И долго аплодировал её выходу в восстановленном специально для неё спектакле «Роза Песочинская».

Но это было время, когда менялось всё: государство, главный режиссёр, руководство театра, обновилась труппа, и вскоре Нина Алексеевна всё-таки уехала в Москву.

Нины Константиновой не стало 24 января 2012 года. Урну с прахом доставили из Москвы в Якутск, установили на сцене Государственного Академического Русского драматического театра им.А.С.Пушкина, и якутяне простились со своей легендарной актрисой. Похоронена Нина Константинова рядом с любимым мужем на Вилюйском кладбище.

Фото предоставлено Галиной ИВАНОВОЙ

  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением