Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -1 oC

В Национальном художественном музее Якутии открылась выставка «Автограф души», посвященная 95-летию со дня рождения художника-графика, заслуженного работника культуры республики Олега КОВАЛЕВСКОГО.

В Национальном художественном музее Якутии открылась выставка «Автограф души», посвященная 95-летию со дня рождения художника-графика, заслуженного работника культуры республики Олега КОВАЛЕВСКОГО.

Это один из первых выпускников Якутского художественного училища, шестидесятник, признанный мастер индустриального жанра, в творчестве которого мы ощущаем мощный пульс того времени. Черкёх и Заполярье, БАМ, алмазный Мирный, газоносный Вилюй, строительство речного порта — он сумел не просто запечатлеть стремительное освоение Якутии, а воспеть его красоту, его изящное могущество.

В родных стенах

Он яркое воплощение той удивительной минувшей эпохи. Еще мальчишкой он бегал во Дворец пионеров, где занимался у Николая Христолюбова, воспитанника Московского художественного училища памяти 1905 года и оказавшегося годы войны в Якутске в эвакуации. Николай Павлович помог мальчишке понять, что все чувства стучавшего в висок времени можно передать на бумаге — удивительно ли, что в 17 лет Олег поступил в Якутское художественное училище, стал одним из первых его выпускников, составивших его гордость и славу. Дитя военного времени, он стремился запечатлеть всё замечательное в строительстве новой жизни, чему сам становился счастливым свидетелем. В его работах — от линогравюр до чудесных пастелей — чувствуется твердая, мощная и страстная рука художника, его могучая работоспособность и любовь ко всему тому, что он делает. Краски стали его самыми выразительными словами, листы — крыльями, способными охватить открывшийся внимательному взору мир.

Искусствовед Галина НЕУСТРОЕВА:

— В училище Олег Ковалевский занимался у замечательных художников — Петра Романова, Леонида Кима, Федора Павлова. Сначала он занялся живописью: он очень хорошо видел цвет, но в начале 60-х в Якутск вернулся целый каскад художников-графиков, получивших образование в Москве и Питере, и под влиянием Элляя Сивцева Ковалевский стал заниматься графикой. Самые первые его выставки датируются 1962 годом — начав как пейзажист, он выставляется на всесоюзных, всероссийских, межрегиональных, республиканских и зарубежных выставках, приподнимая планку якутского искусства. Его вклад в теме освоения промышленности республики неоценим.

1431

1433

1434

В ритме мощного времени

Председатель Союза художников Якутии Ольга СКОРИКОВА:

— Олег Ковалевский и мой папа, народный художник Афанасий Собакин, приятельствовали и часто пересекались: вместе могли поиграть в бильярд на 3 этаже в Доме художника, ездили на рыбалку, и у нас в семейном альбоме сохранились фотографии, их запечатлевшие.

Сама я очень хорошо его помню. Это был очень доброжелательный, улыбчивый человек, с которым всегда было приятно повстречаться.

Я приятно поражена ретроспективной выставкой Олега Ковалевского: это был очень ярко одарённый человек, которому для выражения своего таланта даже не понадобилось институтское образование. Окончив Якутское художественное училище, Ковалевский обрёл такую силу, такие крылья, что смог в дальнейшем полностью себя реализовать как талантливый художник.

 Работ много, и они очень мощные. Разнообразные. Восхищают его цветные линогравюры. А ведь не всем графикам, которые делают цветную линогравюру, свойственно такое живописное видение пейзажа — столь лиричное и эмоциональное.  Обычно графику очень сложно передать эти эмоции через цветную линогравюру.

Очень интересны его индустриальные пейзажи, потому что это — прямая иллюстрация духа того времени. Мы жили в советское время в мощной стране, которая стремительно развивалась и строилась. И поэтому индустриальный пейзаж был яркой приметой времени, очень привлекательной для художника.  Посредством творчества Ковалевского мы можем видеть, как развивалась страна, поэтому я испытываю большую благодарность семье за то, что они передали в музей бесценный дар — работы Олега Ковалевского, и музей организовал эту прекрасную выставку.

Наедине с карандашом

...Так назвала альбом набросков разных лет, выпущенного к 95-летию Олега Ковалевского, хранитель его наследия, полиграфист и издатель, дочь Ольга:

— По рисункам отца можно создать карту его путешествий, откуда он черпал материал для своих творений. Это было время, когда отец разрабатывал редкую для якутских художников индустриальную тему, но по-настоящему его душа раскрывалась в пейзажном жанре. Суровые линии Ленских столбов, величавая красота реки Лены, тихие уголки и исчезающая архитектура старого Якутска, — всё это запечатлено с любовью. Редкие путешествия отца по России, поездки в дом творчества и по любимой реке Лене, знакомство с людьми, бытом и трудовой деятельностью, — всё нашло своё отражение на бумаге. Посмотрите на его работы, и вы поймёте, что художники — всего лишь дети, которые отказываются откладывать карандаши.

SONY DSC

1436

1437

Добрый Николай II

Зинаида Ивановна ИВАНОВА-УНАРОВА:

— У Олега Ковалевского, действительно, очень много работ и, наверняка, не все вошли в те альбомы, которые уже Ольга выпустила. Он был очень работоспособным человеком, который никогда не расставался с карандашом — один из тех художников, поднявших якутскую графику на небывалую высоту. Олег Михеевич был очень скромным, может, поэтому его фамилию не так часто называли. Очень любил Якутию, а дальше России вообще никуда не выезжал. Мы-то все куда-то собирались, ездили, но самое большое, куда он мог отправляться, был Дом творчества «Челюскинская», который тоже его воспитал как художника.

Педагоги Якутского художественного училища говорили ему: «Из тебя должен выйти хороший живописец!» — у него ведь было прекрасное чувство цвета. Но  Элляй Семёнович, который вернулся в Якутск, был иного мнения. Он привез новые модные веяния. «Что вы тут говорите! Надо заниматься графикой! — призвал он товарищей: —

Графика сейчас на самом подъёме, всюду востребовано графика!»

И все, кто собирались стать живописцами, стали графиками. И в их числе Ковалевский.

Он отличался от других своей тематикой. Ковалевский — урбанист, в отличие от своих друзей. Им, выросшим в сельской местности, прекрасно знаком сельский, якутский народный быт, и в их произведениях это хорошо чувствуется.  Ковалевский — горожанин, прекрасно знал город и писал его с большой любовью. И он единственный, кто мог писать с такой любовью на индустриальную тему. Он никогда не показывал рабочих за станком, в его работах мы всегда видим пейзаж. Даже, казалось бы, не самый интересный пейзаж он преподносил опоэтизированно.  Вот где-то добывают уголь — что там может быть красивого? А у него всё очень красиво получалось, потому что он умел видеть эту красоту и знал, как ее передать.  

В те годы я в правлении Союза художников работала ответственным секретарём, и день в нашем Доме художника, что на Лермонтова, начинался с Олега Михеевича. Он и Василий Парников всегда были душой этого дома. Мы тогда все были очень дружны, разбирали свои работы, спорили до хрипоты, защищали друг друга. Одно время, помню, принялись ругать Юрия Вотякова, но художники все встали на его защиту...

Олег Ковалевский был трогательно добрым человеком. Доброта его была в его внешности, во взгляде, хорошо помню его усы, прищур глаз. Внешне он напоминал нам царя, и друзья так его и называли — Николай II.

1438

1439

1440

1441

К Таисии на квасок

Дочь Олега Ковалевского Татьяна:

— Папа был из простой семьи, но человеком был необыкновенно интеллигентным. Он умел общаться с людьми, а нам, детям, прививал чувство прекрасного. Хотя он всегда был на работе, в искусстве, весь в творчестве, но воспитывал нас своим собственным отношением к вещам, к тому, что ему дорого. Учил нас, как правильно пользоваться библиотекой, словарями, очень любил поэзию. У нас был магнитофон «Яуза». И папа читал стихи, и записывал их на магнитофон. А когда чем-то занимался, слушал записи. Это передалось и нам с сестрой Олей, мы тоже любим поэзию.

Папа очень любил природу, брал нас с собой на рыбалку. Помню, мне было восемь лет, когда он взял меня с собой, но я заболела, и нам пришлось вернуться. В итоге мы потом ездили постоянно.

Его окружали заботой четыре женщины и главная из них — бабушка! Если папа приходил на ужин, значит, к его приходу стол должен быть накрыт, и мы его ждали. Мама отвечала за порядок, чистоту в доме, даже ремонт старалась делать в его отсутствие — когда он на природе, на пленэре или в Москве, на даче «Челюскинской».

 Мы учились в 17 школе, совсем рядом с мастерскими, что на проспекте Ленина. И часто забегали к папе, видели там всех художников. Дядя Элляй был человек открытый, всё время улыбался и очень нам нравился. Хорошо помним дядю Володю Карамзина и Валериана Васильева. И все они в мастерской были очень дружны, и заходили к нам домой в гости. Бывали у нас Анатолий Шавлов, Наум Засимов, Афанасий Собакин с супругой. «Ну, Таисия, — говорили они маме, — мы к тебе зашли на квасок!». А мама варила очень хороший квас и всегда была рада дружной мужской компании якутских художников.

1443

1442

Капсула времени

Директор НХМ Влада ТИМОФЕЕВА:

— Мы актуализируем тему якутской графики. Каждое произведение ретроспективной выставки Олега Ковалевского — это капсула времени, рассказ нам о том, какая она была, наша Якутия, наша жизнь. В работах Ковалевского — индустриальный, лирико-эпический пейзажи, река Лена, природа, наш город Якутск. Ковалевский — яркое явление, его творчество входит в Золотой фонд коллекции Национального художественного музея. Во многом благодаря семье большая честь его произведений хранится в музее, и мы имеем возможность устраивать выставку этого художника.

Уникальные доски — офорты этого художника мы планируем показывать в форме тактильных экспонатов, проводить серьёзные образовательные программы.

Вместо эпилога

Чем дальше уходит в прошлое минувший век с его героями, тем пристальнее хочется вглядываться в их черты. Узнавать и помнить, какие это были гиганты, как они жили, творили, как двигали время вперед. Одним из гигантов был невероятно скромный художник, настоящий человек, влюбленный в свой край без пафоса и высоких слов — Олег Ковалевский. Он ушел, просто сложив свои крылья, чтобы иногда их распрямлять и гордо парить над оставленным человечеством: эй, потомки, ну как вы там? Вспомнили, как это было?

И так хочется, чтобы ему среди нас тоже было интересно.

  • 3
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением