Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

В августе 2017 года в Якутии было создано уникальное в своем роде учреждение - Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, который предоставляет целый комплекс услуг по их социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, социокультурной реабилитации и абилитации. Недавно мы побывали в центре, встретились с его сотрудниками и маленькими пациентами.

В августе 2017 года в Якутии было создано уникальное в своем роде учреждение - Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, который предоставляет целый комплекс услуг по их социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, социокультурной реабилитации и абилитации. Недавно мы побывали в центре, встретились с его сотрудниками и маленькими пациентами.

Не больница и не детский сад

Своих первых пациентов – 40 детей – центр принял в начале 2018 года. Сегодня за один заезд сюда приходят 120 детей по госзаданию и около 30 - по обязательному медстрахованию. До начала пандемии, за 2019 год, 2,5 тыс. детей прошли реабилитацию, за прошлый год – 1944 ребенка. Всего в республике более 6,5 тыс. детей-инвалидов.

В Центр приходят дети с нарушениями опорно-двигательной системы, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра. Комплексный курс реабилитации составляет 21 день, его повторяют каждые полгода.

Положительных результатов можно достичь, если и дома заниматься с ребенком, убеждены специалисты центра. При центре имеется общежитие на 152 койко-места для детей и их законных представителей.

Директор учреждения, заслуженный работник социальной защиты населения РС (Я) Зинаида Максимова:

директор зинаида максимова 1

– Наш центр – не больница и не детский сад. Здесь дети-инвалиды проходят реабилитацию. Согласно Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, инвалидность – это особенность организма человека. До сих пор в сознании людей сохраняется, что нужно ее вылечить, а с ней надо научиться жить, поэтому наша реабилитация носит социальный характер. 

Родители – первые, кто замечает, что с ребенком что-то не так. И поменяв ритм жизни или свое восприятие, можно достичь результатов. Сложно научить не драматизировать, привыкнуть. Люди всегда ждут чуда при рождении ребенка, надеются на лучшее и не готовы к проблемам, часто недостаточно информированы.

Я не перестаю говорить, что каждый ребенок развивается по своим возможностям, независимо от диагноза и внешних показателей. Ведь мы знаем многих людей с ограниченными возможностями здоровья, кто достигает успехов, имеет образование, работу и семью, сколько параолимпийских, сурдлимпийских чемпионов! Каждый этап развития ребенка – это показатель внимания, заботы и усердия родителей, а пропущенный день – отставание в развитии.

Если ребенок научится ухаживать за собой, адаптируется к жизни в обществе, пойдет в обычный детский сад и школу, это будет очень большое, наше с родителями, достижение.

«Надежда есть всегда»

В реабилитационном центре работает более 100 специалистов. Его сотрудники ведут научно-методическую работу, постоянно повышают квалификацию в ведущих учебных заведениях России. С момента открытия центра сотрудники прошли около 20 курсов, они постоянно ищут новые методики в работе.

В этом году ввели Комплексную диагностику, где мультидисциплинарная бригада в составе логопеда, психолога, невролога, врача ЛФК, физиотерапевта ставит цель реабилитации. На основе цели составляется индивидуальный маршрут ребенку.Сразу после оформления документов в регистратуре родители с детьми приходят на Комплексную диагностику. 80% родителей знают, зачем приходят, видят свою конечную цель в реабилитации ребенка. Бывают и те, кто впервые видит диагноз, паникует. Но надежда есть всегда. Мы их успокаиваем, совместными усилиями создаем маршрут реабилитации, – рассказывает сотрудник Реабилитационного центра Ираида Говорова.

02f29c46 4a12 4d56 b664 97ede77c6cf0

Какая реабилитационная аппаратура применяется?

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья получают в отделении социально-медицинской реабилитации клинико-консультативную помощь. Здесь работают педиатр, невролог, психотерапевт, ортопед-травматолог, врач и инструктора по лечебной физкультуре, физиотерапевт, офтальмолог, оториноларинголог-сурдолог и медсестры.

Офтальмологический кабинет оснащен безболезненной аппаратурой для коррекции зрения, кабинет сурдолога – современным многофункциональным ЛОР-комбайном с ультразвуковым сканером, клиническим аудиометром, позволяющим проводить диагностику всей слуховой системы. Электрофизиологический аппарат MagPro используется для транскраниальной магнитной стимуляции головного мозга, диагностики и терапии заболеваний нервной системы, что помогает детям с задержкой речевого развития.

Когда мы вошли в кабинет, аппаратом, проводящим импульс в 3 Ватта, пользовалась четырехлетняя Алина, рассматривая рисунки детской книжки.

- Если ребенок не заговорил вовремя, это первый звонок для обращения к специалисту. Ребенок должен видеть постоянно общающихся людей и понимать, что должен пользоваться речевым аппаратом. А его отвлекают смартфоном, где он не имеет возможности разговаривать. Через речь развивается мышление, и так мы становимся людьми, – говорит директор центра.

Инструктора, врач по лечебной физкультуре, ортопед стимулируют суставную мобильность, обучают своих маленьких пациентов ходьбе на тренажерах. Физиотерапевтическая помощь для роста костных и мышечных тканей, укрепления иммунитета представлена целым арсеналом аппаратов, направленных на лечение светом, магнитной стимуляцией, лазеротерапией, ингаляторием, бесконтактными релаксирующими ваннами и согревающей перед массажем парафинотерапией. В центре используется классический, медицинский, точечный и логомассаж. Все это направлено на улучшение трофики мышц, органов, нервной и иммунной системы.

бассейн

В водолечебнице установлены тракционная ванна для вытяжения позвоночника, вихревые ножные, каскадная сидячая, гидромассажные ванны, есть даже ванны для маленьких детей. Они улучшают микроциркуляцию кровеносной системы, способствуют релаксации, уменьшению болевых ощущений, ограничений в движении. Бассейн с водопадом и гидромассажем улучшает общее состояние детей.

«Сова-няня» и верботональный метод

В социально-психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей используется новый реабилитационный метод – сенсорная интеграция, суть которого - помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Здесь оборудованы специальные комнаты «Сова-няня», «Саундбим», кабинеты музыкальной стимуляции и фонетической ритмики.

Во время нашего посещения одного из занятий педагог ритмики стучал в барабан, а пятилетний Мичил под такт делал определенные движения - шагал, поднимал руки, поворачивал голову и т.д.

Такие кабинеты оказывают коррекционно-восстанавливающую помощь детям с интеллектуальными, сенсорными, речевыми нарушениями. Ребенок, ползая и лазая, учится в игровой форме преодолевать различные препятствия. У него развивается чувство равновесия и координация движений. На дорожках дети получают дополнительную сенсорную стимуляцию. Сеансы в сенсорной комнате служат как основной, так и дополнительной реабилитационной технологией, в зависимости от поставленной цели реабилитации. Здесь проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.

Монтессори терапия Виктория Егорова

Например, мы видели как по ковру препятствий, следуя за резиновым мячиком, который держала в руках мама, ползал 8-месячный Гриша. Ему особенно нравилось щупать игольчатый иппликатор…

Работают с детьми и дефектологи, которые используют в своей практике верботональный метод - используют ресурсы всего организма для развития слушания, устной речи, повышения коммуникативных способностей. Метод включает вибротактильную фазу (для детей раннего возраста), а также фонетическую и пиктографскую ритмику, музыкальную стимуляцию речи, специальный аудиовизуальный курс.

А логопеды используют в своей работе интерактивный стол с программой, эффективно проводящей коррекцию нарушений речи, кинетический песок, наглядные примеры с картинок и игрушек. Как сказал логопед Николай Никитин, сюда могут прийти разновозрастные слабослышащие дети, также дети, страдающие от заикания и афазии.

Помоги мне это сделать самому!

В отделении социально-средовой реабилитации предоставляют услуги по Монтессори-терапии, арт-терапии, игротерапии, сказкотерапии, гарденотерапии, социально-бытовой адаптации. Реабилитационные мероприятия направлены на то, чтобы дети-инвалиды приобрели социальный опыт, овладели необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и социальным нормам поведения.

Мы побывали в комнате социально-бытовой адаптации, которая имитирует настоящую квартиру с кухней, гостиной, спальней и санузлом. Здесь детей и подростков учат готовить, накрывать на стол, следить за гигиеной, убираться, стирать, гладить. Дети готовят для своих родителей бутерброды, салаты, несложную выпечку.

В трех кабинетах для детей разного возраста применяется Монтессори-терапия – это педагогическая система, основанная на идее свободного воспитания, которую создала итальянский врач и педагог Мария Монтессори.

Как рассказала специалист комнаты Виктория Егорова, здесь создана развивающая среда, где детям даются различные задания, головоломки для развития мышления, а тем, кто старше 8 лет – задачи по школьным предметам. Главный принцип и девиз этих комнат: «Помоги мне это сделать самому!».

Комната социально бытовой адаптации 2

Для социальной адаптации детей-инвалидов в центре проводятся социокультурные мероприятия, групповые реабилитационные занятия, мастер-классы и конференции. Кроме этого, совместно с Фондом «Харысхал» и родительскими движениями «Особый ребенок», «Солнышки Якутии», «Шаг в мир будущего», центр организует мероприятия для детей с различными играми, консультациями. Во время дистанционной работы были проведены пять научно-практических конференций с участием родителей.

Для социализации детей, до введения ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, педагоги организовывали выезды с детьми - ездили на экскурсии, в музеи, кино, Ботанический сад с целью показать детям, как нужно себя вести в общественных местах.

Чем раньше, тем лучше

Здесь отмечают, что чем раньше обратить внимание на темпы развития ребенка, тем лучше для его дальнейшего развития. В Ресурсном центре ранней помощи проводится психолого-педагогическое обследование малышей до 3 лет. Очень важно своевременно выявить нарушения состояния здоровья и ограничения жизнедеятельности. Детям дается междисциплинарная оценка развития в соответствии с Международной классификацией функционирования, организуется психолого-медико-педагогическая реабилитация и социальная помощь.

Отметим, что Реабилитационный центр является ответственным исполнителем подпрограммы «Ранняя помощь» проекта АНО Гармоничного развития детей «Лаборатория детства». Его цель – проводить анализ, практические исследования, выявлять основные проблемы, содействовать развитию системы ранней помощи и, конечно же, помочь детям в оптимальном развитии, формировании гармоничного физического и психического здоровья.

Электрофизиологический аппарат MagPro

На сегодня организованы и оснащены 7 ресурсно-методических служб ранней помощи в Вилюйском, Верхоянском, Чурапчинском, Горном, Олекминском и Ленском улусах. 50 специалистов в сфере ранней помощи прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики, Институте раннего вмешательства и Институте реабилитации инвалидов имени Альбрехта.

Планируется создать сеть ресурсно-методической ранней помощи в 21 районе республики на базе детских образовательных учреждений, повышать квалификацию и профессиональную подготовку кадров в сфере ранней помощи, внедрение автоматизированной информационной системы скриннинга детей раннего и дошкольного возраста для своевременного выявления отклонений в развитии.

Если ваш ребенок нуждается в реабилитации и социальной адаптации, необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения и в медицинские учреждения по месту жительства в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в республике за счет обязательного медстрахования. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья расположен по адресу: Сергеляхское шоссе 10 км, дом 47.

Нарыйя Пахомова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

Не очень хороший РЦ!!! Сова-няня 15 минут занятие. Логопеда нет! Деффектолог через день. Психолог через день. Нам назначили процедуры,которые ненужны. А для улусников как заявила регистратор,все привелегии! Гидрованна грязная. Мы отказались посещать рц. И в нарушение договора,который нас просили подписать,нас не ознакомили с перечнем услуг от слова вообще! И очень душно в коридорах,не проветривается ничего. Лавочек маленьких по 4 штуки в коридорах,что не создает комфорт мамам и детям инвалидам, приходится стоять под дверьми. Индивидуальных занятий вообще нет! За что из бюджета даются деньги этой сомнительной организации,и на что? Прошу обратить внимание прокуратуру и провести проверку выше перечисленному. Права инвалидов целиком и полностью в этом учреждении ограничены,что противоречит ФЗ об соц.защите детей инвалидов в целом!!!! Оценка вашей организации ниже низшего! Удачи мамам и крепитесь, зоровья детям!!!!

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Бэлиитикэ

Үстэн биири таллылар

Ил Түмэн уочараттаах алтыс пленарнай мунньаҕар муус устар 23 күнүгэр бэбиэскэ бастакы…
24.04.24 15:45
Өлүөнэни туорааһын

Туорааһын төлөбүрэ 2000 солк

СИА иһитиннэрэринэн, муус устар 24 күнүттэн Дьокуускай — Аллараа Бэстээх хайысханан 204…
24.04.24 14:52