Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 3 oC

Продолжаем публикацию цикла из четырех статей, посвященных пройденному республикой столетнему пути: от становления Советской власти в Якутии до современности. В эти, несомненно, волнующие дни считаем своим долгом отдать дань уважения многим поколениям соотечественников, внесшим свой вклад в развитие нашей любимой республики. Сегодня вашему вниманию представляем третью статью из данного цикла. 

Продолжаем публикацию цикла из четырех статей, посвященных пройденному республикой столетнему пути: от становления Советской власти в Якутии до современности. В эти, несомненно, волнующие дни считаем своим долгом отдать дань уважения многим поколениям соотечественников, внесшим свой вклад в развитие нашей любимой республики. Сегодня вашему вниманию представляем третью статью из данного цикла. 

В 1917 году национально-культурное строительство в Якутии, как и по всей стране, началось с перестройки и развития системы народного образования, ликвидации безграмотности, развертывания культурно-просветительной работы.

Большое внимание уделялось развитию национальной школы, проведению политики коренизации, которая заключалась в восстановлении в правах языка и культуры якутов, максимальном приближении власти к населению края и воспитании национальных кадров, приспособлении советского аппарата управления к быту коренного населения.

М.К. Аммосов квалифицировал коренизацию и развитие национальных культур других народов Якутии как политику национального равноправия, возможного при Советской власти. Эта политика способствовала успешной ликвидации элементарной неграмотности среди населения, дальнейшему обучению коренного населения в средних специальных, высших учебных заведениях и, следовательно, подготовке национальных кадров.

Первые годы развернутого коммунистического строительства отмечены крупными достижениями якутской культуры во всех направлениях ее развития.

Развитие народного образования в ЯАССР

Дореволюционная Якутия являлась регионом почти поголовной безграмотности. В 1917 г. население Якутской области насчитывало свыше 264 тыс. человек. Около 84 % населения проживало в сельской местности. Почти столько же процентов населения области составляли якуты, 9,5 % – русские, 6,5 % – эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и другие. По данным 1917 года, в Якутии действовали 173 школы, в которых работали 253 учителя, и 4 средних учебных заведения - реальное училище, женская гимназия, женское епархиальное училище и духовная семинария. Грамотных было лишь 2 %, а среди коренного населения – 0,7 %.

Огромное значение имел Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Началось массовое обучение взрослых грамоте.

Принимались меры по развитию национальной письменности и издательского дела. В 1917 г. на основе международной фонетической транскрипции был составлен якутский алфавит. По инициативе П.А. Ойунского 31 марта 1921 г. была создана Комиссия по подготовке учебной литературы на якутском языке. В 1921 г. вышли в свет, составленные С.А. Новгородовым, букварь и первая книга для чтения на якутском языке.

Урок арифметикиУрок арифметики

В августе 1922 г. вышел указ Совета Народных Комиссаров Якутской АССР о введении в школах республики предмета «якутский язык», который стал обязательным. Кроме того, якутский язык стал языком преподавания в первых группах начальных школ. Об этом с большой радостью писал основоположник якутской литературы А.Е. Кулаковский: «Великая идея коммунизма дала нам возможность развивать своих детей при посредстве материнского языка – это великое, неоценимое счастье для каждого из мелких народов».

Хатырыкская школа 2

С введением всеобщего начального обязательного обучения в Якутии (с 1930 по 1941 гг.) была проделана огромная работа по расширению сети начальных школ. Был взят курс на глубокое и сознательное усвоение учащимися основ наук, качественное изучение русского, якутского языков и литературы, разработку научных основ методики преподавания якутского языка. В эти годы усовершенствовались алфавит и грамматика. Кроме этого, коренные народности Севера Якутии получили свою письменность. Грамотность населения в 1937 г. достигла 85,4 %.

К 1976 г. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию, что диктовалось требованиями научно-технической революции и стало мощным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития страны. В 70-80-е годы, в связи с переходом к всеобщему среднему образованию, резко сократилось число начальных и неполных школ и возросло число средних школ.

За время существования ЯАССР республика стала регионом сплошной грамотности. На пике расцвета автономной Якутии в 1987 г. в республике действовало 690 общеобразовательных школ всех видов, где обучались почти 200 тыс. учащихся. В школах республики преподавание велось на русском, якутском, эвенкийском и эвенском языках.

Высшее образование и наука в ЯАССР

Важной вехой в общественно-политической и культурной жизни народов Якутии стало открытие 8 октября 1934 г. Якутского государственного педагогического института (ЯГПИ), положившее начало развитию высшего образования в Якутии. Открытие педагогического института было вызвано острой потребностью в педагогических кадрах высшей квалификации для реализации задач обязательного общего начального и среднего образования населения.

Также, благодаря знаменитой экспедиции Академии наук СССР по комплексному исследованию производительных сил Якутской АССР, проведенной в 1925–1930 годах, произошло открытие ряда научных учреждений в Якутии, что вело параллельно к росту образовательных, культурных, просветительских организаций.

В 1930 г. М.К. Аммосов говорил: «Проблема темпов выдвигает чрезвычайно острый вопрос о научно-идеологических кадрах в национальных республиках – вопрос о преподавателях, учителях, о научных, журналистских силах и т.д. Национальные республики чрезвычайно бедны такими командными научно-идеологическими кадрами».

Пединститут стал центром подготовки специалистов с высшим образованием из местной молодежи, центром притяжения научных и творческих сил республики. Среди выпускников пединститута – народный учитель СССР М.А. Алексеев, заслуженные учителя школы РСФСР Д.Г. Новопашин, М.И. Кершенгольц, М.И. Николаева, заслуженные учителя школы ЯАССР Е.Ю. Келле-Пелле, П.П. Оконешников, П.А. Старостин и многие другие.

Студенты пединститута.1937г копия 1Студенты пединститута.1937 г.

Достигли крупных успехов в научной и практической деятельности Г.П. Башарин, первый доктор исторических наук из народа саха, создавший свою школу, из которой вышли многие кандидаты и доктора исторических, филологических, философских наук, литературоведы, писатели, журналисты, действительный член Российской академии наук, доктор физико-математических наук Г.Ф. Крымский, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Н.Г. Соломонов, лауреаты Ленинской премии СССР за цикл работ по исследованию первичного космического излучения сверхвысокой энергии Д.Д. Красильников, H.Н. Ефимов, доктор физико-математических наук, ректор ЯГУ с 1973 по 1986 г. А.И. Кузьмин и целый ряд докторов различных наук.

Выпускниками ЯПИ были видные политические деятели - первый секретарь Якутского обкома КПСС, член ЦК КПСС Г.И. Чиряев, Председатель Президиума Верховного Совета ЯАССР А.Я. Овчинникова, народные поэты, писатели Якутии С.П. Данилов, Софр. П. Данилов, Р.Д. Ермолаев-Багатайский, В.С. Соловьев-Болот Боотур, Л.А. Попов, В.С. Яковлев-Далан, народный артист Якутии А.П. Самсонов и многие другие.

Однако подготовка кадров в Якутском пединституте, а также в других вузах страны в форме целевого приема не обеспечивала растущие потребности Якутии. Поэтому первый секретарь обкома ЯАССР в 1946-1951 гг. И.Е. Винокуров выдвинул идею университетского образования в Якутии и стал продвигать ее в высших инстанциях страны. Отмечая острую нехватку специалистов высшей квалификации в аграрном секторе и здравоохранении, он указывал, что в Якутии в ближайшие годы нужно организовать два дополнительных высших учебных заведения - сельскохозяйственный и медицинский институты. Однако Великая Отечественная война помешала этим планам сбыться.

Якутия обрела свой вуз только в августе 1956 г., когда на базе пединститута был открыт Якутский государственный университет. В становлении и развитии Якутского госуниверситета следует отметить роль профессора А.Е. Мординова, первого из народа саха доктора философских наук, признанного в стране теоретика в области теории наций и национальных отношений, талантливого переводчика философских и художественных произведений, журналиста и лектора, первого ректора ЯГУ и организатора высшего образования в республике. А.Е. Мординов писал, что Якутский госуниверситет призван готовить национальные кадры для нужд народного хозяйства республики, для поднятия общего уровня образованности и культуры населения. По его выражению, от букваря до университета народы Севера прошли громадный путь культурного развития.

Следующим шагом в развитии системы высшего образования в Якутии стало открытие в 1986 г. на базе сельскохозяйственного факультета ЯГУ Якутского сельскохозяйственного института (с 1995 г. – Якутская государственная сельскохозяйственная академия, с 2020 г. – Арктический государственный агротехнологический университет).

Наряду с появлением высшей школы в Якутии активно развивалась наука. История якутской науки началась еще в 1935 г., когда основоположником современной якутской литературы П.А. Ойунским был организован Институт языка и культуры малых народов Севера при Совнаркоме ЯАССР, работающий сегодня под названием Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера.

Первая Всеякутская языковедческая конференция. Август 1935г. г. Якутск. ЯГОМ ф.4873 копияПервая Всеякутская языковедческая конференция. Август, 1935г. г. Якутск.

В целях систематического изучения территории Якутской АССР, истории, языка и культуры населяющих ее народов, а также для объединения и координации научных работ в республике в 1947 г. была создана Якутская научно-исследовательская база Академии наук СССР, преобразованная в 1949 г. в Якутский филиал (ныне – Якутский научный центр) Сибирского отделения АН СССР. В сентябре 1951 г. в составе Якутского филиала был создан Институт биологии, в 1957 г. – Институт геологии, в 1960 г. – Институт мерзлотоведения, в 1962 г. – Институт космофизических исследований и аэрономии и Ботанический сад.

Якутский филиал СО АН СССР превратился в крупный научный центр на северо-востоке страны. Этот научный коллектив республики в 1964–1988 гг. возглавлял академик Герой Социалистического Труда Н.В. Черский. В 1988 г. председателем президиума ЯФ СО АН СССР был избран тогда еще чл.-корр. РАН СССР Г.Ф. Крымский. В составе ЯФ СО АН СССР появились институты:  в 1970 г. –  физико-технических проблем Севера, который в 1986–2004 гг. возглавлял первый академик Российской академии наук из народа саха, доктор технических наук В.П. Ларионов; в 1980 г. – горного дела Севера и др.

Научными подразделениями Якутского филиала за это время проведено множество исследований, результаты которых явились существенным вкладом в советскую науку и оказали большое влияние на развитие производительных сил как Якутии, так и страны в целом.

Развитие художественной культуры Якутии

В период ЯАССР были выдвинуты большие задачи в развитии художественной культуры народа. Литература и искусство были призваны играть важную роль в идейно-эстетическом воспитании человека. Были созданы театры, библиотеки, клубы, научные и культурно-просветительские учреждения.

В республике плодотворно действовали творческие союзы писателей, художников, журналистов, композиторов Якутской АССР. Возник целый пласт национальной художественной интеллигенции - писателей, художников, музыкантов, деятелей театра и кино. До этого национальная художественная интеллигенция была представлена отдельными личностями - А.Е. Кулаковским, А.И. Софроновым, Н.Д. Неустроевым и В.В. Никифоровым – ставшими основоположниками якутской художественной литературы, возникшей в начале XX века под влиянием демократического движения в России и русской литературы, и внесшими огромный вклад в просвещение своего народа.

Появились имена новых якутских литераторов - П.А. Слепцова-Ойунского, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С.С. Яковлева – Эрилик Эристина, Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа, Д.К. Сивцева – Суорун Омоллона и многих других.

Якутские учителя в Московском постпредстве 1920 е гг. ЯГОМ ф.24663 копияЯкутские учителя в Московском постпредстве. 1920-е гг.

Якутское национальное искусство - музыка, театр, живопись – заняли заметное место в российском, советском искусстве. Появились первые профессиональные художники: И.В. Попов, М.М. Носов – выходцы из среды русского духовенства, коренные якутяне, П.П. Романов – первый художник из народа саха, основатель Якутского художественного училища. Их творчество явилось достижением в освоении традиций русского искусства на якутской земле.

Важнейшим событием художественной жизни стало создание 24 января 1941 г. Союза советских художников Якутии. Появилось несколько поколений ярких мастеров изобразительного искусства, среди них Г.М. Туралысов, С.А. Александров, Л.А. Ким, А.П. Мунхалов, В.С. Карамзин, В.С. Парников и другие, составившие ядро якутского изобразительного искусства. Ведущим мастером, чье творчество широко и масштабно представляет искусство Якутии, является А.Н. Осипов, народный художник СССР.

Появилась целая плеяда скульпторов, чьи композиции ныне украшают площади и скверы городов и районных центров. Первым профессиональным скульптором из народа саха был С.А. Егоров, в 1960-е гг. начали творческую деятельность выдающиеся скульпторы К.Н. Пшенников и П.А. Захаров.

За период ЯАССР появились и своими постановками и спектаклями радовали жителей республики 5 государственных и 20 народных театров. Среди деятелей якутского театра широкую известность по всей стране получили народные артисты СССР В.В. Местников, Д.Ф. Ходулов, народные артисты РСФСР и РФ С.А. Григорьев, Т.П. Местников, П.М. Решетников, заслуженный деятель искусств РФ А.С. Борисов.

Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор М.Н. Жирков – создатель первых якутских национальных опер «Нюргун Боотур», «Сыгый Кырынаастыыр» и балетов «Полевой цветок», «Алый платочек», написанных в 1947–1949 гг.

Большой вклад в развитие якутской музыкальной культуры внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950–1960 гг. - Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. В 1970-е гг. появляются композиторы-якуты - З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А.Н. Созонов, первая якутская женщина-композитор П.Н. Иванова, первый эвенский композитор П.М. Старостин.

В 1979 г. организованы Союз композиторов Якутии, филармония, в 1980 г. – Государственный ансамбль танца (с 1992 г. – Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева – Кыыл Уола).

Гордость и славу оперного искусства Якутии составляют народная артистка СССР А.Е. Ильина-Дмитриева, заслуженные артисты РСФСР Е.А. Захарова, Н.С. Шепелева, М.М. Лобанова и другие.

Благодаря появлению своих кадров балетмейстеров, стали появляться разные театральные жанры и стили, в т.ч. основанные на национальном фольклоре. Признание и любовь зрителей получили известные солисты якутского балета, заслуженные артисты РСФСР Е.А. Степанова, Н.С. Посельская, К.А. Иванова и А.П. Ултургашев, Н.И. Христофорова.

Развитие художественной культуры в ЯАССР достигалось усилиями не только профессиональных деятелей, но и благодаря самодеятельности широких масс. В 1983 г. действовало 23 народных театра, свыше 160 детских музыкальных школ.

Не оставались без внимания и народные сказители. Олонхосуты и тойуксуты С.А. Зверев – Кыыл Уола, Д.М. Говоров, Н.А. Абрамов-Кынат, П.П. Ядрихинский, Н.И. Степанов, Е.Е. Иванова, М.Т. Шараборин-Кумаров, Е.Г. Охлопков были приняты в члены Союза писателей СССР.

Были крупные успехи в печатном деле. В 1985 году в Якутии издавалось 53 республиканских, районных, ведомственных газеты. Их разовый тираж в пересчете на численность населения обеспечивал газетой каждого третьего жителя. В фондах 608 массовых библиотек хранилось, в среднем, по 7 книг на каждого человека.

Нужно отметить, что советский период истории страны отличался одной особенностью, глубоко повлиявшей, прежде всего, на национальные регионы –  главными носителями и творцами культурного наследия стали простые рабочие и крестьяне. Именно период ЯАССР широко открыл двери в науку, литературу, искусство, в институты и университеты детям якутских крестьян, бедноты, всех разночинцев, создав поистине народную интеллигенцию, писателей, музыкантов, художников, ученых. Именно в этот период якутский народ, в широком смысле слова, впервые в своей истории стал в полной мере пользоваться плодами не только родной, но и великой русской, а затем и мировой культуры. Это тем более верно, если вспомнить, что до этого в Российской империи подобных возможностей у широких масс якутов не было и быть не могло. В этом величие и заслуга периода Якутской Автономной Советской Социалистической Республики.

В следующей, заключительной, статье мы рассмотрим современную историю государственности Республики Саха (Якутия).

А.И. Еремеев, Председатель Государственного Собрания

(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

  • 3
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Чахчы, дьикти дьылҕа!

Дьокуускайга аны сайын, бэс ыйын 25 күнүттэн от ыйын 7 күнүгэр диэри, «Азия оҕолоро» VIII…
19.04.24 17:38
Түһүлгэ

Айылҕа уһуктан эрэр

Чаҕылыс-иҕилис мичээрдээх, сэргэх сэбэрэлээх, сааскы сандаархай күн сардаҥата…
19.04.24 16:03
Булт

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын,…
19.04.24 12:04