«Что, если бы он знал свою судьбу наперед?»
Кирилл Семенов, артист драмы и кино, заслуженный артист Якутии:
– Я родился как раз, когда Платон Ойунский был реабилитирован. Его имя всегда было на слуху, люди восклицали: «Уруй! Айхал!». Мы изучали его биографию еще со школы, нам рассказывали, что его труды были запрещены, а тех, кто их читал – репрессировали. Я прочитал все его произведения - стихи, драматические прозы, народный эпос…
Когда я был молодым, на юбилей Платона Ойунского был организован республиканский конкурс чтецов по его произведениям. В тот день я впервые предстал в роли Ойунского – на мне были круглые очки, костюм и шинель – прочитал рассказ «Буревестник». Думаю, тогда меня и заметили. Как такового кастинга на роль Ойунского не было в Саха театре – обычно режиссеры назначают артистов, подыскивая человека, подходящего по типажу, внешности и речи.
В 1983 году был поставлен спектакль Андрея Борисова и Василия Протодьяконова «Yс саха төрүөҕэр» («Мной оставленные песни»), где я играл юношу Платона в те годы, когда он учился в семинарии, общался с первыми революционерами, состоял в кружке социал-демократов под руководством Емельяна Ярославского. В 2003 году сыграл его снова в продолжении, который назывался «Кэриэhим, кэннибэр хааларым». В 2002 году сыграл эпизодическую роль Ойунского в пьесе Василия Харысхала «Эргиллиэм хайаан да…» («Я вернусь…») про купца 1 гильдии Гаврила Васильевича Никифорова-Манньыаттаах уола. В 2007 году играл в пьесе «Бастын хатыыта» («Вознесение») о Василии Васильевиче Никифорове-Кюлюмнюре. Это эпопея о представителях якутской интеллигенции и купечества. В спектакле «Кээрэкээн Ойуун» («Шаман Кэрэкэн»), написанным Платоном Ойунским и поставленным Русланом Тараховским, я играл одного из мудрых стариков.
По приглашениям выступал со стихами Платона Алексеевича на разных юбилейных, поэтических вечерах, посвященных его памяти. Я держал роль десяток лет, пока возраст не взял свое и руководство театра нашло молодого актера.
Сейчас занимаюсь переводами с русского на якутский язык. На сегодня перевел более 40 произведений русских и зарубежных классиков, современных российских авторов, опубликовал две книги переводов пьес «Сахалыы тыыннаммыт пьесалар», которые переданы музею Саха театра, читальным залам Национальной библиотеки РС (Я) и Центральной городской библиотеки им. В.Г. Белинского.
У каждого артиста свой прием и подход к каждой роли. Но у меня не было особых обрядов, чтобы вжиться в роль Платона Ойунского. Я много размышлял о его произведениях, проживал их вместе с ним и его героями, думал, как бы Платон поступил в той или иной ситуации, с какой интонацией читал бы свои стихи.
Когда думаешь об Ойунском после 50-60 лет, удивляешься, каким он был человеком, как он все успевал, совмещал литературу и политику, и как трагично сложилась его судьба. Только сейчас по-настоящему понимаешь его величие, смотришь на его целеустремленность по-другому. Он много работал по созданию государственности республики, в этом его сила. Невольно задумываешься: что было бы, если бы он знал свою судьбу наперед? Я думаю, даже если бы он родился во второй раз, то поступил бы все равно так, как считал нужным тогда. Хотя то, о чем он думал в последние дни своей жизни, болея в тюрьме – загадка. То, что он до сих пор является великим человеком для своего народа, остается, и это уже не изменить.
«Пытался понять его философию, психологию, привычки»
Гаврил Менкяров, артист Театра Олонхо:
– Изначально я был дублером Романа Дорофеева, который должен был играть Платона Ойунского в спектакле «Бүгүн эбэтэр хаһан да» («Сегодня или никогда»), но, по воле случая, на премьере сыграл я, как и в следующих прокатах этого спектакля, пока не перешел в Театр Олонхо. Работая в Саха академическом театре с 2016 по 2019 годы, я играл его также в спектаклях «Эргиллиэм хайаан да…» и «Тэпсиллибэт үтүө аат» («Три реалиста»), выступал в правительственных мероприятиях, на площадях города Якутска со стихами и в образе.
В Театре Олонхо по мотивам произведений П.А. Ойунского я играл Олоҥхосута в произведении «Туйаарыма Куо» и Ойууна – в «Үс күн» («Три святила»). Также Андрей Борисов поставил «Улуу Кудаҥса» («Кудангса Великий»), где я играю шамана Чачыгыр Таас. К слову, премьера этого спектакля состоялась в Греции, в городе Драма.
Перед тем, как взяться за роль Платона Ойунского я изучал его биографию и произведения, читал много книг, статей, воспоминаний о нем – пытался понять его философию, психологию, какой он был личностью, какие у него были привычки, походка, пластика.
Платон Алексеевич – зачинатель якутской советской литературы, видный политический деятель, человек, который собрал и сохранил нашу культуру, обряды, традиции и язык в 30 произведениях на основе Олонхо. Я всегда восторгался и гордился им и, в какой-то степени, хочу ему подражать. Мне нравятся многие его произведения, например, «Кыһыл Ойуун» («Красный Шаман»), «Улуу Кудаҥса», «Иирбит Ньукуус» («Безумный Николай») – воистину философские, шедевральные творения.
Прочитав статьи Ойунского об олонхо, якутском народе и культуре, я во многом с ним согласился, многое открыл для себя, понял, в художественных произведениях также что-то почерпнул.
Наш театр выступает организатором Ысыаха Олонхо. В этом году праздник пройдет в Верхневилюйском районе, на родине государственного, общественно-политического деятеля Якутии, отца-основателя якутской автономии Исидора Никифоровича Барахова. Мы откроем Ысыах и покажем премьеру нового спектакля «Хардааччы Бэргэн».
«Ему был дан особый дар Сверху»
Дьулустан Семенов, артист Саха академического театра им. П.А. Ойунского:
– В 2018 году я только перешел с Театра юного зрителя в Саха театр, как меня взяли на роль Платона Алексеевича в театрализованном представлении «Триумф Ойунского», которую я исполнил впервые. Эта была огромная ответственность, ведь трибуны были полностью заполнены зрителями – представление смотрело более 4 тысяч человек. Были моменты в сценарии, когда я шел по всему полю один, или в сопровождении единомышленников-современников и колонны представителей интеллигенции, общественников, представителей Союза художников, писателей, журналистов. Было очень волнительно!
Еще со студенческих лет преподаватели нам говорили, что у артиста обязательно должно быть небольшое волнение перед выходом на сцену, даже если он исполняет маленькую эпизодичную роль. А если не волнуешься, значит, твоя роль не готова.
В этом году я уступил роль Платона Ойунского в большом театрализованном действии Роману Дорофееву и стал его дублером.
За мной закрепилась эта роль: в спектаклях «Ча5ылхай Максим», «Бүгүн эбэтэр хаһан да» – во всех, где фигурирует Платон Алексеевич. В годовом репертуаре бывает по 5-6 различных спектаклей, связанных или посвященных ему.
Люди говорят, что Платон Ойунский в моем исполнении очень похож, но, мне кажется, что мой голос не совсем подходит. Не думаю, что у Платона Алексеевича он был настолько низкий.
Среди персонажей Платона Ойунского самая большая роль, которую мне довелось сыграть – это главный герой спектакля «Кээрэкээн Ойуун» («Шаман Кэрэкэн»). Мне ближе по духу и больше подходит образ шамана, а не Ойунского. Кстати, перед постановкой мы просили благословение, выехав в родной алас писателя, чтобы сыграть этих великих шаманов.
Платон Ойунский – великий человек, основавший государственность, боровшийся за независимость Якутии. Играть настолько уважаемую фигуру в истории нашей республики – большая ответственность. Насколько возможно изучал его биографию, произведения, выучивал наизусть его стихи и их переводы на русский язык, чтобы подготовиться к сцене.
Меня поражает «100-летний план развития республики» – это такой колоссальный труд! Автор увидел будущее сквозь столетие и практически все его прогнозы сбылись. Не зря он взял себе фамилию Ойунский, корень которого происходит от слова «ойуун», т.е. шаман. Я думаю, ему был дан особый дар Сверху, отличающий его от обычного человека.
Юбилейные мероприятия проходят в нашем театре уже с начала года. Совместно со студентами Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева ставим спектакли об основоположниках якутской автономии, которых играют артисты нашего театра.
«Мне не приходилось вживаться в роль: я как будто чувствую его»
Роман Дорофеев, артист Саха академического театра. Сыграет роль Платона Ойунского в грандиозном театрализованном представлении «И они продолжили творенье мира…»:
– Каждый год 27 апреля, в День образования ЯАССР, Арктический государственный институт культуры и искусств выходил на площадь Орджоникидзе, где студенты читали стихи Платона Ойунского. Там я впервые сыграл роль Платона Алексеевича в 2007-2009 годах. Однажды играл его в Театре оперы и балета. Когда я только пришел работать в Саха театр, режиссер, проходя мимо, заметил, что я похож на Платона Ойунского и предложил мне роль.
Я играл в спектакле, написанного Платоном Ойунским, «Иирбит Ньукуус» еще в школе, в самодеятельном кружке, а затем и в театре, в постановке Сергея Потапова.
Всегда чувствовал некую близость с Платоном Алексеевичем Ойунским, потому что родился в селе Черкёх Таттинского улуса, в роддоме, который ранее был школой, где он учился. Учился я в школе родного села, которая носит его имя, а сейчас работаю в театре, названном в его честь.
В детстве нам все время рассказывали о нем, его истории и вкладе. С малых лет я рос на его стихах, и это очень мне помогало. В молодости мечтал быть как он, говорил себе, что недаром родился в селе Черкёх – были такие юношеские максималистические мысли. Очень люблю и уважаю этого человека.
Мне не приходилось вживаться в роль - не то, чтобы я гениально играл Платона Ойунского, но я как будто чувствую его. При этом боюсь, что неправильно его подам, его характер. Когда я играю Платона Алексеевича, у меня всегда стоит некий барьер: дотяну ли я до его уровня? Оправдаюсь ли я перед зрителями? Увидят ли они во мне якутского просветителя?
Мне нравятся стихи Платона Ойунского, ритмичность и плавность в их звучании, переливающийся текст, напоминающий олонхо. Его читать легко, его говорить легко. Одни из моих самых любимых – «Ийэм Дьэбдьэкиэй уҥуо5ар» и «Бырастыы», когда он прощается с морем, ведь никогда его больше не увидит.
На 100-летие ЯАССР я планирую поставить спектакль «Последние дни Платона» по воспоминаниям тюремного фельдшера Лота Михайловича Свинобоева. Это будет моя дипломная работа, ведь я заканчиваю режиссерские курсы Андрея Борисова. Летом, в конце июня или в начале июля, состоится премьера в Саха театре – всех приглашаю!
Я поздравляю всех жителей республики со 100-летним юбилеем. Это исторический момент, который мы отметим лишь раз. Живите не прошлым столетием, а будущим! Всем здоровья!
Поэма-мистерия «И они продолжили творенье мира…» («Эллэй эьэбит са5аттан»), которая состоится сегодня, 29 апреля, в 18.00 в спорткомплексе «Триумф», посвящена 100-летию автономии республики и 390-летию вхождения Якутии в состав России. В ней примут участие все театрально-зрелищные учреждения культуры и искусства - театры, музеи, филармония, цирк, детские, юношеские танцевальные ансамбли, 19 танцевальных коллективов, учебные заведения культуры, в том числе СВФУ, АГИКиИ, АГАТУ – всего 1750 участников.
История развернется со времен Эллэя и Александра Невского, охватывая весь период освоения Сибири и Дальнего Востока. Ярчайшими картинами будут представлены влияние православия, великие северные экспедиции, революционное время, становление Советской власти в республике и создание автономии, как начало нового отсчета истории Якутии.
Нарыйа ПАХОМОВА
СПРАВКА:
Платон Алексеевич Ойунский (1893 - 1939 гг.) в 27 лет возглавил Центральный исполнительный комитет правительства только создающейся республики, заложил основы государственного правления.
Его рассказы, повести, драмы вошли в золотой фонд литературы народа саха. В качестве этнографа он издал якутские эпосы Олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо». Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.
В 1938 году был арестован органами НКВД в Иркутске за «руководство буржуазно-националистической контрреволюционной организацией». Платона Ойунского посадили в тюрьму, где он скончался через год. В 1955 году реабилитирован посмертно.
- 1
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0