Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

В РФ с 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе, которого так долго ждали жители республики и который позволит своевременно и по более низким ценам доставлять на северные территории товары первой необходимости. 

В РФ с 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе, которого так долго ждали жители республики и который позволит своевременно и по более низким ценам доставлять на северные территории товары первой необходимости. 

Основная цель закона состоит в том, чтобы создать бесперебойные поставки грузов жизнеобеспечения на Крайний Север. Речь идет о топливе, продуктах питания, стройматериалах и других товарах.  

Отметим, что более двух десятилетий Республика Саха (Якутия) добивалась нормативной основы государственной поддержки федерального центра северного завоза. За этот период Госсобранием Якутии были инициированы проекты законов, проведены круглые столы, совещания и заседания на уровне Совета Федерации и Государственной Думы, вносились разные предложения и механизмы по логистике, были проанализированы и изучены различные документы и предложения. 

Лед тронулся, когда Президент России Владимир Путин 15 апреля 2022 года подводя итоги совещания по вопросам развития Арктической зоны, поручил разработать специальный закон о северном завозе. Придавая исключительно важное значение данному закону он назвал задачей особой важности – полное и своевременное обеспечение северного морского завоза.

21 февраля 2023 года Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил, что Россия намерена наращивать возможности Северного морского пути, а также внес изменения в «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Смысл поправок определен по трем основным деталям: централизация северного завоза, закрепление государственного мониторинга оценки вечной мерзлоты и внедрение отечественных атомных станций малой мощности. 

Напомним, народные депутаты Якутии во главе с Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Алексеем Еремеевым проводили планомерную, системную работу, активно участвовали в работе круглых столов, рабочих совещаний по проектам федеральных законов, касающихся развития регионов Арктической зоны РФ и северного завоза. Так, в сентябре 2022 года по инициативе Ил Тумэна в Якутске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и заседание экспертной группы по разработке Федерального закона о северном завозе. 

Проект федерального закона «О северном завозе» был внесен Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ 22 февраля 2023 года в первом чтении.

Ввиду того, что данный законопроект имеет исключительно важное  значение для нашего региона, в целях совершенствования организации северного завоза парламент Якутии предложил дополнить ряд позиций в законодательстве нововведениями, которые касаются ценообразования на товары первой необходимости, полномочий органов исполнительной власти субъектов в тарифной политике за доставку и хранение грузов, а также государственной поддержки участников северного завоза и транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.  

Поправки к нему ко второму чтению поступили 12 июля 2023 года, второе чтение законопроекта было намечено на октябрь 2023 года.  Проект ФЗ представил председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

«Хочу подчеркнуть, что это не просто поправки правительства, а результат работы экспертной группы, куда вошли представители заинтересованных федеральных органов власти, наш комитет, а также наши коллеги, депутаты Государственной Думы от Якутии. При этом скажу, что около 55 процентов всего северного завоза приходится как раз именно на Республику Саха (Якутия). В результате проделанной совместной работы нам удалось получить документ, который, по общему признанию, стал системным, стройным, простым и понятным для правоприменения», - подчеркнул председатель Комитета ГД.

На заседании комитета Госдумы были обсуждены таблицы поправок, которые были приняты во втором чтении. Как прокомментировал Алексей Еремеев, Ил Тумэн предложил пять поправок в основной законопроект и одну – в закон-спутник.

«Отрадно, что из шести предложенных поправок, четыре были приняты. Они касались исключения муниципальных образований из тех органов власти, которые осуществляют северный завоз. Мы понимаем, что муниципалитеты не в состоянии его обеспечивать. Это прерогатива органов государственной власти РФ и субъектового уровня. Вторая поправка касалась установления тарифов на товары, которые поставляются по линии северного завоза, если они не утверждены правительством РФ или федеральным уполномоченным органом на территории. У нас ведь субъекты поддерживают собственную транспортно-логистическую сеть, субсидируют из своего бюджета определенных операторов в этой части. Эта поправка была принята. Изначально мы настаивали на том, чтобы были предоставлены федеральные бюджетные кредиты на осуществление северного завоза, потому что Якутия ежегодно 40 млрд. рублей привлекает на северный завоз. Поэтому в первую очередь, на что хотелось обратить внимание – это порядок оказания финансовой поддержки участникам северного завоза, определенный законопроектом. Так, он предусматривает категорирование грузов северного завоза для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. Ключевые новеллы нового закона - централизованная система управления поставками, а также механизмы государственной, в том числе финансовой поддержки, которые позволят сократить сроки доставки и снизить логистические издержки, а с ними и стоимость товаров для северян. Кроме того, в 10 раз расширен перечень товаров, на закупку и транспортировку которых могут предоставляться бюджетные кредиты. Эти важные вопросы мы поднимали на всех федеральных площадках. Мы надеемся, что теперь у государства появится возможность регулирования цен и надбавок на привозные товары, тарифов на перевозку и хранение, создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения. Это очень важный шаг для повышения качества жизни северян», — отметил спикер парламента Якутии Алексей Еремеев.

Таким образом, федеральный закон вводит три категории грузов северного завоза для дифференциации мер государственной и муниципальной поддержки. К первой категории относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также специализированные продукты лечебного питания, ко второй — грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей — остальные грузы. По аналогии с планом развития СМП будет утвержден план развития транспортно–логистической инфраструктуры северного завоза. К 2029 году содержание объектов опорной инфраструктуры достигнет 100 проц. от норматива финансовых затрат.

Федеральные меры поддержки предполагают выдачу бюджетных кредитов субъектам РФ по ставке 0,1 проц. сроком до трех лет.

Представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев комментируя новый закон, отметил прикладную значимость закона для простых жителей Арктики и рассказал об истории развития северного завоза в Республике Саха (Якутия).

«Северный завоз был создан, в первую очередь, ради людей. Закон дает гарантию населению, что в установленные сроки продукты и товары народного потребления будут доставлены. Ведь это стало важной государственной задачей. Бесперебойность доставок сможет предотвратить дефицит товаров в труднодоступных населенных пунктах. Примерно до 1990-х годов северный завоз осуществлялся по транспортно-логистической схеме, разработанной Правительством СССР. С 1992 по 2024 годы северный завоз осуществлялся силами и ресурсами северных регионов. В «нулевые» годы субъекты испытывали большие трудности и по новой разрабатывали логистику. Это были очень сложные времена. С 1992 года по 2000 годы Якутия совершенствовала собственную систему северного завоза, направляя свои ресурсы на его реализацию. Несмотря на ограниченность ресурсов, за этот исторический период Якутия хорошо справилась со своими полномочиями. Теперь главную ответственность за северный завоз взял на себя федеральный уровень», — отметил парламентарий.

Также Сахамин Афанасьев подчеркнул, что в конечном итоге оценку новой схеме северного завоза, будут давать жители Арктики и Севера, которые на себе почувствуют и оценят действие этого закона. «А законодатели, в свою очередь, будут своевременно подключаться к процессу совершенствования Федерального закона, который концептуально верен и своевременно принят».

Фото из открытых источников интернета

Источник iltumen.ru

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением