Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

В стенах парламента Якутии 25 января состоялась встреча руководства, председателей постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) с народными депутатами Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва. Мероприятие проводится в рамках юбилейных мероприятий к 30-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

В стенах парламента Якутии 25 января состоялась встреча руководства, председателей постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) с народными депутатами Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва. Мероприятие проводится в рамках юбилейных мероприятий к 30-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

С приветственным словом выступил заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) – председатель постоянного комитета по государственному строительству и законодательству Афанасий  Владимиров. 

Он подчеркнул, что в этом году встреча с ветеранами парламента Якутии проходит в памятное время - ровно 30 лет назад 25 января 1994 года в Овальном зале Дома правительства №1  состоялось первое  заседание Палаты представителей.    

«Деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) I созыва осуществлялась в нелегких условиях реформ 90-х годов, при этом одновременно решались сложные задачи  социально-экономического переустройства общества. Новый парламент Якутии создавал новую законодательную базу республики. В первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти, закон об образовании, механизмы реализации экономической и социальной политики. И депутаты первого созыва Ил Тумэна прошли его достойно, засеяв  законодательное поле новыми законами и нормами, написанными ими самими, и внеся веское слово в законотворческое пространство федеративного государства», - отметил вице-спикер парламента Афанасий Владимиров.

Также вице-спикер добавил, что аксакал политики Егор Михайлович Ларионов был заместителем председателя Верховного Совета республики ХII созыва, председателем Палаты республики I созыва Ил Тумэна, членом Совета Федерации РФ. Он был одним из тех, кто с самого начала и до завершения непосредственно участвовал в разработке Декларации о государственном суверенитете, Конституции (Основного закона) Республики Саха, Федеративного Договора между республикой и Российской Федерацией. Как профессиональный юрист Егор Ларионов еще до выборов первого созыва Ил Тумэна  два месяца участвовал в разработке Конституции России  и имел колоссальный опыт работы, что позволило заложить новому парламенту  крепкие правовые основы новой государственности Якутии.

 

В становлении нового парламентаризма в республике, в его развитии огромная заслуга принадлежит государственному деятелю, спикеру Палаты Представителей первого созыва Ил Тумэна Афанасию Петровичу Илларионову. Афанасий Петрович имеет большие заслуги не только в становлении института парламента, но и в строительстве новой государственности Якутии и укреплении позиций республики в политическом, экономическом и правовом пространстве Российской Федерации.

Далее он предоставил слово Председателю Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I созыва, лауреату Государственной премии Республики Саха (Якутия) им. М.К. Аммосова в области государственного строительства, Почетному гражданину республики Егору Ларионову.

Егор Михайлович поздравил коллег с исторической датой. Он в своем воспоминании отметил, что на первой организационной сессии когда встал вопрос выбора председателей палат, депутаты за его кандидатуру отдали 100 проц.своих голосов. Это доверие коллег он воспринял как оценку результатов его активного участия в разработке Декларации о суверените, Конституции республики, Федеративного договора и большую ответственность перед своим народом.

«Надо учесть то, что первый созыв Ил Тумэна создавался и работал в исключительно сложных политических и экономических условиях. Не удивительно, что противостояние, острые противостояния, нечестные политические игры в верхних эшелонах власти в разных формах повторились во всех субъектах. Среди ветвей власти республики тоже были разногласия. Но они никогда не превращались в глубокую конфронтацию, преследование инакомыслящих. Все решалось в рабочем порядке, и по итогам конструктивного и делового обсуждения обе Палаты все же приходили к согласию, так как руководствовались, прежде всего,  интересами народа. Базовый закон «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я)» закре­пил статус парламента как высшего представительного, законодательного и контрольного органа — правопреемника Верховного Совета РС(Я).  В непростое время для республики и страны в целом, перед нами стояла нелегкая задача - зако­нодательное закрепление и практическое осуществление государственных мер, направленных на минимизацию последствий спонтанных экономических ре­форм, падения производства, роста безработицы, снижения уровня жизни лю­дей, на поддержку важнейших отраслей народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства. Последовательно стала создаваться ре­гиональная законодательная база, отражающая территориальные, климати­ческие, социально-демографические, этнокультурные и другие особенности республики», - отметил Егор Михайлович.  

Народный депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, II, III, IV созывов, Почетный гражданин РС (Я), народный писатель Андрей Кривошапкин в своем выступлении рассказал о периоде своей работы постоянным представителем Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) в Федеральном Собрании РФ. «Взяв на себя огромный груз ответственности перед своим народом, мы с честью и достоинством, настойчиво и последовательно отстаивали интересы республики в федеральном законодательном органе и надо сказать, марку держали. Инициированная еще в те годы политика сбережения человеческого капитала проецируется на республиканских законах «О правовом статусе коренных малочисленных на­родов Севера» и «О северном домашнем оленеводстве»,  «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», «О кочевой родовой общине малочислен­ных народов Севера», которые заложили фундамент правовой и социальной защиты коренных народов всей страны в те нелегкие годы.  Первый и второй созывы Ил Тумэна установили тесные деловые отношения с Госдумой и Советом Федерации. Мы побывали у них по два раза с большой делегацией. При подготовке и принятии законов, непосредственно касающихся Севера и его жителей, мы отправляли в центр депутатов из соответствующих комитетов, чтобы они участвовали в разработке законопроектов», - сказал аксакал.    

Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I и II созывов,   доктор социологических наук Ульяна Винокурова отметила, что выборы I созыва прошли в период пробуждения политической активности населения, свободы слова и свободы выбора.

«Мы были одержимы идеей тех лет, которые были зафиксированы в Декларации о государственном суверенитете, идеей новой Конституции республики,  которую мы творили в течении 1,5 лет и которая создавалась общенародными усилиями. Было множество обсуждений самого разного уровня, начиная от отдаленных сел заканчивая Российским  институтом законодательства и права. Каждое слово, каждая позиция были предметом дискуссий и обмена мнениями. Все эти ключевые для развития нашей республики документы были своевременно оформлены и приняты благодаря высокому профессионализму - Егора Михайловича Ларионова и Афанасия Петровича Илларионова. Они оба были очень грамотными, опытными  юристами, выпускниками Свердловского юридического института - ведущего вуза нашей страны. А какую высокую планку истинного парламентаризма поднял Анатолий Абрамович Гольдман. Он был человеком высочайшей правовой культуры, истинным дипломатом и интеллектуалом.  Это было время, когда надо было формировать правовое поле, которое строится на незыблемом фундаменте. В трудные 90-е годы мы выжили благодаря двум преференциям: принципу двух ключей в недропользовании и оставлению основных видов налогов у субъекта. Сегодня у нас есть понятие Арктическая зона РФ, но нет  понятия Арктический субъект. Поэтому, сегодня перед нами стоит  неотложная задача — вдохнуть гуманитарный, социальный смысл в арктическую государственную политику. Необходимо сегодня усилить федеральную законодательную инициативу по тем аспектам, по которым еще не разработаны федеральные законы – о вечной мерзлоте, по недропользованию, а также нужно доработать по северному завозу. Сегодня необходимо, чтобы государственная политика отличалась от логики транснациональных компаний тем, что она заботится о своем населении. Мы в свое время отработали по принципу двух ключей в недропользовании и оставлению основных видов налогов у субъекта. Сегодня жизнь ставит новые вызовы: очень важно защищать наши земли от экологических катастроф в связи с новой промышленной экспансией, нам очень важно защищать благополучие нашего народа в новых геополитических условиях, при этом суметь усилить национальную безопасность Российской Федерации. Поэтому перед парламентариями  нового седьмого созыва, как когда то перед депутатами I созыва, вновь встали новые вызовы, которые ставят перед законодателями еще более масштабные и сложные задачи», - подчеркнула Ульяна Винокурова.   

«Первое заседание нового парламента – знаковое событие в моей жизни. Мне было 38 лет и это был мой первый опыт участия в столь высоком собрании, первые шаги в депутатстве на уровне республики. Было волнительно видеть вживую мастодонтов якутской политики. Символично, что первое историческое заседание нового парламента совпало с моим днем рождения, — поделился своими воспоминаниями народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, VI созывов Михаил Гуляев.  — По регламенту наша Палата рассматривала законопроекты, которые, в свою очередь, разрабатывала Палата представителей. Дискуссионные столкновения на обсуждениях законопроектов были нешуточные. Глубочайший хозяйственный кризис потряс аграрные районы республики: распадались сотни совхозов и другие коллективные хозяйства, тысячи сельчан остались без работы. Времена были очень трудные, люди ждали от нас решительных действий. Нижняя палата Ил Тумэна, чтобы как-то поддержать аграрный сектор, с целью возродить кооперацию, приняла законы о СХПК, фермерских и крестьянских хозяйствах, о земле. А также были приняты законы, касающиеся здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной политики».  

Депутат Верховного Совета Якутской-Саха ССР (Я) XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, III созывов Михаил Санников напомнил, что одним из поворотных моментов стал 1993 год, отмеченный острым политическим кризисом в стране. Конфликт между зако­нодательной и исполнительной ветвями власти Российской Фе­дерации завершился роспуском Верховного Совета с применени­ем силы. Он сообщил, что все началось с того, что на внеочередной сессии Верховный Совет респу­блики XII созыва принял постановление «О реформировании органов пред­ставительной власти в Республике Саха (Якутия)», в соответствии с которым добровольно сложил полномочия и досрочно завершил свою деятельность. Он призвал не забывать и эти моменты истории парламентаризма, чтобы не повторять ошибок прошлых лет.

«По инициативе республики и Ил Тумэн мы вносили поправки в законопроекты Госдумы, но они не проходили. Тогда мы поняли, что назрела необходимость иметь своего представителя в Думе. Без всяких разногласий был выбран прямой, принципиальный Андрей Кривошапкин, который имел опыт депутатской деятельности в расстрелянном Верховном Совете. Андрей Васильевич работал очень ответственно, буквально ходил по комитетам и упорно настаивал в решении тех или иных вопросов. Благодаря этому начали считаться с поправками Ил Тумэна в федеральных законопроектах. Исполнительная власть тогда выступала против контролирующих функций парламента, но депутаты, опираясь на Конституцию, добились создания Контрольного комитета Ил Тумэна», - рассказал народный депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) I, III, IV созывов  Георгий Артемьев.  

Георгий Михайлович напомнил, что Палата Республики (верхняя палата) формировалась из 35 народных депутатов, избираемых от каждого улуса (района) и городов республиканского подчинения. А Палата Представителей (нижняя палата) — из 21 народного депутата, избираемых по единой норме представительства и исполнявших свои полномочия на по­стоянной (профессиональной) основе. Он выразил свою обеспокоенность, что сегодня, когда нужно поднимать Арктику и усилена стратегия развития Арктической зоны РФ, арктические и северные улусы мало представлены в Законодательном  Собрании республики. Схему избирательных округов надо нарисовать не по численности населения, а по прежнему справедливому принципу -  от каждого улуса (района) по одному представителю. Он выразил свою солидарность с мнением Ульяны Винокуровой, что современная ситуация требует новой модели управления, новых подходов в решении проблем северных территорий.   

Законы и нормативно-правовые акты, принятые в течение 1993–1997 гг., задали вектор законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн), ориентированный прежде всего на учет и обобщение государ­ственных и общественных интересов. Последовательно стала создаваться ре­гиональная законодательная база, отражающая территориальные, климати­ческие, социально-демографические, этнокультурные и другие особенности республики, регулирующая все аспекты функционирования экономи­ки, а также политической, социальной и духовной сферы общественной жиз­ни Якутии.  

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением