Подозрительно — это как?
Закон, обязывающий банки тщательнее отслеживать операции своих клиентов в целях борьбы с мошенничеством, президент подписал год назад. Чтобы поправки заработали, как указано в документе, с 25 июля 2024 года, Центробанк провел подготовительную работу. В частности, утвердил критерии подозрительных операций — их шесть. Если банк выявит хотя бы один, операцию по счету заморозят до выяснения всех обстоятельств.
Критерий первый: банк приостановит переводы на счета, по которым раньше по оценкам антифрод-системы организации, уже совершались мошеннические операции. Причем даже если пострадавшие клиенты не сообщали об обмане.
Второй критерий — информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. Она может поступить в банк по любым каналам, а не только при информационном обмене с правоохранительными органами, например, если клиент или другой заинтересованный человек предоставит подтверждающий документ.
Третий критерий: банки обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции. Например, информацию от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих SMS-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
Четвертый признак: деньги не поступят на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных ЦБ о мошеннических счетах. Пятый признак: выявление банком нетипичной для клиента операции, например, по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения. Шестой признак: зафиксирована попытка осуществить операцию с устройства, которое раньше использовалось злоумышленниками, и информация о нем есть в базе данных регулятора.
Выход есть
Переводы без добровольного согласия клиента, в частности, под воздействием злоумышленников, тормозятся, а владелец счета попадает в базу данных ЦБ «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента». Об этом человека или организацию должен уведомить банк.
Если клиент считает, что попал в черный список по ошибке, он может обжаловать решение регулятора. Это можно сделать, обратившись лично в любой банк, клиентом которого вы являетесь, либо через интернет-приемную ЦБ, указав в теме обращения «Информационную безопасность» и описав проблему.
Независимо от способа обращения в заявлении нужно указать ФИО, данные паспорта, название банка, от которого пришло уведомление, номера проблемных счетов или карт, номер телефона. Если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в ЦБ заявление.
Регулятор рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.
Стоп, мошенник
Признаки подозрительных операций могут свидетельствовать о том, что клиент банка введен в заблуждение третьими лицами, объяснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов. Преступники, по его словам, пользуются доверием и низкой информированностью людей, особенно старшего возраста.
«Сотрудники государственных и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры — так поступают мошенники, — напомнил известную истину депутат. — Иногда злоумышленники направляют в мессенджер даже поддельное удостоверение. Такие документы могут содержать имена реальных сотрудников, сведения о которых мошенники могут получить на сайте ведомства или каким-либо другим способом. Высылая фальшивое удостоверение, они рассчитывают добиться доверия, чтобы потом обманом выманить у человека деньги или оформить на него кредит».
Вступающий в силу закон о контроле за переводами — очередной заградительный барьер для преступников, посягающих на деньги россиян, отметил Сергей Алтухов. Правоприменительная практика покажет, насколько эффективно будет работать этот механизм, подчеркнул он. Возможно, в него будут внесены корректировки.
Источник: Парламентская газета
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0