Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 11 oC

Сегодня в гостях у  газеты «Ил Тумэн» председатель одного из самых важных и законоёмких комитетов парламента Якутии – комитета государственного строительства и местного самоуправления Владимир Прокопьев.  

Сегодня в гостях у  газеты «Ил Тумэн» председатель одного из самых важных и законоёмких комитетов парламента Якутии – комитета государственного строительства и местного самоуправления Владимир Прокопьев.  

-- Владимир Михайлович, на последней сессии комитет значительно увеличился, как в полномочиях, так и в объёме возложенных задач. С чем это связано?

 -- Руководством парламента было принято решение об объединении двух комитетов - по государственному строительству и законодательству  и   по вопросам местного самоуправления. У Госсобрания уже был определенный опыт совмещения функций этих комитетов до 2013 года. Направления работы обоих комитетов идут параллельно (это касается избирательного законодательства, государственной и муниципальной службы, административно-территориального устройства).

Задачи нам ясны. Это работа над собственным законодательством в условиях серьёзного изменения федерального законодательства. Последнее  предусматривает плотную работу с Федеральным Собранием Российской Федерации.

У нас есть довольно обширный круг вопросов, которые мы ставим перед федеральным центром, Федеральным собранием РФ и в данном направлении предстоит значительно усилить работу.

-- Государственное строительство затрагивает много тем, какая из них вам кажется самой значимой?

-- Действительно государственное строительство очень объёмная, даже всеобъемлющая тема. Об отдельных его аспектах можно говорить и спорить часами.  Но начинается оно с основ – с Конституции Российской  Федерации. Это отношения федерального центра и регионов, формирование системы государственных органов, организация их работы.  И что касается совершенствования законодательства, то в этом направлении уже сегодня идут определённые шаги, исходя из новых конституционных норм, которые мы в прошлом году всенародно приняли.

bf79c39a8f481bda39843b9dcb5828c2

Это планомерный процесс уточнения и совершенствования законодательства, о чём мы и говорили на последнем пленарном заседании Ил Тумэна. В частности, о проекте федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", по которому оформлен отзыв, в котором изложены замечания и предложения парламента республики.

-- В чём суть законопроекта?

- Проект федерального закона направлен на реализацию поправок в Конституцию России, внесенных по итогам голосования в прошлом году. В нем находят свое развитие конституционные основы единства публичной власти, совершенствуется механизм взаимодействия органов публичной власти в субъектах, последовательно излагаются нормы, касающиеся полномочий регионов по предметам совместного ведения.

Это один из основополагающих законов РФ,  принимаемый взамен  184 федерального закона, регламентирующего эту область --  "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В целом меняется основа взаимодействия, будут затронуты вопросы, касающиеся полномочий. В соответствии с нормами Конституции публичная власть - это взаимодополняющая система различных уровней власти, которые обязаны обеспечивать благосостояние населения, развитие территорий. Воля государства должна дойти до каждого…

-- Предполагается множество нововведений в законодательстве?

-  С учётом только этого закона будет внесена масса изменений и дополнений в более чем 60 федеральных законах. Будет очень серьёзно изменен сам 131-й Федеральный закон РФ «О местном самоуправлении». 

Нам на местах тоже необходимо вносить изменения  в достаточно большое количество собственных законов. В том числе по местному самоуправлению. Это объёмный пласт работы, который затронет множество нормативно- правовых документов.

-- И что вызывает в этом законопроекте сомнения народных депутатов?

-- Законопроект сам по себе неплохой и своевременный, однако, отдельные положения вызывают у нас ряд противоречивых вопросов.

Во-первых, мы считаем, что в новом законопроекте упущено понятие представительного органа. Его просто обозначили как законодательный представительный орган субъекта. Считаю это неправильным, поскольку парламент и вообще депутаты любого уровня должны иметь, и обязаны иметь представительные функции, то есть они представляют определенное количество людей, избирателей, будь то депутат наслежного, районного и  субъекта РФ. Они,  прежде всего, несут представительную функцию, которая, к сожалению, упущена в этом законопроекте и мы на это достаточно четко указываем.

KVA 9891 copy 1440x960

Законопроект определенным образом ограничивает возможность законодательных представительных органов субъекта РФ принимать нормативные правовые акты. Сужает их возможность. Поэтому мы указали на это, нельзя ограничивать законодательные представительные органы субъектов в принятии решения по предметам своего ведения, которое, замечу, установлено Конституцией РФ. 

То есть мы вправе принимать законы в той или иной области, которые  не урегулированы федеральным законодательством. У нас масса таких примеров. Я могу привести десяток законов, которые были приняты и не имеют аналогов в Российской Федерации.

Их множество, начиная от законов «О табунном коневодстве», «О сайылыках», поддержке якутского скота и последнее об ответственном недропользовании, общественной охране окружающей среды. Таких законов много, чисто своих. Мы считаем, что принятие нами таких нормативных актов не должен ограничивать федеральный законодатель.

Далее, там установлены очень сжатые сроки (было 30 дней, по проекту закона будет 15 дней) участия законодательных органов субъектов РФ в работе Государственной Думы по рассмотрению федеральных законопроектов по вопросам совместного ведения, внесению поправок. Это мы считаем неправильным.

По вопросам, касающимся высшего должностного лица республики Ил Дархана есть ряд неточностей, с чем мы тоже не можем согласиться. Мы считаем также, что определение федеральных территорий особенно в арктической зоне должно идти по согласованию с субъектами РФ и органами местного самоуправления. Это принципиально важные моменты.

Мы указали всего на несколько основополагающих моментов. Но уже  начали подготовку поправок в случае принятия законопроекта в первом чтении, которое должно пройти в Госдуме РФ в начале ноября и будем готовиться к поправкам и  иным вопросам, которые не отражены в отзыве.

-- Будут ещё изменения в Конституции РС(Я)?

-- Не сомневаюсь, потому что еще раз повторяю, что этот процесс только начался, будет идти и в следующем году, возможно в 2023 году тоже. И здесь  надо понимать, что каждое изменение в Основной закон Республики Саха (Якутия) необходимо тщательным образом обдумывать, сопоставлять, и только потом принимать с учетом наших местных особенностей, традиций, культуры и т.д. И это довольно кропотливый, серьезный труд. Тем более, что  внесение изменений в Конституцию (Основной закон) РС(Я) –  процесс сложный, неторопливый, для которого очень важно принимать решения взвешенно и обдуманно.

img 1897

- Из последних принятых парламентариями законов на слуху касающийся более 300 тысяч жителей Якутска «Закон о статусе столицы». Что в нём нового?

- Законопроект нужен, город очень ждал его. Над ним работала большая группа с участием городского округа Якутск. Проект закона мы приняли в окончательном чтении, он уже начинает действовать.

В проекте бюджета уже заложены определённые средства на исполнение столичных функций. Более чётко разграничены полномочия органов государственной власти  и местного самоуправления. Городу будет проще работать и выполнять возложенные на него функции, как столицы Якутии. 

-- Спасибо, Владимир Михайлович, за откровенный разговор.

Аламжи БУДАЕВ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением