Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -36 oC

На заседании комитета Госсобрания Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике 8 октября состоялся конструктивный диалог между представителями власти и производственниками о регулировании большегрузных автомобильных перевозок в республике. Обсуждение было посвящено работе автоматических пунктов весогабаритного контроля и поиску оптимальных решений для всех сторон.

Фото: Василий Кононов

На заседании комитета Госсобрания Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике 8 октября состоялся конструктивный диалог между представителями власти и производственниками о регулировании большегрузных автомобильных перевозок в республике. Обсуждение было посвящено работе автоматических пунктов весогабаритного контроля и поиску оптимальных решений для всех сторон.

Отметим, что указанная тема затрагивает интересы многих — сохранность дорожной инфраструктуры, безопасность движения, развитие предпринимательства и строительной отрасли.

Национальный проект в действии

Министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев рассказал о реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни». В рамках проекта в республике установлены автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК) на дорогах «Умнас» и «Нам». С 1 марта текущего года они работают в штатном режиме.

Допустимые параметры веса и габаритов установлены федеральным законодательством и постановлением Правительства РФ № 2200 от 21 декабря 2020 года. Эти нормы действуют по всей России и направлены на сохранение дорожной инфраструктуры. Фиксация нарушений относится к федеральным полномочиям и осуществляется Ространснадзором. Замначальника ведомства по ДФО Ольга Захарова разъяснила процедуру обработки данных с весовых постов. Все измерения поступают в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в Твери — единственный на всю страну. Постановления выносят специалисты Центрального федерального округа. «В планах Ространснадзора открыть центры обработки по всем округам. Это сделает процесс более оперативным и удобным для перевозчиков», — отметила Захарова. Нужно добавить, что штрафы поступают в республиканский бюджет и предназначены для содержания дорог.

KVA_4141_1.JPG

По информации главы регионального Минтранса, наиболее распространенными нарушениями со стороны перевозчиков являются — скрытие и снятие номеров с транспортных средств, объезд пунктов весового контроля. Добавим, что по существующему законодательству ГИБДД не имеет полномочий по проверке весового контроля, а может только участвовать в рейдах совместно с сотрудниками Ространснадзора и дорожных служб. Кроме того, автоматические пункты весового контроля по нормативам должны работать 275 дней в году. Оставшиеся 90 дней отводятся на ремонт, поверку оборудования. При этом министр отметил, что при температуре ниже минус 40 градусов оборудование не фиксирует нарушения.

В 2025 году Ространснадзором вынесено 1067 постановлений, из которых оплачено только 186 на сумму 66 млн рублей. Особое внимание министр уделил случаям скрытия регистрационных номеров — таких зафиксировано 3734. Это указывает на необходимость диалога с перевозчиками о важности соблюдения установленных норм.

Минтранс представил планы по расширению сети весовых постов. В текущем и следующем году будет установлен АПВГК на дороге «Мухтуя» между Мирным и Ленском. В 2026 году планируется оборудование поста на дороге «Амга» у железнодорожной станции Нижний Бестях. Готовятся площадки для передвижных пунктов на дороге «Яна», а также у п. Кысыл-Сыр в Вилюйском улусе.
С конца октября в штатный режим перейдет весовой пост на федеральной дороге «Колыма». До 2028 года на дорогах «Колыма» и «Вилюй» установят еще три пункта контроля. Это позволит охватить основные транспортные артерии республики.

«Хотели как лучше…»

Народный депутат, управляющий директор ПО «Якутцемент» Алиш Мамедов поделился практическим опытом работы отрасли. Крупнейшее предприятие стройиндустрии республики одним из первых установило у себя весовое оборудование. Продукция «Якутцемента» широко используется для строительства объектов, дорожного ремонта не только в Якутске, но и в районах.

Мамедов предложил рассмотреть возможность увеличения допустимой осевой нагрузки на транспортных средствах до 9-10 тонн и активнее использовать зимний период, когда дороги выдерживают большие нагрузки. Учитывая кратковременный строительный сезон грузоперевозчики стремятся быстрее доставить грузы, для чего используются большегрузные автомобили. Но и здесь есть свои нюансы. Алиш Мамедов привел пример, когда две недели назад в минигрузовик было загружено три тонны цемента, из них три мешка в районе заднего колеса. На весовом контроле было выявлено превышение на ось и водителю выписали штраф на 370 тысяч рублей, который он был вынужден оплатить.

«Более того, если мы нарушаем нормативы при погрузке, нас могут оштрафовать на более 500 тысяч за каждый рейс», — отметил Мамедов. Поэтому, чтобы соблюсти нормы, машины ездят полупустыми, проще говоря «возят воздух», что в свою очередь отражается на экономике, удорожанию перевозок.

На территории Хангаласского улуса зафиксированы случаи, когда прямо в лесу, в целях экономии, водители перегружают груз с нескольких машин в одну, снимают номера и дальше большегруз едет не по дороге, а буквально по полям.

Так, во время рейда с 18 по 25 июля на дороге «Умнас» между Покровском и Якутском было зарегистрировано 45 проездов большегрузов, из них 22 со скрытыми номерами. После того, как были заблокированы съезды с основной трассы с 18 по 25 августа зафиксировано уже 336 проездов, в том числе 285 со скрытыми или отсутствующими государственными регистрационными знаками. Это, в первую очередь, говорит о недобросовестности самих перевозчиков.

KVA_4123_3.JPG

Поиск компромиссов

Первый заместитель главы Якутска Владимир Дорожкин рассказал о муниципальном подходе к вопросу. Город проводит работу по контролю за большегрузами совместно с полицией, но полного запрета на въезд не планирует, учитывая потребности строительной отрасли.

«Мы проводили совещания с предпринимателями, обсуждали вопросы накопителей для складирования материалов, использования тентов. Готовы рассматривать предоставление земельных участков для этих целей», — сообщил Дорожкин. Он призвал бизнес к более активному диалогу с городскими властями.

За последние пять лет на ремонт и содержание дорог Якутска направлено около 13 миллиардов рублей. Сохранение этих инвестиций — важная задача для муниципалитета.

Депутаты высказали различные точки зрения на ситуацию. «С предпринимателями нужно договариваться, объяснять ситуацию. Важно найти компромиссные решения — использовать зимний период для накопления материалов, создавать логистические центры», — считает народный депутат, предприниматель Владимир Федоров. Иван Данилов обратил внимание на необходимость предварительной работы с бизнес-сообществом при введении новых регуляторных мер. По его мнению «важно готовить предпринимателей к изменениям, проводить дискуссии. У нас большой объем строительства, отрасль должна понимать перспективы».

Василий Николаев подчеркнул важность сохранения дорог. «Во главу угла нужно ставить безопасность движения и сохранность инфраструктуры. Дороги должны служить всем жителям республики. При этом необходимо учитывать интересы бизнеса», — сказал он. К примеру, ситуация в Ленском районе на региональной автодороге «Мухтуя», где в результате отсутствия контроля за движением большегрузов в период весенне-осенней распутицы местами отсутствует проезд, люди на легковых машинах просто не могут проехать. Сейчас там ведется ремонт и очень важно, как там будет соблюдаться весовой режим, поскольку по этой дороге сегодня проезжают от 300 до 800 большегрузов для алмазодобывающей промышленности, газовиков и нефтяников.

Конкретные решения и поручения

Решение задачи требует работы по нескольким направлениям одновременно. Это техническое совершенствование системы контроля, развитие инфраструктуры для перевозчиков, работа с федеральным законодательством, постоянный диалог всех заинтересованных сторон.

По итогам обсуждения приняты практические решения. Министерству транспорта поручено создать рабочую группу с участием представителей бизнеса для подготовки предложений по совершенствованию законодательства. Рассматривается возможность внесения изменений в федеральные нормативные акты с учетом региональной специфики.

Управлению автомобильных дорог дано поручение организовать комиссионную проверку работы АПВГК с приглашением всех заинтересованных сторон, включая крупнейших перевозчиков. Это поможет повысить доверие к системе контроля.

Городу Якутск предстоит в течение месяца проработать вопрос создания накопительных площадок для строительных материалов, провести встречи с предпринимателями и представить конкретные предложения по земельным участкам. Также рассматривается вопрос дифференцированного подхода к движению большегрузов в центральной части города — по опыту других крупных городов России.

KVA_4084.JPG

Председатель комитета Павел Петров предложил предпринимателям создать отраслевую ассоциацию транспортников-частников: «Организованное представительство позволит эффективнее участвовать в выработке решений, защищать интересы отрасли, получать поддержку. Ваша работа важна для развития республики». Этот шаг поможет структурировать диалог между властью и бизнесом, сделать его более конструктивным и результативным.

Фото Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением