Повышенное внимание можно было наглядно отметить по количеству участников, часть из которых находилась в режиме ВКС. Уже за 15 минут до начала слушаний число участников превышало 50 человек, за 10 минут до начала их было примерно 70, а к началу слушаний равнялось почти сотне! В их числе были представители министерств и ведомств, депутаты, руководители предприятий, представители многих районов, СМИ и, конечно же, общественности.
Открывая обсуждения, председатель Бюджетного комитета Юрий Николаев отметил, что публичные слушания проводятся в целях информирования жителей республики, для обмена мнениями по указанной тематике и подготовки рекомендаций. Забегая вперёд, отметим, что времени, изначально отведённого на расширенное заседание, оказалось недостаточно. Пришлось его увеличивать, в итоге оно затянулось более чем на два часа. Но это оказалось вполне оправдано, ведь вопросов и мнений участниками слушаний было высказано довольно много.
Первое слово было предоставлено министру экономики Майе Даниловой. Она отметила, что в целом в прогнозе учтены предпосылки к достижению национальных целей, заложенных в указах президента по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока. С учётом тех инвестпроектов и той динамики, которые нам задают новые указы главы государства с национальными целями на период до 2024 г. и до 2030 г., прогнозируется положительная динамика основных макроэкономических показателей.
В прогнозе ожидается увеличение объёмов добычи целого ряда полезных ископаемых, но и несырьевой сектор экономики окажется в подъёме. Его развитие будет базироваться на реализации инновационных проектов, таких, как производство сжиженного природного газа, развитие региональных проектов парка высоких технологий «ИТ Парк», ювелирно-гранильного кластера, производства стройматериалов, АПК.
В прогнозируемом периоде предусматривается реализация целого ряда инфраструктурных проектов, таких, как строительство Ленского моста, магистрального газопровода Кысыл-Сыр-84 км, Жатайской судоверфи. Также в части инфраструктуры запланированы реконструкция 16 аэропортовых комплексов, строительство автодорог, жилья, Станции комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов, 37 объектов водоснабжения, что направлено на обеспечение 70% населения качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения и других объектов.
В 2024 г. намечается ввод более 1000 км автодорог. Также в период с 2021 по 2024 гг. планируется ввод 132 объектов социального назначения, в том числе 48 школ на 11320 мест, 22 детских садов на 3380 мест, 27 объектов культуры, 13 - здравоохранения, 18 - спорта и 4 - социального обеспечения.
Важным представляется поддержка такой традиционной и подверженной рискам отрасли, как сельское хозяйство. В частности, предполагается добиться роста производства в этой сфере с одновременной поддержкой отрасли. В качестве мер указываются предоставление единовременной помощи гражданам и сельхозпредприятиям, обеспечение устойчивой зимовки КРС с учетом климатических изменений, новый механизм субсидирования сельского хозяйства, обновление маттех базы оленеводства и другие меры.
К 2024 г. прогнозируется достичь до 31,4 млрд рублей валовой продукции сельского хозяйства со среднегодовым ростом в сопоставимых ценах на 1-2%.
Основными инструментами стимулирования территорий с рисками развития станут Инвестпрограмма, госпрограммы развития сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий, развития Арктической зоны РС(Я) и коренных малочисленных народов Севера Якутии, предпринимательства и туризма на 2022-2024 гг.
Выступая перед участниками, министр финансов Валерий Жондоров отметил, что основная задача проекта бюджета остается неизменной, а именно: обеспечить реализацию национальный целей и стратегических задач развития, сформулированных Президентом РФ, и безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами, удовлетворение всех потребностей граждан республики.
Он озвучил, что дефицит республиканского бюджета останется незначительным, а показатели госбюджета РС(Я) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сбалансированы.
При формировании прогноза госбюджета на 2022 год учитывались основные показатели прогноза социально-экономического развития:
– среднегодовой курс рубля за доллар США – 73,2 руб.;
– прибыль рентабельных предприятий – 219,6 млрд. руб.;
– фонд оплаты труда – 372,8 млрд. руб.;
– объемы добычи угля 27,9 млн. тонн, золота 48,6 тонн, алмазов 27,9 млн карат (2 513,8 млн. долларов).
Министр финансов отметил, что параметры бюджета на прогнозный период будут уточняться по итогам рассмотрения и окончательного определения расчёта объёма дотаций минфином РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности в адрес субъектов РФ. Эти суммы станут известны ко второму чтению госбюджета.
В целом, госбюджет республики представлен блоком из 27 госпрограмм, направленных на достижение 6 целей и непрограммной части.
Валерий Жондоров отдельно остановился на вопросах финансового обеспечения реализации Инвестиционной программы РС(Я). С учетом Дорожного фонда, на 2022 год расходы Инвестпрограммы определены в размере 31 199,9 млн. рублей, на 2023 год – 36 341,2 млн. рублей, на 2024 год – 10 164,5 млн. рублей. В проекте Закона РС(Я) о госбюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в рамках Инвестиционной программы на 2022 год, запланированы строительство и реконструкция 53 объектов. Планируется ввести 36 объектов социального назначения.
Приоритетными направлениями инвестполитики будут являться переселение граждан из аварийного жилья, строительство объектов в рамках региональных проектов для достижения федеральных проектов, строительство объектов социальный сферы в рамках ГЧП, комплексное развитие сельских территорий, строительство мостового перехода через Лену, модернизация первичного звена здравоохранения и создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи.
Размер дефицита госбюджета на 2022 год запланирован в объеме 849 млн. руб., на 2023 год – 849 млн. руб. и на 2024 год – 999 млн. руб. Как подчеркнул Валерий Жондоров, предусматривается некоторое снижение долговой нагрузки в ближайшие два года.
Продолжится предоставление госгарантий, которые традиционно направлены на поддержку сферы жизнедеятельности населения для завоза социально значимых грузов, топлива и финансирования строительства и поддержки жизнедеятельности объектов инфраструктуры, обеспечение населения чистой питьевой водой.
После выступления министра финансов Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Алексей Еремеев высказал ряд предложений в адрес депутатского корпуса и исполнительной власти. Он отметил, что проведение слушаний является очень хорошей традицией. В целом бюджет достаточно сбалансирован, радует то, что в целом сокращается госдолг.
Председатель Госсобрания предложил повысить заработную плату работников, относящихся к прочим категориям бюджетной сферы, уделить особое внимание финансированию программных мероприятий по развитию Арктики и поддержке коренных малочисленных народов Севера, а также восстановить инвестиционную составляющую программы развития сельского хозяйства.
Учитывая многочисленные обращения муниципалитетов в Госсобрание, в адрес народных депутатов, по мнению Еремеева, пришло время обратить внимание на низкий уровень заработной платы муниципальных служащих. Также он остановился на заработной плате ветеринарной службы, отметив, что зарплата ветеринаров остается низкой.
Еремеев также попросил ко второму чтению обеспечить полное финансирование подпрограмм, касающихся развития Арктики и поддержки коренных малочисленных народов Севера. Он считает недопустимым финансирование программ только лишь на 65%, в то время как государство объявляет приоритетом развитие Арктики.
Затем слово было предоставлено председателю Федерации профсоюзов РС(Я) Николаю Дегтяреву. Он отметил, что актуальным вопросом остается оплата труда работников бюджетной сферы, а это более 37 тысяч человек. Заложенные в бюджете средства не решают данную проблему. Он обратился с просьбой поддержать позицию профсоюзов и рассмотреть вопрос о повышении зарплаты в связи с ростом потребительских цен, а также в целях реализации Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора в РС(Я) в размере не менее 6%.
Затем выступила Софья Александрова, председатель районного совета депутатов Амгинского улуса. Её вопрос касался обеспечения безопасности образовательных учреждений. Из 22 требований, установленных Правительством РФ в части антитеррористической защиты объектов образования, выполняются только 14, что нарушает требования закона. В настоящее время, по заявлению прокуратуры, вынесено судебное решение об отсрочке санкций за невыполнение требований до 1 января 2024 года.
Также она предложила увеличить финансирование муниципальных районов по данному вопросу, так как перевод охраны школ на частные охранные предприятия или подразделения Росгвардии приведёт к увеличению бюджетных расходов. Кроме того, попросила сохранить, по возможности, рабочие места, которые сегодня отведены для сторожей-вахтёров в этих школах.
В своем вопросе председатель районного совета депутатов Верхоянского района Екатерина Ноговицына обратила внимание присутствующих на строительство Эгинской средней школы в с.Сайды, которое тянется без малого уже 30 лет. Часть средств на 2022 г. уже заложена, однако этих средств недостаточно. Она просила предусмотреть оставшуюся часть финансирования строительства на 2023-2024 годы. Она также задала вопрос о софинансировании строительства дороги Батагай-Бетенкес. По словам министра экономики, Минстрой республики нацелен на то, чтобы завершить строительство школы в 2023 году.
В своем обращении замглавы Мирнинского района по экономике и финансам Георгий Башарин поблагодарил руководство республики за то, что органы госвласти помогают продвигать ряд инициатив. Вместе с тем, остается нерешённым вопрос по поступлениям НДФЛ от больничных листов. Такой налог по всем районам с 2020 года зачисляется в бюджет ГО «Город Якутск». Замглавы попросил подключиться к этому вопросу Ил Тумэн для изменения законодательства на федеральном уровне. Также он отметил, что в параметрах 2022 года по ряду субвенций заложены недостаточные средства. Особо он заострил внимание на значительный дефицит по стандарту общего образования.
Замглавы ГО «Город Якутск» Георгий Гаврильев остановился на необходимости предусмотреть дополнительные субсидии, направляемые на поддержку предпринимателей, которые занимаются присмотром и уходом за детьми дошкольного возраста. Также он отметил, что необходимы дополнительные меры по поддержке сотрудников дошкольных учреждений, отнесённых к категории прочего персонала.
По словам Валерия Жондорова, финансирование по госстандарту образования и поддержка субъектов МСП в сфере ухода за детьми дошкольного возраста будут уточняться в рамках второго чтения.
Очень интересный вопрос прозвучал об использовании научного потенциала республики, который поможет снизить затраты на энергетическое обеспечение мощностей республики. Сегодня почти треть бюджета Якутии тратится на завоз ГСМ, в то время как в республике есть люди, учёные-энтузиасты, готовые предоставить свои научные разработки для строительства атомных станций малой мощности, ветростанций и других энергообъектов.
Представитель Амгинского улуса поставил вопросы о реализации проекта по производству элитных районированных и репродуктивных семян, строительстве ЛЭП, развитии сельского хозяйства и туризма, программе поддержки строительства летних ферм.
По итогам публичных слушаний будут приняты рекомендации, в которые войдут поступившие предложения.
Парламентская газета "Ил Тумэн" №40 (2285) 15 октября 2021 года
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0