banneryap
banneryap
КУРС ЦБ: $ 70,56 | 78,31

В преддверии 27 апреля – Дня Республики Саха (Якутия), а также Дня российского парламентаризма Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петр Гоголев ответил на вопросы парламентской газеты и рассказал о деятельности Госсобрания Якутии в новых реалиях.

В преддверии 27 апреля – Дня Республики Саха (Якутия), а также Дня российского парламентаризма Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Петр Гоголев ответил на вопросы парламентской газеты и рассказал о деятельности Госсобрания Якутии в новых реалиях.

«Смысл и ценность 27 апреля останутся неизменными»

– Петр Васильевич, что для Вас означает день 27 апреля? С чем или кем ассоциируется в первую очередь?

– Безусловно, как для многих жителей Якутии, 27 апреля для меня является датой празднования нашей государственности. Ведь «государственность» имеет не только абстрактное, но и конкретное содержание: народ, территория, системы власти и законодательства. Каждый якутянин является непосредственным участником многих событий, которые за последние десятилетия стали содержанием праздника государственности – Дня Республики Саха (Якутия). Мы сопричастны к историческим актам в новейшей истории нашей республики. Но вместе с тем, как бывает в повседневной жизни – есть ошибки и просчеты, которые нам уже не исправить и нам с ними жить. Как говорится «история не терпит сослагательного наклонения».

Помните, в первую половину 90-х якутское студенчество было очень активно. Молодежь Студгородка обсуждала вопросы политики и будущее республики. Время было такое. Были раскрученные лидеры, причем в отсутствие привычных для нас социальных сетей. Даже, помнится, на выборах в первый состав Совета Федерации председатель студенческого профсоюза Максим Местников составил серьезную конкуренцию Эдуарду Эстерлейну, мэру Нерюнгри.

Я хорошо помню весну 1992 года, особенно апрель был насыщен событиями. Тогда я был слушателем подготовительного отделения Якутского госуниверситета. В конце марта и начале апреля собирались, в том числе перед зданием Дома Правительства №1. Стояли на крыльце, размахивали еще не утвержденным флагом, как символом новой Республики Саха (Якутия), требовали принятия Конституции. Помню тот восторг, который был связан с этим событием: 4 апреля для якутян начался новый этап в истории родной республики.

Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) вступила в силу 27 апреля, эта дата – дань истории, ее поступательному ходу, диалектика государственности.

Лучшие сыны и дочери народов Якутии своими прогрессивными помыслами, неустанным трудом, кровью, ценой жизни добились великих свершений, благодаря которым все динамичнее развивалась родная Якутия, создавались промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. В совсем недалеком будущем мы будем отмечать уже 100-летие республики.

Уверен, что и для будущих поколений смысл и ценность 27 апреля как Дня Республики Саха (Якутия) останутся неизменными.

– Так совпало в календаре, что 27 апреля является и Днем российского парламентаризма. На мой взгляд, оба праздника взаимосвязаны: ведь парламентаризм – один из основных принципов государственности.

– Российский парламентаризм имеет свои особенности, хотя история его не столь длительна, как в отдельных зарубежных странах. Российская Федерация – территориально огромная страна со своей уникальной геополитической спецификой. В нашем государстве мирно проживают более 170 народов со своим языком, культурой, религиозными различиями. Например, возьмем климат от субтропического до полярного, географический ландшафт, которые сильно влияют на быт и образ жизни людей, создают разные правовые ситуации и требуют аутентичных юридических решений. Создать унифицированное, подходящее для всех регионов законодательство крайне сложно. Происходит постоянный поиск. Все это самым серьезным образом влияет на современный российский парламентаризм.

В нем есть самобытные черты, создающие нашу идентичность, непохожесть на модели других государств. В этом я склонен видеть не только влияние современного государственного устройства, но и наследие евразийских традиций, влияние исторической судьбы российской нации, взаимовлияние культур народов России. Отсюда у современного российского парламентаризма есть свое лицо, глубокое содержание, особые традиции. Считаю правильным, что в календаре появилась самостоятельная дата празднования российского парламентаризма.

 1M5A1240

Продвигать инициативы сложно, но останавливаться нельзя

– Государственное Собрание (Ил Тумэн) всегда являлось активным участником межпарламентского общения. В нашей республике часто проводятся мероприятия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания. И в этом 6-й созыв не является исключением. Тем не менее, на Ваш взгляд, насколько изменились межпарламентские связи?

– Действительно, активность парламента Якутии в формировании федеральной повестки отмечают как серьезные эксперты, так и наши коллеги в федеральном и региональных парламентах. И эта оценка появилась не вчера. Первые созывы Государственного Собрания (Ил Тумэн) создали устойчивый имидж на федеральном уровне как законодательного органа, имеющего свою позицию, значительный потенциал и ресурсы для их реализации. Особая роль здесь и у Верховного Совета республики 12 созыва.

Основные государствообразующие акты учредительного характера были приняты им. В части 3 статьи 1 конституционного закона о Государственном Собрании (Ил Тумэн) имеется специальная норма о правопреемстве двух парламентов. В 6-м созыве мы создали особый совещательный орган – Общественно-консультативный совет при Председателе Парламента, в который вошли все спикеры как Верховного Совета, так и Ил Тумэн. Опыт государственных деятелей в межпарламентском взаимодействии очень важен, формирует правильные векторы в выстраивании конструктивного сотрудничества. В 90-х годах «голос» субъектов Федерации звучал во многих вопросах. Пример тому и Федеративный договор, и Конституция Российской Федерации. Между тем, есть такие сферы, которые до сих пор четко не прописаны в федеральной Конституции.  Например, вопросы межбюджетных и налоговых отношений. Они регламентированы на уровне федеральных кодексов.

Мы часто сталкиваемся с тем, что в некоторых федеральных законах по предметам совместного ведения не предусматривается соответствующее финансирование. В условиях дефицита бюджетов субъектов Федерации это очень острая тема. Необходимо продолжать развивать межпарламентское взаимодействие именно по тем проблемам, решение которых позволит защитить интересы нашего населения. В рамках поправок к Конституции Российской Федерации мы предложили при принятии федеральных законов по предметам совместного ведения, создающих нагрузку на региональные бюджеты, гарантировать соответствующее финансирование. Наша инициатива не нашла поддержку, но, как стало известно, ею заинтересовались в государственных структурах и научных кругах.

– Как на данном этапе происходит взаимодействие с федеральным парламентом? Какие еще инициативы планирует Ил Тумэн?

– Что касается законопроектов, то порядок их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания давно установлен, существенно не изменился. В 2012 году был создан Совет законодателей при Федеральном Собрании РФ, который стал значительно влиять на законотворческий процесс.

Несмотря на то, что только парламент Якутии обладает правом законодательной инициативы, мы должны консолидированно действовать с исполнительным органом власти. Если имеется разногласие между законодательной и исполнительной властями субъекта Федерации, считается, что регион не имеет выработанной позиции по данному вопросу. Соответственно, исчезает основание выступать от имени Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации.  В итоге организационно сложно добиваться изменений в интересующий нас законопроект. Именно поэтому мы стараемся выработать единую позицию.

Показателен в этом плане проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Мы поддержали законопроект концептуально, но при этом поставили свои условия. Это раз. Во-вторых, разработчик законопроекта в рамках предварительных консультаций до первого чтения в Госдуме обязался учесть многие наши предложения. Исключение из текста принудительного изъятия земельных участков из их числа. Ряд предложений, таких как квотирование рабочих мест для местного населения, установление обязанности резидента Арктической зоны, подписание соглашения с органами местного самоуправления об участии в экономическом и социально-культурном развитии улуса (района), обязательное участие общин КМНС в публичных слушаниях остаются за пределами текста законопроекта. Поэтому мной в состав рабочей группы Государственной Думы направлены народные депутаты Александр Жирков и Елена Голомарева. Работа продолжается, будем дальше отстаивать интересы жителей Арктики.

В целом, законопроекты, инициированные Ил Тумэном, выработаны с учетом местных обстоятельств: рационального пользования мамонтовой фауной, развития малой авиации и субсидирования авиаперевозок, этнологической экспертизы, включения социально-экономических обязательств недропользователей в лицензионные требования. С другой стороны, надо помнить, что у каждого региона есть свои особенности. К сожалению, не всегда находим поддержку даже у соседей по Дальневосточному федеральному округу.

Так, по нашим инициативам по недропользователям и этнологической экспертизе парламент Хабаровского края имеет противоположную позицию. В любом случае, наши инициативы остаются в законотворческой повестке. Продолжаем работать, искать единомышленников и добиваться принятия федеральных законов.

– А ситуация с пандемией как-то повлияла на взаимодействие с федеральными законодателями?

– Напрямую на содержание наших инициатив нет. Если речь о законопроекте о недрах, то мы предлагаем заложить принцип, связанный с производственной деятельностью недропользователей. Другое дело, что последствия коронавирусной пандемии реально повлияли на деятельность хозяйствующих субъектов. Никто сейчас не может утверждать, что пандемия никаким образом его не затронула, не оказала негативного воздействия. Вместе с тем, все мы получили определенные навыки, впервые столкнувшись с серьезными угрозами.

Необходимо вернуть правовое просвещение

– За более чем четверть века Ил Тумэн «с нуля» сформировал республиканское законодательство, соответствующее каждому историческому периоду, социально-экономическим реалиям и политическому духу, как говорится. Вместе с тем, мы часто становимся свидетелями недоработки законов. У нас привычно говорят «закон, что дышло: куда повернул – туда и вышло». Возможно, в этом основная беда современного общества в отличие от пресловутых «дорог и дураков»?

 – В разных странах есть очень показательные примеры отношения населения к соблюдению законодательства. Западная цивилизация стоит на неотвратимости наказания. Гвоздь их законопослушания – неумолимая ответственность за содеянное.  В азиатских странах, к примеру, в Китае и Японии, преобладает превенция противоправного поступка. Как считал Конфуций, «если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок наказаниями, то человек будет стараться избегать их, но у него не будет чувства стыда. Если руководить посредством добродетели и церемоний, у него появится стыд и он будет исправляться». Поэтому у них не принято обращаться в судебные инстанции, в основном решая споры в досудебном порядке. У нас такой способ назвали бы медиацией, но это скорее дань традициям, иной склад правопонимания.

К сожалению, в современном российском обществе по-прежнему в ходу такие поговорки, как «закон, что дышло...». Далеко ходить не надо: кафе-«наливайки» красноречивый пример. Вместо того, чтобы проникнуться правильной в основе идеей запрета, наш недобросовестный предприниматель ищет как обойти закон. В этом усматривается недостаток правовой культуры. Мы в республике незаслуженно забыли о правовом просвещении. Благодаря усилиям таких юристов, как Сардана Гурьева, Александр Ким-Кимэн, в недавнем прошлом на республиканском уровне была выработана достаточно системная политика по формированию у населения правовой культуры. К ней следует вернуться. Причем эта работа должна быть системного и длительного характера. Безусловно, в цивилизованном обществе вера в действенность законов, их легитимность и исполнение на практике должны быть неоспоримы.

Республика большая, а проблемы схожие

– К сожалению, из-за пандемии коронавируса был отменен II съезд депутатов представительных органов, на котором делегаты, представляющие более чем четырехтысячное сообщество депутатов, собирались поднять ряд вопросов, в частности по оплате труда председателей.

– Съезд не отменен. Правильнее сказать, перенесен. Конечно же, я в курсе основных проблем, волнующих депутатов на местах. По оплате вопрос активно ставят председатели улусных собраний арктических улусов. Мое личное мнение – их труд должен оплачиваться, председатели райсоветов должны работать на постоянной основе.

В целом мы должны были обсудить широкий круг вопросов, прежде всего, по национальным проектам, борьбе с бедностью, качеству жизни на местах, в том числе и в Арктике.

 – Наверняка Вы следите за ситуацией, которая развивается в Амгинском районе по поводу лесозаготовки, которая взволновала общественность.

– Председатель Парламента в силу должности обязан быть в курсе наиболее социально резонансных вопросов. Минэкологии республики дал официальное разъяснение. Тем не менее, комитеты Государственного Собрания (Ил Тумэн) уже рассматривают возникшую ситуацию. 22 апреля ее обсудили в постоянном комитете по вопросам КМНС и делам Арктики. Как раз сегодня постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии проведет круглый стол на тему «Об управлении лесными ресурсами Республики Саха (Якутия): основные проблемы и текущая ситуация».

7dbe73555340d5f3115955b99ae0d67c

Технологии себя проявили, но…

– Петр Васильевич, вот уже месяц мы живем в новых рабочих реалиях. В чем, на Ваш взгляд, основные недостатки дистанционной законотворческой работы? Наверняка есть и свои плюсы? Насколько техническое оборудование, каналы связи, которые используют парламентарии Якутии, оказались готовы к столь необычному формату?

– Начну с плюсов, они тоже есть. Прежде всего, это меньшая ресурсоемкость: рабочий процесс стал менее затратным, как по времени, так и экономичнее. Выше стала мобильность, когда есть техническая возможность, виртуально можно собраться более оперативно.

Теперь к сложностям. Несмотря на то, что дистанционная форма работы успешно себя зарекомендовала в деятельности региональных парламентов в части заседаний комитетов, как выяснилось, более сложные парламентские процедуры достаточно проблематично вложить в обычные конференцтехнологии. Подготовка и проведение пленарного заседания четко регламентированы, для каждого этапа на пути от инициативы до закона все расписано по пунктам. Однако используемые технологические площадки далеко не всегда учитывают парламентские особенности.

В любом случае, дистанционный формат работы – это усеченный, чрезвычайный порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн). На данный момент мы принимаем законы, которые вносит Глава республики, они чрезвычайно актуальны и направлены на минимизацию негативных последствий пандемии. 9 апреля на внеочередном пленарном заседании мы рассмотрели всего 8 вопросов, вчера тоже столько же. В очном режиме нагрузка значительно выше, нередко рассматривали более 40 вопросов.

Что касается перспектив, в прошлом году мы начали модернизацию официального сайта iltumen.ru. Было решено создать сервисы для дистанционной работы комитетов. Соответствующий модуль мы скоро запустим.

Личный кабинет каждого депутата станет виртуальным рабочим местом, откуда можно будет подать заявки на выступление, задать процедурные вопросы, голосовать и т.д. Технологически мы сможем осуществить это к середине мая, и таким образом, появится возможность работать в дистанционном формате, обеспечивая права народных депутатов, которые установлены законодательством и регламентом, чтобы полноценно отстаивать интересы республики и избирателей.

«Воскресенье теперь действительно выходной день»

– Петр Васильевич, в связи с режимом ограничительных мер появилось ли у Вас больше свободного времени? Чем Вы его заполняете?

– Не скажу, что появилось много времени. Разве что воскресенье стало полноценно выходным днем. Конечно, теперь меньше представительских мероприятий и это высвободило значительное время. В этом плане часть нагрузки снялась.

Что касается выходных, то провожу их больше с семьей.  Вновь вспомнили, что такое настольные игры, придумываю развивающие игры для детей, спортминутки.

И еще

 – Ощущаете ли вы перемены и в какую сторону в информационной политике парламента, в частности, в нашей парламентской газете в привязке с запуском сайта Сахапарламент.ру?

– Индекс доверия к официальным органам печати за последнее время значительно возрос, в кризис люди стали больше доверять проверенной информации. И в этом плане газета, как традиционное средство массовой информации, имеет плюсы, что называется, держит марку.

Очень рад, что коллектив Издательского дома «Ил Тумэн» не стоит на месте, развивается в правильном направлении. Дух открытости, провозглашенной шестым созывом Госсобрания, созвучен вашим инициативам. Весь депутатский корпус приветствует новые информационные форматы. Лично я убежден в успехе нашего Sakhaparliament.ru! Так держать!

 

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

Добавить комментарий