Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -9 oC
КУРС ЦБ: $ 73,96 | 86,68

Во вторник, 25 августа, в актовом зале Дома правительства №2 прошёл телемост, посвященный 320-летию Спасо-Зашиверской церкви. Телемост связал между собой столицу Якутии, московское постпредство Республики Саха (Якутия), Новосибирский историко-архитектурный музей Института археологии и этнографии СО РАН и Момский район.

Во вторник, 25 августа, в актовом зале Дома правительства №2 прошёл телемост, посвященный 320-летию Спасо-Зашиверской церкви. Телемост связал между собой столицу Якутии, московское постпредство Республики Саха (Якутия), Новосибирский историко-архитектурный музей Института археологии и этнографии СО РАН и Момский район.

Телемост дружбы

В торжественном мероприятии приняли участие депутат Госдумы РФ Галина Данчикова, председатель Комитета по делам малочисленных коренных народов Севера и делам Арктики Госсобрания (Ил Тумэн), координатор Общественного совета Федерального партийного проекта «Историческая память» в РС(Я) Елена Голомарева, представители правительства республики и администрации Момского улуса, православного духовенства Новосибирской области и Якутии, научной интеллигенции и общественности. 

Всех их собрало преклонение перед историей нашей страны, вечной дружбой русского и народов Якутии, которую олицетворяет Спасо-Зашиверская  церковь, в своё время спасенная от разрушения и забвения.

Город Зашиверск - самое загадочное историческое поселение нашей республики. Можно сказать, что это якутские Помпеи, а сохранившаяся благодаря советским археологам и перенесённая в Новосибирск Спасо-Зашиверская церковь - их главное сокровище.

На перекрёстке Арктики

Вспомним историю возникновения Зашиверска. А начиналась она с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служивых людей достиг Собачьей реки, спустился ниже её знаменитых каменных порогов-шиверов, и примерно на 870-м километре от устья реки построил зимовье, которое после выросло в полноценный острог и поселение, названное Зашиверском.

Это поселение по своему географическому положению занимало центральное место среди всех новых зимовий и острожков на севере Якутии - оно располагалось посреди «Юкагирской землицы», которая, по служебной записке Посника Иванова, была «людна, а Индигирская река рыбна; в Юкагирской землице соболей много; и в Индигирь-реку многие реки впали, а по всем тем рекам живут многие пешие и оленные люди; да у юкагирских же людей серебро есть».

Зашиверск стоял на перекрёстке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого «Студёного» моря и по его берегу плыли до Колымы и Чукотки, сухопутная же дорога от Якутска на Колыму («царская дорога») пролегала также через Зашиверск.

зашиверская церковь

От зимовья до крепости

Острог стал форпостом освоения русскими первопроходцами земель, расположенных вдоль Индигирки. Казачий посёлок базировался на большом полуострове (около 5 км в длину и 1,5 км в ширину) напротив левого притока Индигирки — реки Колядин.

Поначалу, конечно, жизнь в остроге была тревожной. Новый населённый пункт и обосновавшиеся там казачьи ясачные экспедиции не особо нравились местным воинственным тунгусам, которые время от времени, собираясь вместе, шли разбираться с пришлыми.

Чтобы успешно от них отбиваться, зашиверцы в 1676 году построили себе в центре города деревянную крепость — единственное укрепление на Индигирке с постоянным гарнизоном, который отвечал за порядок и взимание ясака на внушительной по размерам территории от Яны до Колымы.

Но после всё утряслось, и жизнь вошла в мирное русло, а честная торговля стала более прибыльным делом, чем сбор и принуждение к ясаку.

В 1700 году здесь была сооружена Спасская церковь, которая стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников в этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в якутскую ссылку коменданта Москвы Ивана Слепцова.

Заполярная ярмарка

А Зашиверск постепенно рос и превращался провинциальный городок тех времён с церковью, ярмаркой и прочими радостями.

Причём был он довольно известным в среде охотников всего Заполярья и купцов всей Восточной Сибири. Последние съезжались сюда на ежегодную ярмарку за такими ликвидными товарами своего времени, как пушнина, бивни мамонтов и моржей, привозя на обмен посуду, ткани, украшения, продукты, табак и прочее.

Городу прочили большое будущее, здесь уже жило около 500 человек. В 1783 году Якутская провинция была превращена в область Иркутского наместничества. Она состояла из Якутского, Олёкминского, Жиганского, Зашиверского уездов. Зашиверск из острога превратился в уездный город, началась новая глава истории этого заполярного поселения. Город становится административным центром, которому подчинялась огромная территория бассейна низовьев Лены, Верхоянского хребта.

В Зашиверске появились земский исправник, земский суд, городская ратуша, питейные заведения. Город стал отстраиваться. Число его постоянных жителей доходило до 500 человек. В то время он считался крупным населённым пунктом. Городские чиновники начали выполнять важные поручения правительства. Так, в 1788 году зашиверский исправник И. Баннер по поручению высоких властей вёл переговоры с чукчами, в результате чего правительство Екатерины II в 1789 году узаконило принятие чукчей в российское подданство и разрешило отпускать ежегодно по 500 рублей для приобретения подарков чукчам.

Огромную роль в жизни заполярного города, дремавшего от однообразной жизни, играли ежегодные ярмарки, проводимые здесь в начале декабря. По преданиям, на них с драгоценной пушниной собирались со всех концов этого края люди тайги, лесотундры и тундры.

Последние дни

В 1803 году по указу о сокращении количества уездов и штатных городов Сибирского края в этот список попал и Зашиверский уезд, все административные учреждения которого были перенесены в Верхоянск. В 1853 г. была закрыта и церковь, а все ее имущество перевезено в Крест-Майорскую церковь.

Простой люд, конечно, не понял сути государственных реформ и для народа опустение цветущего города стало загадкой. Что в свою очередь породило легенды о постигшем Зашиверск страшном море - чёрной оспе. Последняя тоже была, но коснулась она тогда всех населённых пунктов.

В конце 1920 года участники экспедиции Наркомвода СССР застали на месте Зашиверска двух людей, рыбака Митрея Слепцова и его младшую  сестру Евдокию. Впоследствии Слепцова говорила: «Мы были последними жителями города».

Второе рождение

В начале 70-х сюда пришла экспедиция Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством академика А. Окладникова, которые провели археологические раскопки, более всего их поразила Спасо-Зашиверская церковь: последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири, единственный в своём роде памятник древнерусской архитектуры во всём пространстве от Урала до Тихого океана, от Кижей до Индигирки.

Церковь уже приходила в негодность, её нужно было срочно спасать, для чего она была разобрана и перевезена в формирующийся тогда историко-архитектурный музей под открытым небом близ Новосибирского Академгородка. Сегодня эта церковь - живое свидетельство истории всей Сибири.

1aa196e1 a86f 4d74 9a88 88cf98fbd214

Наши в Новосибирске

Кстати, эта церковь стала местом объединения большой общины якутян в Новосибирске. Община вникла в историю Зашиверска и стала следить за судьбою Спасо-Зашиверской церкви. Более того, якутяне восприняли Спасо-Зашиверскую церковь сакральным символом исторического единения Якутии и России. Общиной якутян в 2019 году в Новосибирске было организовано мероприятие, посвященное 380-летию Зашиверска. Старшее поколение якутян в столице Сибири прошли учебу в центральных ВУЗах страны, внесли трудовой, творческий вклад в делах всей страны. Община якутян - одна из авторитетных среди 25 национальных организаций города и имеет беспрецедентный опыт разносторонней деятельности в интересах родной республики.

Символ четырехвекового единения

Участники торжественного заседания, прошедшего в рамках телемоста, выразили слова благодарности в адрес учёных, представляющих научную школу академика А.П.Окладникова, Института археологии и этнографии и всего Сибирского отделения РАН за сохранение комплекса Спасо-Зашиверской церкви не только как выдающегося памятника архитектуры и культуры, но и как сакрального символа истории четырехвекового единения Якутии и России. И рассматривают проведенную акцию историко-духовной памяти Зашиверской Церкви, как начало подготовки к 100-летию Якутской АССР и к 390-летию дружбы Якутии-России.

Председатель комитета по делам КМНС и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Елена Голоморева, находясь в Новосибирске среди участников мероприятия, вручила от республики “Фотовыставку Зашиверск” Музею истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

Аламжи  БУДАЕВ

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ