banneryap
banneryap
КУРС ЦБ: $ 71,45 | 80,35

5 марта 1943 года в глухой якутской тайге потерпел крушение военно-транспортный самолёт ЛИ-2, на борту которого находился наш земляк Николай Дмитриевич Терёшкин. Именно он, проявив смелость и мужество, спас оставшихся в живых людей.

5 марта 1943 года в глухой якутской тайге потерпел крушение военно-транспортный самолёт ЛИ-2, на борту которого находился наш земляк Николай Дмитриевич Терёшкин. Именно он, проявив смелость и мужество, спас оставшихся в живых людей.

О совершённом подвиге Николай Дмит­риевич скромно умалчивал. Став в 1957 году председателем исполкома Якутского горсовета депутатов трудящихся, он продолжал оставаться тем же комсомольцем Колей – горячим, напористым, деловым и добрым, всегда готовым прийти на помощь.

Детство и юность Николай Дмитриевич Терёшкин родился 9 мая 1919 года в селе Толон Нерюктяйского наслега Ленского улуса в семье крестьянина-бедняка. С детства Николай познал все трудности жизни. «С шести лет мама заставляла крутить жернова – молоть зерно, косить сено, чистить хотон. Семья наша была бедной, отец умер рано. Школа находилась далеко от дома, приходилось вставать в четыре утра и бегать за знаниями по 20 километров ежедневно. С 13 лет начал работать, а ночами читал запоем», – так рассказывал о своём детстве Терёшкин известному прозаику-публицисту И. Е. Негенбле. Но именно опыт тяжелой жизни помог ему спасти людей от голода и холода, а еще Николая ждала дома любимая жена Василиса, со дня их свадьбы и двух месяцев не прошло. На момент случившейся трагедии первому секретарю Ленского райкома комсомола Николаю Дмитриевичу Терёшкину было двадцать четыре года.

Терешкин Н.Д. 1964 г. копияТерешкин Н.Д. 1964 г.

Крушение самолета 5 марта 1943 года, ровно в 10 часов 15 минут утра, из Якутского аэропорта вылетел военно-транспортный самолёт ЛИ-2 (видоизмененный американский «Дуглас»), принадлежавший 8-му транспортному полку перегоночной авиадивизии. Его маршрут пролегал через Олёкминск на Красноярск. На борту ЛИ-2 находилось 11 человек - члены экипажа и пассажиры. Из пассажиров были и первые секретари Ленского, Олёкминского и Токкинского райкомов ВЛКСМ Николай Терёшкин, Катя Соловарова и Наталья Слепцова, которые возвращались с пленума комсомола. С большим трудом они попали на этот самолёт. Полёт проходил нормально, но спустя час командир корабля услышал сбои в работе левого двигателя. Вскоре он заглох. Пилоты изо всех сил старались выровнять кренящийся самолёт, но их усилия были тщетны. А тут затих и второй движок… Они, не успев сообщить о поломке по рации, увидели перед собой верхушки стремительно приближающихся деревьев. Перед самой землёй командир корабля сумел-таки приподнять нос машины, и она рухнула на брюхо. От удара о землю оторвалась хвостовая часть самолета, кабина ушла глубоко в мерзлый грунт. Командир корабля Николай Червяков и второй пилот Борис Пивоваров погибли мгновенно. Остальные члены экипажа и пассажиры, как ни странно, уцелели. Пассажиров спасла самая обыкновенная пакля, которой был забит задний отсек самолёта. Но травмы у многих оказались очень серьёзными. Несколько переломов и повреждение позвоночника получил парторг трассы Уэлькаль – Красноярск капитан Р. С. Иванов. У бортрадиста Михаила Бокова были скальпирована голова и открытый перелом ноги, у стажёра бортмеханика сломана рука, у экспедитора «Холбоса» Белобородова переломаны коленные чашечки. Бортмеханик Михаил Коломыткин получил повреждения, которые в дальнейшем привели его к гибели.
Наиболее здоровым среди уцелевших оказался Николай Терёшкин. Он-то и взял на себя всю ответственность за спасение людей. Первым делом оказали помощь всем раненым. Из воспоминаний Н. Слепцовой: «На бортрадиста Бокова было страшно смотреть. Натянув кожу на голову, мы обработали её спиртом, обмотали полотенцем, на ногу наложили самодельную шину. В хвостовой части самолёта устроили как смогли жилой уголок и утеплили паклей... От голодной смерти нас спасло то, что в разбитом самолёте обнаружили крупу просяную, сало, спирт и шоколад, естественно всё в мизерном, количестве. Всем было распределено буквально по граммам, никого не обидели». В течение четырех последующих дней радист Боков пытался наладить связь, чтобы вызвать помощь, однако восстановить аппаратуру не удалось. Оставалось ждать, но как долго? Этого никто не знал. Все, кто мог ходить, стали обследовать окрестности в надежде найти хотя бы следы пребывания рядом человека, но всё было безрезультатно. Тайга на многие километры была безлюдной.

Н. Д. Терёшкин с супругой В. Г. Хоруновой копияН. Д. Терёшкин с супругой В. Г. Хоруновой.

Один в тайге Шло время. Подходили к концу продукты, не заживали раны, а ночью, особенно по утрам, донимал холод. Надо было что-то предпринимать. Посоветовавшись, решили, что один человек должен пойти на поиски населённого пункта. Капитан Р. С. Иванов предложил отправить Николая Терёшкина. Снег в тайге лежал глубокий, слой его достигал полутора метров, далеко без лыж не уйти. Николай попытался сделать лыжи из расщепленного дерева, но не вышло – слишком ломкими оказались пластины. Тогда он обратил внимание на пол самолёта, тот был сделан из многослойной фанеры. Вытесал лыжи перочинным ножом, загнул их концы в кипящей воде, приладил крепления, скрученные из мягкой проволоки. С момента падения самолёта прошло 10 дней. Утром Николай получил довольствие: кусок сахара, несколько сухарей и немного масла. Выслушал задание: два дня идти на восток, а если за это время не встретит людей или не наткнётся на дорогу, то возвратиться обратно. Ориентируясь по солнцу, по приметам в тайге, знакомым ему с детства, Николай шёл на восток. Уже утвердился наст, и лыжи скользили как настоящие. Запинался, падал, поднимался и брёл дальше. Примерно в полдень второго дня, когда уже совсем выбился из сил, он заметил далеко-далеко столбик дыма, потом услышал лай собак. Двинулся в этом направлении и вскоре с горы увидел впадину, а на ней поляну (или замёрзшее озеро). У подножия горы Николай наткнулся на следы человека и оленьих копыт. Они привели его к избушке, в которой жила пожилая семья колхозника Павлова из сельхозартели им. Карла Маркса Горного района. Только теперь Николаю стало понятно, почему до сих пор не нашли место падения самолёта – слишком большим оказалось отклонение от заданного курса. Николая приняли, как родного, одели, накормили и увезли в центральное село колхоза Ерт. Из воспоминаний Н. С. Алексеева, председателя колхоза им. Карла Маркса: «Терёшкин зашёл в контору колхоза около полуночи, где я, несмотря на поздний час, вёл заседание правления колхоза. Выслушав его, срочно направил нарочного с сообщением о происшествии в Бердигестях. Всё ночь искали пасущихся оленей. Под утро нарты с Терёшкиным и ездовым умчались к месту катастрофы. Они увезли продукты. Чуть позже отправили туда десять оленьих упряжек… Ко времени возвращения в село нарт с потерпевшими открыли столовую и выделили дом для их размещения. На следующий день из Якутска прилетел самолёт с комиссией, расследовавшей обстоятельства катастрофы».
Самолёт прилетал несколько раз. Тяжелораненых увезли в Якутск, остальных переправили на нартах в Бердигестях, затем на самолёте в Якутск.

У памятника Н. Д. Терёшкина . 1969 год копияУ памятника Н. Д. Терёшкина . 1969 год.

Неоценённый подвиг Свой поход по стылой тайге Николай Терёшкин никогда не считал подвигом. Писателю Николаю Егоровичу Мординову, который случайно познакомился и подружился с ним в больнице, большого терпения и упорства стоило выведать подробности того происшествия. В результате этих посиделок вскоре на русском и якутском языках вышла книга «Беда». Н. Д. Терёшкин стал прототипом главного героя повести Николая Тогойкина. Одна из спасенных Наталья Слепцова подтвердила, что в повести «Беда» всё отражено правильно и что Николай Терешкин действительно проявил героизм. Но для большинства людей он так и оставался безызвестным. Почему? На этот вопрос ответил писатель, историк якутской авиации Иван Негенбля: «Вплоть до середины 80-х годов работа перегоночной трассы Аляска-Сибирь в нашей стране умалчивалась, ее значение в победе над фашизмом всячески преуменьшалось. А значит, и говорить о замечательном, самоотверженном поступке Николая Терешкина считалось неуместным». Вскоре после происшествия в тайге Н. Д. Терёшкина избрали секретарем Оленёкского райкома партии. По окончании партийной школы при обкоме КПСС с 1951 г. более пяти лет он возглавлял Верхоянскую партийную организацию. В 1957 году Николая Дмитриевича назначили председателем исполкома Якутского горсовета депутатов трудящихся. Н. Д. Терёшкин отдал много сил и энергии делу поднятия хозяйства и культуры столицы республики. С 1961 года и до конца своей жизни работал в аппарате обкома зам. заведующего Домом политпросвещения. В 1995 году окончил ЗВПШ при ЦК КПСС, после неоднократно избирался членом обкома, депутатом Верховного Совета ЯАССР. За успехи в трудовой деятельности Н. Д. Терёшкин был награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945гг.» и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР. К любому делу Николай Дмитриевич относился с большой ответственностью. В 1959 году в республике случился неурожай картофеля. Когда стало ясно, что Якутск может остаться зимой без минимального запаса, а весной без семенного картофеля, Николай Дмитриевич выехал в Красноярский край, чтобы лично заняться закупкой. Командировка затянулась до осенних заморозков и первого снега. Приходилось самому организовывать погрузку картофеля с размокших полей. Одет он был легко, почти по-летнему. Сильно простудился и после возвращения в Якутск тяжело заболел. Он не смог справиться с недугом – сказалось нелёгкое голодное детство, не прошла бесследно и катастрофа самолета. Прожил Николай Дмитриевич неполных пятьдесят лет, 12 июня 1968 года он умер. На могиле Н. Д. Терёшкина поставлен памятник с помощью друзей из Ленского, Оленёкского и Верхоянского улусов.

Поисковая группа на месте катастрофы самолёта. 1982 годПоисковая группа на месте катастрофы самолёта. 1982 год.

Героев не забывают В 70-х годах школьники Горного района взялись за поиск, чтобы восстановить имя героя. Народный писатель Николай Мординов и вдова Н. Д. Терешкина Василиса Григорьевна Хорунова подтвердили неясные предположения. Еще несколько лет спустя для подтверждения подлинности события была организована поисковая группа, обнаружившая место катастрофы и части разбившегося самолета на Силянском нагорье. Учащиеся Шологонской школы под руководством учителя А. Г. Захарова в 1985 году установили там памятник-обелиск. В музее наслега появился специальный стенд, рядом помещены обломки ЛИ-2. И только спустя полвека подвиг Н. Д. Терешкина был оценен на государственном уровне. Указом Президента РФ Б. Ельцина от 7 июля 1993 года за мужество и отвагу, проявленные при спасении пассажиров и экипажа потерпевшего аварию самолета, Николая Дмитриевича наградили солдатской медалью «За отвагу» (посмертно). Н. Д. Терёшкин − единственный якутянин, удостоенный этой награды за совершение подвига не на фронте, а в тылу. Стараниями супруги, радиожурналиста Василисы Григорьевны Хоруновой были собраны воспоминания пассажиров потерпевшего крушение самолета и выручавших их колхозников, также она систематизировала газетные вырезки, фотографии, документы, касающиеся Николая Дмитриевича. Память о любимом муже для нее святое. Составленный сборник воспоминаний родных, друзей, знакомых Н. Д. Терешкина и очерков журналистов к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2000 году вышел небольшим тиражом под названием «Герои не умирают». В 1995 году в Якутске на фасаде дома № 5 по улице Октябрьской, где жил Н. Д. Терёшкин, установили мемориальную доску в его честь. Одна из улиц в села Толон носит имя Н. Д. Терёшкина. В 2013 году 5 марта в Ленском историко-краеведческом музее состоялось открытие постоянной экспозиции, посвященной Николаю Дмитриевичу Терёшкину.

Олеся ЯГНЫШЕВА,
методист по музейно-образовательной деятельности историко-краеведческого музея Ленского района

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

Добавить комментарий