banneryap
banneryap
КУРС ЦБ: $ 71,45 | 80,35

Сочетание «овцеводство и северная республика» у многих из нас вызывает непонимание: здесь так холодно, что даже оленям тяжко, куда там баранам…   

Сочетание «овцеводство и северная республика» у многих из нас вызывает непонимание: здесь так холодно, что даже оленям тяжко, куда там баранам…   

Историческая несправедливость

Овец и вправду в Якутии отродясь не разводили. Академик, доктор исторических наук Юрий  Мочанов, плотно занимающийся этногенезом северных народов, задавался вопросом,  как получилось, что якуты стали единственным из тюркских народов, который не занимается овцеводством. Мол, где, когда и на каком этапе они потеряли овцу? В том, что овца всё-таки была, ученые не сомневаются, как и в том, что саха – это тюрки.

Куда-таки делись овцы? Есть немало гипотез. Скорее всего, животных просто не довезли. А тот, кто потерял овец, давно наказан. Ведь народ лишился не только овечьего сыра, но и многих других приятных вещей: овчинных полушубков, теплых шерстяных свитеров и носков, овечьих папах и споров, чья папаха выше и гуще.

Так и не появились в Якутии средневековые трубадуры и поэты, воспевающие мирную пастушескую жизнь в окружении овечек как идеал жизненной гармонии. Впрочем, место пасторального стиля в национальной культуре заняли не менее приятные олонхосуты, описывающие битвы богатырей и божеств нижнего, срединного и верхнего миров.  

 

При царе Горохе

На самом деле овцы в Якутии в старину были.  Пришли они с русскими, о чем есть воспоминания господина Серошевского в летописи «Якуты». Напомним, речь идет как минимум о второй половине 19 века.

Ссыльный поляк пишет: «Овцы. Было время, когда овцеводство обещало разрастись и укрепиться в Якутской области. Ими стали даже интересоваться якуты. Но обеднение приленских крестьян, вызванное внезапным лишением почтовой гоньбы в восьмидесятые годы повело к уничтожению у большинства из них овечьих стад. Теперь вновь заводить трудно, тем более что, как мне объяснили, «овцу нужно заводить всем, чтобы всем пастуха нанимать, чтобы собаки у всех с овцой стали знакомы, иначе толку не будет; овца не корова, требует постоянного присмотра» (Зап.Кангалас. ул., село Улаханское, 1892 г.).

Якуты по тем же причинам не заводят овец, хотя выгоду их вполне понимают: «Нужно всем зараз, чтобы пастуха, чтобы собаки и воры не одолели» (Нам. Ул., 1890 г.).

«Овцы есть здесь, главным образом, в селе Павловском у староверов да в самом Якутске. Овцы – простые, черные, низшего сорта, двурогие, без курдюков».

Так что овцы вполне прекрасно чувствовали себя в Якутии еще в царское время. И  боялись разве что собак. Впрочем, сегодня овцеводство в Якутии начинает переживать второе рождение. Связано оно по большей части с возрождением у наших соседей-бурятов аборигенной грубошерстной бурятской овцы.

 

Бурятский опыт

 В свое время в Бурятии эта порода была основной, неприхотливая к корму и холодам, она хорошо давала мясо и овчину, которая шла на производство шуб, кошму. Шерсть у неё была, мягко скажем, не ахти. На носки совершенно не годилась, а вот войлок из неё получался первостатейный. Но при СССР тонкосуконной промышленности понадобилась шерсть. Покупали её за доллары в Австралии. На 290 миллионов населения страны шерсти надо было очень много. Потому неприхотливую бурятскую овцу скрестили с нежным южным австралийским мериносом. Получилось нечто среднее, дающее годную шерсть и кое-как переносящее сибирские холода.

А бурятская овца пропала. В эпоху синтетики и пуховиков шерсть перестала быть нужной.  Актуальным снова стало мясо, овчина и валенки. Буряты кинулись искать свою овцу и нашли только в одной из провинций Китая, внутренней Монголии, в так называемом Шэнэхэнском национальном округе, куда после революции откочевало вместе со скотом несколько бурятских родов. Люди там оказались ответственными, а бараны – невероятно, с генетической точки зрения, чистыми.

Возрождение породы началось в 90 -х. В середине нулевых в Бурятии появились первые племенные фермы. Племенных баранов там поначалу можно было взять по цене скаковых лошадей.  А сегодня раздают бесплатно сразу небольшими стадами. К примеру, если семья берет  небольшую отару в 20 баранов, через год оно даёт приплод примерно в  16 ягнят. Если 200 баранов, то  уже 160 ягнят. Далее стадо передаётся желающим дальше, а приплод остаётся себе. Замечу, что это интересный способ поддержки сельчан, притом, что этим занимается буддийская община во главе с её лидером Хамбо ламой Дамба Аюшеевым. И какого-то государственного участия или денег там нет ни копейки. И благодаря такой системе, на ноги поднялись сотни семей.

 marina73 4

Якутская практика

Этих баранов закупал и наш Минсельхоз. К примеру, только в Усть-Алданский улус было завезено  100 голов овец бурятской породы. Овцы этой породы живут на подворье усадьбы Чочур Муран у Германа Арбугаева, где они пасутся по склонам горы.

Видел я их у Николая Чиряева, намского фермера занимающегося  внутренним туризмом,-- «удобное животное, уход несложный и как раз хватает на пир горой, для  хорошей компании гостей», говорил мне Николай Пикович. «Жалко, что баранью шерсть у нас не принимают, -  сокрушался он, прясть из нее не умеем. Потому пропадет добро, приходится сжигать…»  Здесь же на подворье паслись у него несколько представителей уже чисто якутского ноу-хау овчебуков.

 

Мы пойдем своим путем!

Но что ни говори, овце из Бурятии в суровых климатических условиях Якутии тяжело. И якутская сельскохозяйственная наука решила пойти своим путем. А именно скрестить грубошерстную бурятскую овцу с диким бараном чубуку, которому  комфортно даже на вершинах гор и хребтов Арктики.

Владимиров кружочкомЗанимается этим уже долгие годы, доктор биологических наук, профессор Леонид Владимиров. Результатом работы его коллектива и стал якутский баран – овчебук.

Поймать самца чубуку для того чтобы он подарил любовь домашней овечке – дело нереальное. Потому его попросту выследили в горах Эвено-Бытантайского улуса, аккуратно убили и похитили из его хозяйства нужное для развода семя. Дело того стоило.

Как рассказал нашей газете Леонид Николаевич, гибрид получился. Первому поколению уже по семь лет. Есть гибриды второго поколения, третьего. Три производителя-осеменителя. И самый главный научный результат – гибриды, начиная от первого поколения, плодовиты как по мужской, так и по женской линии. 

Есть прекрасные результаты по некробактериозу овец - так называемой копытной гнили. Гибрид получил от своего дикого предка ген устойчивости к этой болезни. В условиях Якутии, где в основном пастбища топкие, это бесценное приобретение.

Впрочем, не обошлось и без проблем, над решением которых сегодня идёт работа. Связаны они с иммунной системой, овчебук, несмотря на все свои уникальные качества, не избежал бича домашних овец, которые разводятся в северных районах мира—пневмонии. Подвержен молодняк овчебука с 4-6 месяцев болеть пневмонией. А она ещё та беда. К примеру, в Казахстане в своё время потери от пневмоний нередко достигали до 70% всего поголовья. С ней там научились бороться. У нас ещё нет, и этот иммунитет ещё надо искать, разрабатывать лекарства, а после учить пользоваться ими ветеринаров и фермеров.

Увы, пока уровень финансирования не позволяет на данном этапе сделать работу быстро. Реалии таковы, что нашей республике, где в госпрограмме заложена только поддержка традиционных отраслей коневодства, оленеводства и скотоводство, денег на научные изыскания по овцеводству не предусмотрено. Цели развития овцеводства, говорит Леонид Николаевич, нам не ставит ни правительство, ни другие заинтересованные лица. И наука продвигает новую отрасль буквально на голом энтузиазме. Это конечно огорчает, когда-то ведь было экономической мечтой развить новую для республики отрасль. Научных исследований по гибридизации овец для Якутии требовал ЦК КПСС, обком партии, но результаты не шли. Сейчас, когда мы буквально в шаге от финиша, это никому не нужно…

шг

Справка

В Якутии поголовье коз и овец по состоянию на 1 марта 2020 года  составило 1288 голов. В сельхозпредприятиях содержится 80 голов, в крестьянско-фермерских хозяйствах 223, в хозяйствах населения 985. Наибольшая их численность в Якутске, Нерюнгринском, Олекминском и Хангаласском районах. Научно-практических рекомендаций по технологии содержания и кормления в условиях Якутии нет.

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

Добавить комментарий