КУРС ЦБ: $ 77,70 | 91,48

Немногим известно, что значительная часть Якутии в период 1931-1957 годов фактически выпала из состава ЯАССР, находясь под не афишируемым управлением комбината особого типа «Дальстрой». Его деятельность, с одной стороны — это олицетворение сталинских репрессий, использования людского материала в угоду эффективности, без оглядки на мораль и человечность. С другой - это масштабный проект форсированного освоения необжитой территории размером в 3 млн км², что являлось 1/7 территории всего СССР. На пике своего могущества Дальстрой покрывал территории современной Магаданской области, Чукотского национального округа, более 50% Республики Саха (Якутия), часть Хабаровского, Приморского края и часть Камчатской области.

Немногим известно, что значительная часть Якутии в период 1931-1957 годов фактически выпала из состава ЯАССР, находясь под не афишируемым управлением комбината особого типа «Дальстрой». Его деятельность, с одной стороны — это олицетворение сталинских репрессий, использования людского материала в угоду эффективности, без оглядки на мораль и человечность. С другой - это масштабный проект форсированного освоения необжитой территории размером в 3 млн км², что являлось 1/7 территории всего СССР. На пике своего могущества Дальстрой покрывал территории современной Магаданской области, Чукотского национального округа, более 50% Республики Саха (Якутия), часть Хабаровского, Приморского края и часть Камчатской области.

Что же такое Дальстрой? С экономической точки зрения это государственный трест по добыче ископаемых природных ресурсов. С точки зрения пенитенциарной системы —целая сеть лагерей, широко эксплуатировавших труд заключенных. С государственной точки зрения —проект освоения и колонизации доселе малоизученных и практически незаселенных областей Северо-Востока СССР.

В широком понимании Дальстрой — это государственная межрегиональная супер организация, которая занималась добычей полезных ископаемых, изучением и колонизацией восточных рубежей страны. Именно силами Дальстроя были построены сотни населенных пунктов Магаданской области, Чукотки, Якутии, Камчатки, Хабаровского и Приморского края, со всей инфраструктурой, социальными объектами и дорожной сетью их связывающей.

Дальстрой напрямую подчинялся высшему руководству страны. В Постановление №516 Совета труда и обороны СССР, декларирующем создание Дальстроя, отдельно указывалось, что никакие местные должностные лица и учреждения не имеют права вмешиваться в деятельность треста. На своей территории он осуществлял весь спектр административного управления. Налоговая и судебная система также была собственной. Подобная полнота власти обуславливалась его главной стратегической целью — добычей «пяти металлов Дальстроя»: золота, олова, вольфрама, кобальта и урана.

В своей деятельности Дальстрой опирался на труд заключенных. Для этих целей в его прямом подчинении находилось крупнейшее структурное подразделения ГУЛАГа — Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь (СВИТЛ), который заведовал поставками и содержанием заключенных.

Dalstroi7

Золотая дань индустриализации и зарождение ГУЛАГа

В начале тридцатых годов XX века советское руководство столкнулось с массой проблем как внутреннего характера, так и внешнего. Международная обстановка, указывала на неизбежность грядущей войны. СССР же начала тридцатых годов - преимущественно аграрное государство и к будущей «войне моторов» был абсолютно не готов. Нужна была ускоренная индустриализация и Сталин это понимал, но для этого не хватало как ресурсов, так и квалифицированных кадров. И несмотря на идеологическое противостояние, СССР стал широко привлекать западные компании. Например, историк Борис Шпотов приводит следующее: «В 1923–1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 – с фирмами из других стран».

Например, Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) строила американский компания Austin Motor по проекту Форда. Цеха мощного Сталинградского тракторного завода были произведены в США. В строительстве ДнепроГЭС принимали участие General Electric и Newport News Shipbuilding. И это только малая часть предприятий, созданных при активном западном участии.

В результате к 1931 году внешняя задолженность СССР достигла астрономической по тем временам цифры в 1,4 млрд рублей. Для ее погашения только в 1931-1934 годы из страны вывезено в качестве оплаты 260 тонн золота. При этом объемы его добычи оставались весьма скромными: в 1927 году по всей стране добыли всего 20 тонн золота.

Несмотря на газетные лозунги, подобные этому: «Октябрьская социалистическая революция положила предел господству золота на одной шестой части земного шара... золотой телец, этот двигатель капитализма, развенчан, он потерял в Советском Союзе свое могущество!», СССР как никогда нуждался в «золотом тельце».

Ситуация вынуждает советское руководство не только развивать золотодобывающую отрасль, но и искать другие пути пополнения золотых запасов. Через Торгсин (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами), чьи лавки раскинулись по всей стране, население страны обменивало золотые изделия на продукты питания. Так семейные ценности и реликвии обменивались на мешки с крупой.

К изъятию золота также подключились органы ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление — советский орган государственной безопасности, с 1934 в составе НКВД). В 1932 году зампредседателя ОГПУ Генрих Ягода докладывал, что в кассе ведомства имеется 15 млн золотых рублей (12 тонн в золотом эквиваленте).

Пока плечом к плечу по стране шагали индустриализация и урбанизация, в обществе происходил болезненный процесс ломки многовековых устоев. «Под нож» пошел целый класс зажиточных крестьян, хозяйства укрупнялись в коллективные. Быстро растущие индустриальные центры поглощали не только ресурсы аграрных регионов страны, но и само крестьянство, из числа которого вырос многочисленный класс городских рабочих.

Все эти грандиозные процессы неизбежно сопровождались голодом, стихийными бунтами и, как результат, повсеместным ростом преступности. Согласно данным Михаила Деткова из монографии «Тюрьмы, лагеря и колонии в России» количество осужденных в 1931 году резко перевалило за 2 млн человек, находящихся в исправительно-трудовых лагерях, колониях НКВД и подлежащих высылке.

Имея такое количество заключенных, государство стремилось использовать их всеми доступными способами. Еще в 1929 году было принято постановление СНК (Совет народных комиссаров — правительство в 1919-1946 гг., далее Совет министров СССР) «Об использовании труда уголовно-заключённых», по которому всех приговоренных к срокам более трех лет подлежало направлять в создаваемую сеть лагерей, для использования их в качестве рабочей силы. Так зародился ГУЛАГ.

Универсальное решение Сталина

Несмотря на все принимаемые меры, золотая казна государства пополнялась крайне медленно, что заставляло искать радикальные пути решения проблемы. И тут взор Сталина обратился к самым дальним рубежам страны. Геологоразведочные экспедиции С.В. Обручева и Ю.А. Билибина, работающие на малоизученном Северо-Востоке страны, открывают богатые золотоносные месторождения в бассейнах рек Индигирка и Колыма.

«По данным геологических прогнозов, запасы золота в бассейнах рек Индигирки и Колымы занимали одно из первых мест в мире, составляя более 20 процентов всех известных мировых запасов. Запасы олова были наибольшими в Союзе»…

Проблема заключалась в труднодоступности и необжитости региона. Сложив все факторы: острую потребность в золоте, огромное количество бесплатной рабочей силы в лице контингента заключенных и отдаленный, но перспективный золотоносный район, Сталин принимает универсальное решение - создать мощную, не имеющею аналогов в истории, гигантскую суперорганизацию. Со строгой вертикалью управления, беспрецедентными полномочиями и прямой подчиненностью Кремлю. Только этот «исполин» мог справиться со сверхзадачей — на самых дальних и не обжитых рубежах СССР в кратчайший срок создать новый индустриальный центр. Так зародился Дальстрой.

l9riyzclrqkfxz4s 1024

Постановление ЦК ВКП(б) за подписью Сталина с лаконичным названием «О Колыме» от 11 ноября 1931 года предписывает образовать «специальный трест с непосредственным подчинением ЦК ВКП (б)». Официальной же датой появления Дальстроя является Постановление ЦК ВКП(б) двумя днями позднее — 13 ноября. В этот день Постановлением №516 Совета труда и обороны был организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы— «Дальстрой». Тресту были поручены поиск, разведка и разработка месторождений всех полезных ископаемых на территории Ольско-Сеймчанского района Дальневосточного края и строительство автомобильной дороги от бухты Нагаева до районов добычи.

Глобальными же задачами Дальстроя стали:

1) Разработка недр, с добычей и обработкой полезных ископаемых края.

2) Колонизация района разработок и организация всевозможных предприятий и работ в интересах выполнения первой задачи.

28 декабря 1932 года Дальстрой получает право на руководство всей партийно-советской, административной и хозяйственной работой среди местного населения, что еще более закрепляет его обособленность от краевых властей. А в 1933 году, согласно секретному протоколу, прилагаемому к постановлению СНК СССР №210/361 16.02.1933 все налоги на территории, подконтрольной Дальстрою, уходили в бюджет треста, минуя местные бюджеты. Все это и другое приводит к фактическому выпаданию территории Дальстроя из хозяйственного и политического управления краевыми партийными властями.

Дальстрой уходит вглубь материка

Зимой 1931 года над каменистыми сопками бухты Нагаево разнесся протяжный гудок парохода, который ознаменовал начало эпохи Дальстроя. Начав с палаточного городка на 100 человек (заключенных, рабочих, охранного персонала), в течение 1932 года население Колымы возрастает до 9 000 тысяч человек. Большая часть из них заключенные. Поселок в бухте Нагаево стремительно разрастается и скоро превратиться в город Магадан, а пока заключенные строят дома целыми улицами и кварталами. Ударными темпами возводится вся инфраструктура округи, строится сеть автомобильных дорог. Словно паук Дальстрой плетет огромную сеть, постепенно опутывающую весь колымский регион, где на всем ее протяжении закипела работа.

Первым директором Дальстроя стал Эдуард Берзин, личность яркая и отчасти противоречивая. Берзин — ветеран Первой Мировой войны, офицер легендарной Латышской стрелковой дивизии (больше известной как «Латышские стрелки»), ярко проявившей себя в сражениях Гражданской войны. В мирное время Берзин стал одним из сторонников использования труда заключенных на благо страны. Под его началом строились Вишерские химические заводы, чья засекреченная задача стояла в производстве боевых-отравляющих веществ для нужд Красной Армии. Выбор Берзина на пост руководителя Дальстроя только подчеркивает государственную важность треста.

Dalstroi4

Первый директор Берзин на фоне Магадана

Открываются новые месторождения золота, за геологоразведочными партиями двигается основная сила — контингент заключенных, который тянет дорожное сообщение все дальше и дальше от бухты Нагаево. По мере их продвижения, в верховьях Колымы возникают многочисленные лагерные командировки и пункты.

Из воспоминаний очевидца М.Е. Выгон: «Лагпункты располагались через каждые 10—15 км. Вдоль всей трассы от сопок к дороге были проложены дощатые дорожки, по которым двигались тысячи тачек: к дороге — гружёные песком и гравием, обратно к сопкам — пустые. Колонны с зэками идут по трассе круглосуточно. Отправляют на вновь открытые прииски. Карамкен — целый палаточный город, окружённый колючей проволокой. Вдоль дороги несколько деревянных домов лагерной администрации. Дорога здесь строилась в двух направлениях. Картина та же, что и раньше — кишащий муравейник людей с тачками».

Dalstroi2

Невзирая на горные условия местности, зимнюю стужу и летний зной с полчищами кровососущих насекомых, в Дальстрое кипит работа. Силами заключенных происходит массовая заготовка дров и пиломатериалов. Налаживается производство для собственных нужд: пекарни и мукомольни, кирпичное производство и швейные цеха. Прокладываются телефонные линии, разрастается энергосеть, строятся электростанции. На пустом месте возникают целые поселки рабочих и заключенных, в которых строятся больницы, амбулатории, школы, клубы и вся сопутствующая инфраструктура. На создаваемых рабочих местах закрепляется вольнонаемный персонал вместе со своими семьями.

Для решения продовольственной проблемы образуются совхозы, где также основной рабочей силой являлись заключенные. Принимаемые меры приводят к тому, что в 1935-1937 годах доля собственного производства продуктов питания достигает 67%.

В введении Дальстроя появляются оленеводческие совхозы, которые уже к октябрю 1934 года имеют в своем распоряжении 9247 оленей. Пока автомобильная сеть дорог находится в зачатке, олени становятся основным видом транспорта Дальстроя.

Dalstroi3 min

Типовой поселок Дальстроя

Единственной связью с миром для Дальстроя является морское сообщение. Основным портом становится Нагаево. По мере продвижения Дальстроя вглубь материка строятся дополнительные порты в устьях рек Яна, Индигирка и Колыма. Оттуда груз переносился на суда речного флота Дальстроя и уже на них доставлялся вверх по рекам к местам назначения. Такая же схема действовала и в обратную сторону.

Внутри самого Дальстроя основной транспортной артерией становится трасса Колыма. Уже к осени 1933 года протяженность трассы составляет 182 км. Важность автомобильных дорог в первый период Дальстроя подчеркивается тем, что в 1934 году на дорожном строительстве работало 19 тысяч заключенных (около 40% от всего персонала Дальстроя).

Кроме водного и наземного транспорта свою роль в повседневной жизни треста занимает авиация. Начав с вылетов в интересах геологоразведки и оценки ледовой обстановки, авиаотряд Дальстроя в скором времени прокладывает воздушные трассы как в пределах треста, так и за его пределы. В марте 1934 года прокладывается регулярное воздушное сообщение.

Dalstroi5

Строительство типовых многоквартирных домов

Якутская часть Дальстроя

С момента своего появления Дальстрой планомерно поглощал территорию Дальневосточного края и Якутской АССР. Получив под свой контроль часть Колымского округа ЯАССР в 1931 году, через пять лет (в 1936 году) Дальстрой получает весь бассейн рек Колыма и Индигирка, вместе со всеми их притоками. В 1941 году присоединяется территория бассейна реки Яна вплоть до ее впадения в море. В 1951 году Дальстрой разрастается до среднего течения реки Лена и низовьев Алдана.

На территории ЯАССР Дальстрой создает Янское и Индигирское горнопромышленные управления, разрабатывает угольные месторождения Зырянки и Джебарики-Хая, строит вольфрамовый комбинат Алякситовый.

К закату Дальстроя в двух наиболее крупных подразделениях, расположенных в Якутии (ЯНЛАГ и ИндигирЛАГ), находилось более 30 000 тысяч заключенного контингента.

Большим достижением Дальстроя на северо-востоке ЯАССР стало осуществление грандиозного проекта строительства Колымской (Магаданской) трассы, соединившей восточные рубежи страны с остальной ее частью. На якутский участок трассы пришлось 598 км проложенной круглогодичной автодороги.

В плане транспортной инфраструктуры Дальстроем также была создана региональная автодорожная сеть, соединившая сотни населенных пунктов, проложены маршруты автозимников, построены 8 аэропортов и сформировано два речных пароходства (Янское и Колымо-Индигирское).

Кроме всего прочего, на территории Якутии Дальстроем было отстроено более сотни населенных пунктов с развитой инфраструктурой, в том числе и электростанциями. ЯАССР после сворачивания Дальстроя досталось развитая энергосеть, энергоузлами которой вырабатывалось до 43% всей электроэнергией Якутии.

С момента прибытия первого этапа заключенных в бухту Нагаево в 1932 году, Дальстрой развил бурную деятельность на территории в 3 млн квадратных километров. Доселе «белое пятно» на карте страны путем неимоверных усилий, в основном заключенного контингента, преобразовалось в мощный производственный комплекс на самом дальнем рубеже СССР. Как мы видим, оценка деятельности Дальстроя уходит далеко за рамки простых суждений в духе разделения всего на черное и белое. Его опыт еще предстоит оценить.

Dalstroi6

Итоги Дальстроя

Дальстрой в сложнейших природно-климатических условиях создал:

- Более 450 производственных предприятий.

- 89 горнопромышленных (фабрики, прииски, рудники).

- 84 нефтебазы.

- 6 морских портов, 9 аэродромов, 6 железных дорог.

- Более 1500 километров высоковольтных линий электропередач.

- Добыл химически чистого золота — 1059 тонн, олова — 55 340 тонн, вольфрама — 2187 тонн, урана — около 140 тонн, кобальта — 363 тонны и 7 млн тонн угля. К моменту своего закрытия добывал 40% всего добытого в СССР золота.

- Построил более сотни населенных пунктов, в которых открыли свои двери 124 средние школы, 66 больниц, 276 амбулаторий и фельдшерских пунктов, более 10 клубов и около 250 библиотек.

- Провел комплексное исследование края, а вместе с наработанным практическим опытом заложил основу принципов и подходов индустриального строительства и эксплуатации в неблагоприятных условиях северо-востока страны.

- Выработал правила строительства автомобильных дорог на Крайнем севере.

- Наработал опыт ведения сельского хозяйства и тепличного огородничества, передал опыт строительства жилых домов и многое другое.

Обратная сторона Дальстроя:

- 17 лагерных управлений.

- 26 лагерей.

- 168 лагерных пунктов.

- 347 лагерных подразделений общего режима.

- 2 тюрьмы.

- 10 лагерей строгого режима.

- 9 подразделений каторжного типа.

Из 800 тысяч заключенных прибывших в Дальстрой, погиб примерно каждый пятый (около 150 тысяч человек).

- Кроме того, Дальстроем нанесен колоссальный урон экологии региона.

…Сегодня мы находимся в начале новой эпохи освоения Северо-Восточных рубежей России. Из-за падения цен на нефть все чаще стали звучать инициативы по увеличению добычи альтернативных нефти полезных ископаемых, чьими месторождениями богат в том числе и данный регион. Глобальное потепление в ближайшие 10-20 лет сделает Северный морской путь круглогодично проходимым, что тоже дает импульс развитию региона.

Для Якутии уже сейчас важно выработать и обозначить видение того, как будет проходить данный процесс. Привлекать ли местное население или обходиться вахтовым методом? Строить ли новые поселки или развивать старые? Эти и другие вопросы уходят за рамки чисто экономических оценок и носят обширный социокультурный подтекст.

Разрабатывая это видение, нельзя не обратиться к опыту Дальстроя, грандиозный результат деятельности которого, до сих пор служит опорой экономики для целого ряда районов республики. И этот опыт, оплаченный ценой 150 тысяч жизней, должен быть рассмотрен максимально непредвзято и объективно.

Николай ТАТАРИНОВ

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ