Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 11 oC
КУРС ЦБ: $ 72,86 | 88,65

…28 октября, пятница, 138-й день. Иверсен скончался рано утром.

…29 октября, суббота, 139-й день. Ночью скончался Дресслер.

…30 октября, воскресенье, 140-й день. Ночью скончались Бойд и Гертц. Умирает Коллинс." "Умирает Коллинс" - последняя запись в дневнике. Карандаш выпал из рук. Смерть не пощадила Де-Лонга. Дневник и карандаш через 144 дня были найдены около его трупа.

…28 октября, пятница, 138-й день. Иверсен скончался рано утром.

…29 октября, суббота, 139-й день. Ночью скончался Дресслер.

…30 октября, воскресенье, 140-й день. Ночью скончались Бойд и Гертц. Умирает Коллинс." "Умирает Коллинс" - последняя запись в дневнике. Карандаш выпал из рук. Смерть не пощадила Де-Лонга. Дневник и карандаш через 144 дня были найдены около его трупа.

Начало и конец

Так ужасно в 1881 году в дельте Лены закончилась американская экспедиция Джорджа Вашингтона Де-Лонга и его соратников на паровой яхте «Жанетта» к  Северному полюсу.

А как всё начиналось?

Это была одна из наиболее хорошо оснащенных полярных экспедиций, но, строго говоря, совсем не экспедиция Де-Лонга.

В 1867 году французский гидрограф Г. Ламбер предположил, что «Сибирская полынья» - это не что иное, как южная часть «открытого полярного моря».

 Поэтому достичь Северного полюса легче всего морским путем со стороны Берингова пролива. Увы, Ламбер в 1870 году погиб во время осады Парижа. Но его проект привлек внимание издателя американской газеты «Нью-Йорк Геральд» Джеймса Гордона Беннета. Медиамагнат рассчитывал на сенсацию и финансировал экспедицию к Северному полюсу.

По другой версии, Беннет снарядил новую экспедицию с целью поиска затерявшейся во льдах экспедиции шведского исследователя Арктики Н.А.Э. Норденшельда.

Так или иначе, но ее начальником Беннет назначил лейтенанта ВМФ США Де-Лонга.Джордж Вашингтон Де Лонг

 План экспедиции был следующим: выйти через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан, дойти до побережья острова Врангеля (тогда считалось, что это не остров, а огромное пространство арктической суши, которое соединяется с Гренландией), и пройти вдоль него насколько это возможно на Север. По бытовавшей тогда теории высокоширотное арктическое пространство не было замерзшим… Какой-то последний отрезок пути Де-Лонг готов был пройти по льду на собачьих упряжках (и собаки и упряжки были взяты на борт).

Де-Лонг был настолько уверен в успехе своего предприятия, что даже захватил с собой медный ящик, на стенках которого были выгравированы имена всех участников экспедиции. Этот ящик он собирался оставить на полюсе.

… 28 августа 1879 года «Жаннетта» прошла Берингов пролив и взяла курс на северо-запад, а уже 5 сентября судно оказалось затертым в 20 милях к северо-востоку от острова Геральд.

… С октября стал хорошо виден остров Врангеля. Его дрейфующая «Жаннетта» неспешно огибала с севера.

… В ноябре сжатие льдов усилилось. На случай гибели судна на палубе было сложено необходимое снаряжение для экстренной эвакуации и дальнейшего передвижения по льду, плюс запас продовольствия на сорок дней. Но помимо передвижения на санях Де-Лонг собирался в экстренном случае брать с собой и шлюпки… Заранее этого не планировалось…

… По записям в дневнике Де-Лонга, каждую минуту окружающая масса льда грозила раздавить корабль, люди спали одетыми. Они были готовы в любой момент оставить «Жаннетту».

…«Это было подобно жизни на пороховом погребе», - писал Де Лонг.

…Во время дрейфа 17 и 25 мая 1881 года были открыты два острова, названных островами Жаннетты и Генриетты.

…13 июня «Жаннетта» была раздавлена льдами и затонула. Координаты крушения 77град.15мин. с.ш., 154 град.59 мин.в.д… Это около 40 километров к северо-западу от острова Генриетты, самого северного острова Якутии.

Дальнейшая трагедия Де-Лонга и его соратников общеизвестна…

Необходимо было по дрейфующим льдам и открытой воде штормовых зимних волн преодолеть 700 километров до Сибирского берега России.exOOmkMGBTw

Большинство из 33 участников экспедиции погибли.

Де-Лонгу и его соратникам поставлены памятники и в США и в России, именем Де-Лонга названа группа открытых им островов в Восточно-Сибирском море, в 1918 году в США было построено судно «Де-Лонг»…, но лучшим памятником этим отважным людям было бы само судно «Жанетта», на котором, американские полярники  прожили более двух лет среди льдов и стужи.

«Жанетта» была для путешественников не просто судном, и даже не уютным домом – «Жанетта» была ковчегом всей прошлой жизни моряков. 21 месяц судно с людьми дрейфовало, вмерзшее в лед…

За все последующие годы никто не попытался предпринять попытки отыскать «Жаннетту».

Почему?... Почему все забыли о затонувшей «Жанетте»?z7t7Os5ZNKg

Великое заблуждение

Осенью 1882 года военно-морской суд США расследовал обстоятельства гибели экспедиции Де-Лонга и пришел к выводу, что «гибели корабля нельзя было ни предвидеть, ни предотвратить».

А спустя еще два года эскимосы у берегов Южной Гренландии нашли более 50 предметов, принадлежавших этой экспедиции. Кстати говоря, это навело легендарного  Фритьофа Нансена на мысль, что Де-Лонг, пытаясь достичь Северного полюса, был на правильном пути. Находка останков экспедиции Де-Лонга стала подтверждением теории трансарктического дрейфа льдов в результате протяженного океанического течения через полярные области.

Особенно не вникая в подробности, в общественном сознании бесповоротно утвердилась мысль, что гренландские находки – это части раздавленной льдами «Жанетты», всё, что от неё осталось. Поэтому легендарное судно никто не пытался искать, думая, что и её разрушенный корпус унесло с места высадки участников экспедиции на лёд.

Как же было на самом деле?

Надо начать с того, что команда «Жанетты» была готова к затоплению судна и к эвакуации. Вот что записано в обнаруженных дневниках Де-Лонга: «В ноябре сжатия льдов усилились; на случай гибели судна на палубе было сложено необходимое снаряжение для санного передвижения и запас продовольствия на сорок дней. Каждую минуту льды грозили разрушить корабль, люди спали одетыми, готовые в любой момент выйти на дрейфующий лед…Это было подобно жизни на пороховом погребе», - замечает Де-Лонг.

Возможны был два варианта крушения:

Первый. Сначала за счет нарастающего бокового давления льда корпус треснул, образовалась серьезная течь, а потом,  за счет возникшей отрицательной плавучести от поступающей внутрь корпуса воды,  «Жаннетта» затонула.

Второй. Корпус «Жаннетты» был «разрезан» в горизонтальной плоскости створками сходящегося льда. Всё, что было выше ватерлинии, в виде обломков осталось на льдине;

Но второй вариант маловероятен. По опыту работы на дрейфующих льдах я никогда не видел такого «скоростного» напора ледового поля. Это может подтвердить любой опытный полярник.

Ледовое поле, это не огромная монолитная льдина без «швов». Там есть небольшие едва замерзшие полыньи, смерзшиеся участки ледовой каши, зоны начинающегося торошения, где льдины уже начали наползать одна на другую… Любое, даже самое резкое воздействие на любой край ледового поля, будет демпфироваться за счёт его неоднородности. Ледовое поле крайне инертно в своем движении.

То есть сжатие льда во время катастрофы происходило не со скоростью «захлопывающейся двери». С полной уверенностью можно утверждать, что это был первый, описанный выше,  вариант крушения «Жанетты» - корпус судна треснул, и именно за счёт наполнения водой и потери плавучести корпус судна ушёл на дно.

Собственно, об этом свидетельствуют результаты находок на побережье Гренландии: «вмёрзшие в льдину несколько листков корабельных бумаг, матросские брюки, доска, бочонок. Метка на брюках, собственноручная подпись капитана Делонга на бумагах, надпись на доске помогли установить, что все эти предметы были с затонувшей 3 года назад «Жаннетты».

В гренландских остатках не обнаружено даже обломков такелажа (мачт, рей, парусного оснащения…).

Но всё это лишь наш анализ ситуации.

А теперь обратимся к фактам.

В своих дневниках Де-Лонг свидетельствует, что агония судна продолжалась около 4 часов и всё это время ни на минуту не прекращались разгрузочные работы.

И, наконец, его главное свидетельство: «…11 июня льды около судна внезапно вскрылись, на следующий день началось сильнейшее сжатие, а 13 июня, в 4 часа утра, «Жаннетта», раздавленная льдами, затонула».

«Жанетта» затонула!

Почему часть вещей были оставлены экспедицией на льдине?

Разумеется, в такой ситуации, чисто психологически любой человек старается спасти гораздо больше, чем это ему необходимо в надвигающихся новых условиях.

Документально зафиксировано, что после того, как было принято решение двигаться к сибирскому берегу, приказом Де Лонга были строго определены те личные вещи, которые разрешено было взять с собой каждому члену экипажа.

Если уж ограничения накладывались на личные вещи, то, что говорить о предметах вроде «бочонок», или «доска».

О чем всё это говорит, - «Жаннетта» вероятнее всего лежит на илистом дне без серьезного крена по бортам  и дифферента по оси носа и кормы. Значит, немалые надпалубные надстройки судна заметно возвышаются над поверхностью дна.

По личному опыту подводно-технических работ могу утверждать, что степень поглощаемости чужеродных предметов илистой массой дна здесь не настолько значительна, чтобы углубить корпус «Жаннетты» настолько глубоко в грунт, что его верхняя часть сравняется с поверхностью дна.

По объективным физическим законам, даже если корпус таких немалых размеров, сглаженной геометрии обводов днища и относительно малом удельном давлении на грунт, опустился на предельно текучую поверхность сапропеля (очень вязкого озерного осадка), то и в этом случае, за время, прошедшее со времени катастрофы, «Жаннетта» на смогла бы скрыться в толще ила.

Нет сомнений, что в условиях низких температур воды Восточно-Сибирского моря, корпус, убранство внутреннего объема, сохранились практически идеально.

Что и как искать?

Паровая яхта «Жанетта»… Но в некоторых документах, «Жанетта» называется шхуной, где-то «полярным пароходом»…

Определимся с классификацией судна:

Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами). В современном понимании — любое судно, предназначенное для спортивных или туристических целей и отдыха. К яхтам не относятся рейсовые суда, предназначенные для коммерческих целей, для перевозки большого числа пассажиров (когда основная цель — транспортная, а не отдых и развлечения на борту судна) и других транспортных целей.

Шху́на (нидерл. Schoener) — тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные.

Парохо́д — судно, в качестве двигателя которого используется паровая машина или паровая турбина.

«Жанетта» попадает и под первое, и под второе, и под третье определение.

Как же она выглядела? Что собой представляла снаружи и внутри?

Это и яхта, и шхуна, но по размерам, в нашем современном представлении, скорее пароход.

Это было более, чем комфортабельное, по тем временам, судно. С запасом живучести в условиях дрейфа не менее пяти лет!

Переводя на сегодняшние общедоступные представления традиции постройки судов такого класса и назначения можно сказать, что это шикарная вилла. Изнутри она отделана красным деревом, бронзовым декором, с дорогой мебелью… Всё было сделано так, чтобы чувствовать себя не среди чуждой ледовой пустыни, а в своём загородном доме, рядом с теплым привычным камином.  

И всё это сейчас естественным образом законсервировано холодом и подводным спокойствием.

Для того, чтобы вернуть «Жанетту» людям в качестве изумительного музея, нужно выполнить два этапа спасательной операции. Первый – найти её на дне с точностью до нескольких метров. Второе – поднять на поверхность и транспортировать на место музеификации.

Координаты, места, где покоится «Жанетта» известны с точностью, насколько это позволяли приборы того времени. Их записал сам Де-Лонг - 77º 15' с.ш. и 154º 59' в.д.

Разумеется, для обычного человека эти цифры ни о чём не говорят. А жаль.

Здесь географические координаты даны с точностью до минут. Одна минута широты это 1 километр 850 метров. Одна минута долготы на широте 77 градусов, это меньше километра.

То есть искать «Жанетту» надо в квадрате на площади примерно километр на полтора!

Вне зависимости от того, покрыто исследуемое пространство торосистым льдом, плавающими льдинами, или все это открытая вода, подробное сканирование дна на такой площади не представляет особого труда. Для современных поисковых возможностей это уровень далеко не дотягивает даже для средней сложности.

С достаточно высокой вероятностью можно утверждать, что судно пошло ко дну, сохранив общую геометрию корпуса. По крайней мере, «пятно останков затонувшего судна» на дне вполне отчетливо для современной сканирующей аппаратуры.

Характер дна – предположительно ил. При возможной глубине около 20 метров, однородное илистое дно, привычная и достаточно апробированная субстанция, как для поиска, локализации объекта, так и для дальнейших судоподъемных работ. Помимо этого, мягкий ил, при касании корпуса судна дна препятствовал разрушению корпуса. В «илистой консервации» не создается внутренних напряжений, в результате которых, корпус со временем не разваливается на части.

В случае успешной локализации корпуса затонувшей «Жанетты», судоподъемные работы вполне укладываются в штатные программы, и требуют лишь доработки определенной технологии, связанной с особенностями конкретной ситуации.

Историческая и культурная значимость «Жаннетты» этого стоит.

Совершенно очевидно, что в сегодняшней ситуации международного противостояния, проект помимо исторической значимости имеет серьезную геополитическую составляющую.

С одной стороны, в первую очередь гуманитарные проекты в арктическом пространстве подчеркивают роль России, как дальновидного хозяина своих территориальных вод.

С другой стороны, найти, поднять и вернуть людям судно-музей Де-Лонга, по сути, американского национального героя это чистосердечный дружественный акт по отношению с США.

Герои полярники времен новых открытий в Арктике были не просто гражданами своей страны, не просто гражданами Мира. Они в первую очередь были людьми, чьими-то отцами, братьями, мужьями. Уже только поэтому они достойны низкого поклона каждого, живущего сегодня.

Искренняя память к исследователям прошлого, лучше многих учебников объединяет  поколение настоящего, создавая совместное будущее.

Андрей И

P.S. Они стремились до последнего. Их нашли много позже:

«Ни у кого из умерших на ногах не было сапог, ноги у них были обернуты и обвязаны тряпками. В карманах у всех находились кусочки жженой кожи и тряпки, которые они, судя по всему, жевали. Руку были обожжены, умирая, в предсмертной агонии, они протягивали свои руки в огонь. Один из них, Бойд, лежал в самом огне, вся его одежда сгорела дотла. Доктор Эмблер замерз, гложа собственную руку…»

Низкий поклон подвигу всех первопроходцев…Андрей И

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ