Добротность работы дореволюционных строителей позволило двухэтажному кирпичному особняку, стоящему на бутовом ленточном фундаменте, без особых проблем прожить большую часть века.
Первая основательная реконструкция состоялась в 1968 году, после того, как рухнула пожарная лестница, – тогда провели частичные укрепительные работы. А вот к концу 90-ых годов здание почувствовало себя намного хуже. Особенно после того, как в округе развернулось строительство жилых домов. Его фундамент начали подтапливать грунтовые воды. При этом по информации республиканского Минкульта, за все эти годы капитально он так и не реконструировался – с самого момента постройки.
Впрочем, косметический ремонт 2005 года, судя по всему, тоже не пошел музею впрок. Тогда его внешние стены, толщина которых, к слову, доходит до метра, закрыли пластиковыми фальш-панелями. Внутренние – гипсокартоном. Все это, как установят потом специалисты, лишь усилило влажность кирпичных стен и разрушение кирпичной кладки. С 2012 года на стенах стали регулярно появляться трещины.
В итоге после того, как в прошлом году специалисты АО «ЯкутПНИИС» провели обследование конструкций здания, их вердикт оказался неутешительным: оно признано аварийным.
Такая информация прозвучала в парламенте Якутии во время правительственного часа, на котором депутаты и члены правительства решали, как помочь музею. Как заметила председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева, сейчас важно понять, какие меры нужно предпринять в первую очередь, чтобы объект сохранить.
При этом ясно одно: делать это нужно срочно. Как сообщил первый заместитель министра культуры и духовного развития ПС(Я) Владислав Левочкин, времени на раскачку больше нет: «Если не предпринимать никаких мер, то через пару лет фундамент просто не выдержит».
По расчетам, которые представило министерство, на реконструкцию здания потребуется около 170 млн рублей. Однако вопросы у депутатов вызвала вовсе не сумма. Их смутило, в частности, то, что капремонт уникального объекта, где, прежде всего, придется учитывать особенность северных грунтов, мерзлоты и прочего, Минкульт решил поручить ООО дизайн-студии «Уран».
– Проектно-сметную документацию для таких объектов должны выполнять только те организации, которые компетентны в вопросах усиления несущих конструкций и фундамента в условиях вечной мерзлоты, – считает народный депутат Юрий Николаев. Парламентарии полагают, что без серьезного конкурса среди подрядных организаций не обойтись.
В целом помочь музею были готовы практически все.
– Все вопросы решаемы. Это объект культурного наследия, и его, безусловно, надо сохранить, – заметил депутат Василий Местников.
– Если для его реконструкции придется создавать аутентичные кирпичи и привлекать экспертов по старине, то значит, это надо делать, – сказал Евгений Кожухов.
В то же время парламентарии полагают: вопросы сохранения исторических памятников нужно отрабатывать не в пожарном, а в плановом порядке.
– Эта проблема возникла потому, что у нас нет дорожной карты по сохранению объектов культурного наследия, – считает Сулустаана Мыраан.– И пока она не появится, мы постоянно будем сталкиваться с такими ситуациями…
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0