КУРС ЦБ: $ 77,70 | 91,48

Буквально на днях в своем аккаунте в Инстаграм этнограф, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Александра Прокопьева поделилась просто ошеломляющей новостью: в фондах Этнографического музея Швеции (NordiskaMuseet, Стокгольм), который входит в состав Национального музея мировой культуры, хранится якутское пальто начала XVIII века! 

Буквально на днях в своем аккаунте в Инстаграм этнограф, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Александра Прокопьева поделилась просто ошеломляющей новостью: в фондах Этнографического музея Швеции (NordiskaMuseet, Стокгольм), который входит в состав Национального музея мировой культуры, хранится якутское пальто начала XVIII века! 

«Не ошибусь, если скажу, что практически сбылись чаяния многих поколений археологов, этнографов и историков якутского костюма, так как в погребениях костюм сохраняется крайне редко и очень фрагментарно. А тут практически в идеальном (по нашим меркам) состоянии!», - написала в своем посте Александра Николаевна.

Мы связались с ученым-этнографом и узнали о подробностях этой невероятной находки.

фото копия 1

- Александра Николаевна, так в чем же уникальность этого пальто?

 - Уникальность в том, что оно относится к началу XVIII века. А, как известно, хорошо сохранившегося костюма или его составляющих, датируемых временем до конца XVIII века, у нас, в Якутии, практически нет. Сегодня все, что относится к периоду до конца XVIII века, добыто археологическим путем, т.е. путем раскопок поселений и погребений, поскольку, к сожалению, по-иному получить информацию нельзя.

Совсем немного по данному периоду и письменных источников. В основном, это заметки, дневники путешественников, материалы экспедиций, которые работали в Якутии. Они не могут полностью раскрыть жизнь людей того времени. В источниках такого характера можно прочитать, что здесь живут такие-то народы, что они носят пальто, у них есть украшения. Хорошо, если это будет описано относительно подробно – как сшита эта одежда, как выглядят украшения. А о том, из какого материала и как сшита, какого цвета и фасона, какими элементами и узорами украшена эта одежда, что означают эти узоры – вот это совершенно не описано в письменных источниках. Поэтому здесь нам помогает только археология.

Проблема же археологических памятников в том, что костюм встречается только в погребениях, и до наших дней доходит в очень плохом состоянии. Тем более, сейчас, когда у нас идет таяние вечной мерзлоты.

Даже если в таких погребениях и встречаются фрагменты костюма, что бывает крайне редко, они в очень плохой сохранности, сильно фрагментированы и от всего костюма может остаться один, очень маленький кусочек одежды. А так, чтобы костюм полностью сохранился в погребении, чтобы было видно, как это надето, какой у него крой, в каких техниках выполнен, из каких материалов сшит – мы можем узнать, к сожалению, очень редко. И то, что якутское пальто начала XVIII века дошло до нас в хорошем состоянии и хранится в одном из известных музеев мира, в Швеции – это, конечно же, для научного сообщества, и, в целом, для истории Якутии – очень ценно!

- Что вас, как этнографа, привлекло в фотографиях из шведского музея? Есть ли какие-нибудь особенности у этого якутского пальто? 

- Меня удивило то, что пальто из Швеции по крою идентично кафтану, которое было найдено в погребении одного из родоначальников мегинских якутов Аба Уос Дьорго, раскопки которого были проведены учеными практически 100 лет назад. И хотя одежда сохранилась не полностью, только отдельными фрагментами, известному этнографу, краеведу, народному художнику ЯАССР, заслуженному деятелю искусств РСФСР Михаилу Михайловичу Носову удалось по ним восстановить внешний облик кафтана Аба Уос Дьорго. С 1934 года М.М. Носов работал сотрудником Якутского краеведческого музея и делал зарисовки с археологических находок, обнаруженных на территории региона. Позднее он работал в Институте языка, литературы и истории Сибирского отделения Академии наук СССР, где создал пятитомный атлас по материальной культуре якутов. К счастью, он оставил потомкам зарисовку этого кафтана – то, как оно выглядело.

1 копия

Спинка старинного якутского кафтана рисунок М.М. Носова копия

Благодаря тому, что пальто, найденное в Швеции, идентично кафтану Аба Уос Дьорго (по рисунку этнографа М.М. Носова), хотя материал изготовления у пальто немного другой, оно нам может о многом рассказать - и о кафтане Аба Уос Дьорго, и, в целом, об истории традиционного костюма. Потому что тот, костюм, который мы сейчас называем «традиционным якутским» (халадаи, бууктаах сон, оноолоох сон и т.д.) –– это все XIX век. А одежда до конца XVIII века имела совершенно иной облик, о котором, на самом деле, якутяне очень мало знают. И обычно, увидев костюм XVIII века, его даже не признают якутским, говорят, что это, костюм народов Севера, поскольку в украшениях преобладает бисер синего, белого, черного цветов, сам костюм сшит не из сукна и т.д.

Поэтому сегодня важно изучать якутский костюм. Изучать не только для того, чтобы узнать, как он выглядел в те или иные века, а чтобы узнать, какие корни у якутского костюма, как он развивался, почему менялся, были ли различия между женским и мужским, детским и взрослым костюмами, как они изготовлялись, из каких материалов и т.д. Поэтому, как этнограф, рада была узнать, что где-то в далекой Швеции хранится якутское пальто. Самое главное – теперь мы знаем, что такой уникальный экспонат вообще есть, он существует.

Вы сказали, что по крою эти два экспоната идентичны, а в чем их отличие?  

Пока о якутском пальто, которое хранится в музее Швеции, мы можем судить только по фотографиям. По всей видимости, это красивое, тонкое пальто подчеркивало статус ее обладательницы. Все его элементы, узоры - фигурные скобки, стреловидный мотив и т.д. -  как раз являются характерными для XVIII века.   

1939.51.0001 7

Но для того, чтобы сделать окончательные выводы, надо, конечно же, воочию увидеть экспонат – изучить технологию пошива, восстановить лекала, определить материал.

Кафтан Аба Уос Дьорго был крыт тканью синего цвета - тканью даба, он оторочен мехом, причем, мех был разного вида и цвета. Также у кафтана есть бисерная окантовка, которая выполнена немного по-другому.

Поскольку и остальные части костюма сохранились у нас довольно фрагментарно, то, отталкиваясь от якутского пальто, хранящегося в Швеции, мы как раз можем строить какие-то предположения относительно того, что хранится в фондах музеев Якутии.

В целом, благодаря современным достижениям науки, костюм может многое рассказать о жизни и быте наших предков, об общей и частной истории.

- Теперь расскажите, каким образом это пальто оказалось в Этнографическом музее Швеции?

-  К сожалению, на данный момент мы не может точно сказать, как именно оно туда попало, потому что для этого нужно проводить отдельное, специальное исследование.

Но информация, которой располагает Этнографический музей, звучит так: в 1709 году, во времена Северной войны (1700-1721 гг.), подполковник, историк Петер Шёнстрём в Переволотье попал в плен к русским. Далее он был вывезен на Урал, в Соликамск. На родину в Швецию он вернулся только в 1722 году. Интересно то, что во время своего русского плена, он проводил историко-этнографические исследования - изучал этнос, культуру народов, историю, кроме этого, он составил карту Сибири. И, по всей видимости, шведский историк внес достаточно существенный вклад в исследование Сибири, потому в некоторых шведских источниках писали, что Петер Шёнстрём должен был по праву разделить заслугу с известным исследователем, участником экспедиции Д.Г. Мессершмидта Страленбергом за его карту Сибири. Действительно, о Петере Шёнстрёме в источниках большой информации нет.

Вернувшись на родину в 1722 году, Петер Шёнстрём и привез с собой это пальто. В том же году оно было передано Уппсальскому университету, а оттуда - в Музей северных стран. А каким образом эта раритетная вещь к нему попала - купил, обменял или ему это пальто подарили – такой информацией на данный момент мы не располагаем. Вероятно, нужно провести архивный поиск, и, конечно, здесь без сотрудничества со шведской стороной никак не обойтись. В целом, нужно будет работать в этом направлении, потому что интересно же – как такая уникальная вещь попала в Швецию?

1939.51.0001 1

1939.51.0001 5 1

А как вы обнаружили эту находку?

- Лично я узнала о том, что в музее Швеции хранится якутское пальто начала XVIII века, совершенно случайно. Один из якутских пользователей  Facebook  опубликовал пост и сделал ссылку на страницу Этнографического музея Швеции, где были размещены фотографии пальто и его краткое описание. И путем репоста эта информация дошла до меня.

Вообще, это очень хорошо, что люди интересуются своей историей, занимаются поисками материалов по народам Сибири и Якутии, причем, даже в зарубежных музеях. Все это стало сегодня возможным, конечно же, благодаря развитию современных цифровых технологий.

- Вы сказали, что на странице было краткое описание якутского пальто…

- Да, через Google-переводчик мы сделали перевод со шведского языка. Оно звучит примерно так:

"Женское кожаное пальто с аппликациями и вставками из кожи разных цветов и хлопчатобумажной ткани синего цвета. Обшита кожей, от которой теперь не осталось волос. Юбка якутская женская по каталогу, с отверстием посередине лицевой стороны с прямым правым краем и изогнутым верхним левым краем. Модель из красно-желтой кожи с аппликациями из белой кожи и различных синих хлопчатобумажных тканей на спине, плечах и поверх швов, вокруг отверстий, а также в нижней части и краях рукавов. Синяя ткань просвечивает через различные круглые отверстия в кожаных аппликациях. На плечах также вышиты красные и синие детали. Белая широкая кожаная окантовка в конце по нижнему краю, по краям рукавов и внизу по краям проема. По две узких кожаных завязки по бокам от проема." "Состояние очень плохое. Очень грязный и в пятнах, в т.ч. молочные пятна на участках кожных покровов (плесень?). Высыхает и деформируется по форме в основном на нанесенных частях, т.е. по краям покрытия. Также есть дыры и утрата материала - посередине левого переднего края большое отверстие (крыса?) С неплотно свисающей голубой тканью. Несколько швов открытых приложений. Множество отверстий от насекомых (некоторые через кожу, некоторые только на поверхности) на красно-желтой коже. Синяя ткань частично выбеленная. Удручает. " "Инструкции по обращению - В холодной комнате. Должен лежать отдельно на полке или внутри ящика - не как сейчас в куче других арктических предметов. [Текстиль]; Слегка набитая лежа. Сомнительно, однако, чтобы выставляться вообще из-за состояния и, возможно, форма".

 - Получается, как мы видим из описания, пальто в данный момент не выставляется?

- Да, по всей видимости, из-за плохого состояния оно не выставляется, находится в музейном фонде.

- Каковы будут ваши дальнейшие действия?

- Пока я ничего не могу сказать, но я написала своим зарубежным коллегам, чтобы для начала получить более подробную информацию о находке. Этот вопрос мы обсудили с исследователем якутского костюма, кандидатом исторических наук, доцентом СВФУ Светланой Ивановной Петровой. Мы обязательно попробуем найти пути для дальнейшего изучения этого материала. Конечно, для детального изучения необходимо финансирование. Причем, нужны будут специалисты разного профиля, не только историки. Здесь должен быть основательный, научный подход.

Предстоит большая работа, необходимо провести хорошую подготовку, наладить связи с Этнографическим музеем, поскольку они являются правообладателями этого материала. Но все это - дело будущего. Самое главное – мы узнали, что в далекой Швеции хранится якутское пальто начала XVIII века.

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ