Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -24 oC
КУРС ЦБ: $ 71,53 | 82,83

 В России есть свой Голливуд — якутский. О фильмах этой республики говорят все чаще: их показывают на фестивалях по всему миру, а критики и зрители с восторгом открывают новые имена. Самобытные колоритные картины понятны и в то же время загадочны. Пример — триумфатор "Кинотавра" "Пугало", который скоро выйдет в общероссийский прокат. О феномене якутского кино — в материале РИА Новости.

 В России есть свой Голливуд — якутский. О фильмах этой республики говорят все чаще: их показывают на фестивалях по всему миру, а критики и зрители с восторгом открывают новые имена. Самобытные колоритные картины понятны и в то же время загадочны. Пример — триумфатор "Кинотавра" "Пугало", который скоро выйдет в общероссийский прокат. О феномене якутского кино — в материале РИА Новости.

img 20201203 192133 1 750x552

 "Снимали на заводах"

Еще в начале 2000-х в Якутии возник настоящий бум на съемки: чуть ли не половина республики взяла в руки аппаратуру, иногда — теперь уже "винтажные" VHS-камеры. Порой получались полулюбительские фильмы, но зато это было преимущественно жанровое кино.

Знаковыми сегодня считаются "Любовь моя" Сергея Потапова (2004), хоррор "Тропа смерти" Анатолия Сергеева (2006), сделанный в манере "Ведьмы из Блэр", и исторический боевик "Тайна Чингис Хаана" (2009) Андрея Борисова.

"Совпало несколько факторов, — говорит фестивальный куратор Алексей Медведев. — Проснулось национальное самосознание: якуты — независимые люди, которые гордятся собственной историей. Они не видели отражения своей жизни на экране, поэтому взялись за камеру и начали снимать. Хотя поначалу это было не искусство, а скорее любопытный социологический феномен".

Исполнительный директор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис вспоминает: когда-то в год выходило по 20 картин местных режиссеров. Но сперва это было скорее "пробой пера".

"Снимали у себя в районах, даже на предприятиях, заводах, где работали, делали ролики и фильмы, — говорит Энгелис. — Качество было ниже, чем сейчас, но люди смотрели, к тому же приятно видеть "своих" на экране".

И здесь кроется еще одна уникальная предпосылка "якутского феномена": в республике очень любят ходить в кино. Хотя бы просто по бытовым причинам: в суровую зиму, когда вокруг минус 40 или минус 50, но хочется выйти из дома, просмотр фильма — одно из немногих доступных развлечений.

К тому же местные кинематографисты быстро поняли, что на съемках можно хорошо заработать: уже на полулюбительские якутские ленты в кинотеатрах стояли очереди. А при бюджете в 30, 50 тысяч рублей (так было в начале нулевых) в прокате фильмы собирали два-три миллиона выручки.

Добавьте то, что картины в основном снимаются на якутском языке (живом, на котором большинство разговаривает в республике). Режиссер "Пугала" Дмитрий Давыдов уверен, что хорошо сработала связка "производитель — зритель — прокатчик".

"Зрителю нравится кино на родном языке, приятно узнавать собственную культуру, быт, видеть на экране знакомых, друзей, локации. Всегда интереснее смотреть кино про себя", — поясняет режиссер.

de5fc2bd 5438 4d25 9810 1e5250275f3a

Испугаться и посмеяться

Но про себя — не значит только драмы. Триллер и ужасы, пожалуй, самые плодотворные жанры. Потому что в Якутии есть своя очень подробная мифология, и это богатая почва для фантазии и экспериментов.

При этом популярны и комедии — их дешево снимать, и они всегда востребованы. Прибыльные картины выпускают актеры национального Саха театра, которые создали студию "Детсат". Среди их "хитов" — "Кэскил" про маменькиного сынка, который хочет стать то танцором, то строителем, или "Агент Мамбо" про полицейского, внедрившегося в банду.

"По структуре, по тому, как развивается якутское кино, оно часто бывает похоже, иногда сознательно, а иногда неосознанно, на кино Юго-Восточной Азии, — говорит Медведев. — Это фильмы Южной Кореи, Гонконга. Жанровое мышление там довольно распространено".

Постепенно в Якутии выросла школа режиссеров. Причем зачастую их основная деятельность — вовсе не кино. Например, Сергей Потапов ("Покуда будет ветер", "Подснежники") — актер и театральный режиссер Саха театра. Его постановки "Макбет" и "Мой друг Гамлет" номинировались на "Золотую маску". А Дмитрий Давыдов ("Костер на ветру", "Пугало") работал школьным учителем и снимал фильмы на каникулах или во время отпуска.

1577406706 1247 0 4888 2048 1920x0 80 0 0 c53208840c911b63c672865123968462

Новое кино

Новейший пример — картина Давыдова "Пугало" про знахарку из якутского села, которая живет как изгой. Ее обходят стороной, но только приключится какая-то проблема — сразу к ней.

Снежные пейзажи, обветшалая изба, колоритный сельский магазин, поход в лес за хворостом — эти детали создают аутентичную картинку. Но показанные в кадре люди — универсальны. Озлобленный мужчина, который выгоняет Пугало из магазина, дети, закидывающие ее снежками, женщины, не обращающие внимания на такой буллинг.

И только Пугало выбивается из общего ряда — своей мистичностью, трагичностью, попытками отгородиться от местных. Но каждый раз она им помогает.

Для Валентины Романовой-Чыскыырай роль знахарки стала дебютом. Что удивительно — настолько органично и естественно она держится в кадре.

Режиссер подчеркивает, что фильм не про шаманизм, а про знахарство. Но не только.

"Это история о жертвенности. Только сильный человек способен жертвовать собой и думать о других. В первую очередь это история о силе духа. Главная героиня — очень сильная женщина", — отмечает Дмитрий Давыдов.

По его мнению, вымышленная история в картине универсальна и фильм можно было снимать в любом другом регионе.

"Якутская локация — внешняя оболочка, в которую привнесены бытовые вещи. Но я бы не говорил, что фильм исключительно про якутов", — объясняет он.

При этом Дмитрий снимает на местном языке — считает это более интересным, к тому же якутским актерам привычнее на нем играть. "Это чтобы соответствовать аутентичности изображения. Если снимать на русском, какие-то понятия или эмоциональные нюансы могут поменяться в поведении и диалогах", — говорит он.

Не "Пугалом" единым

Прорыв "Пугала" на "Кинотавре" сыграл свою роль: Давыдов уволился из школы и сосредоточился на кино. В разработке уже несколько проектов (комедия, фэнтези, триллер), все съемки — в Якутии. Будет режиссером, продюсером и планирует поддерживать проекты коллег. Сейчас в республике уже сложилось настоящее братство якутских режиссеров.

"У нас очень дружные отношения — мы друг друга поддерживаем. Как таковой конкуренции нет: договариваемся, кому в какое время удобно выходить в прокат, чтобы никто никому не мешал. Советуемся друг с другом. Понимаем, что всем вместе надо развивать наше кино — по одному ничего не получится", — говорит Давыдов.

Такая уникальная ситуация дает результаты. И хотя самим якутским создателям сложно выйти в большой прокат, возможность предоставляют фестивали. Яркий пример — картины Дмитрия Давыдова, которые после побед на киносмотрах в Якутии собирали аншлаги.

А Алексей Медведев отмечает, что процесс прорыва на зарубежные рынки только начинается. "Пока нет фильма-паровоза, который бы стал событием европейского уровня, — объясняет он. — Это в стадии ожидания. Якутское кино уже заставило о себе говорить, однако мирового признания еще не получило. Нужна картина международного масштаба. Но есть люди, от которых можно этого ждать: Михаил Лукачевский, Сергей Потапов, Дмитрий Давыдов".

Последний настроен оптимистично. "Думаю, якутское кино будет на Каннском, Берлинском кинофестивалях. Нам надо выходить за рамки и делать лучше, мощнее", — считает он. Может быть, его следующим фильмам будет аплодировать уже европейская публика.

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ