Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -33 oC
КУРС ЦБ: $ 73,60 | 83,35

О школьных олимпиадах и подготовке учащихся к будущей научной деятельности газете «Ил Тумэн» рассказала Наталия Ивановна Бурнашева, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, председатель Жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

О школьных олимпиадах и подготовке учащихся к будущей научной деятельности газете «Ил Тумэн» рассказала Наталия Ивановна Бурнашева, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, председатель Жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

- Какие точки соприкосновения возможны между наукой и школьным образованием?

- Многие функции и ответственность за образование детей, которые мы в прежние годы с легкостью передавали школе и учителям, сегодня, в силу объективных причин, легли на плечи родителей. Среди них, прежде всего, выявление интереса ребенка к тому или иному учебному предмету, определение его способностей, выяснение примерного уровня его знаний. Это означает, что на родителей школьников легла основная нагрузка индивидуальной работы с детьми.

По отношению к школьникам старших классов основным стержнем индивидуальной работы является, конечно же, выбор будущей профессии. Направить интересы и усилия ребенка в определенное русло, помочь в, порой не легком, выборе жизненного пути становится и для взрослых не простой задачей. Наконец, когда путь, хотя бы примерно, определен, следующим шагом в выборе пути становится планирование и выстраивание образовательной деятельности ребенка.

Одним из направлений такой деятельности может быть выбран поиск и получение новых знаний о мире, природе и человеческом обществе, то есть путь в науку. Причем, есть тому немало примеров, когда этот путь начинается в школьные годы.

- Что могут предложить ученые школьнику?

- Ученые сегодня предлагают школе сотрудничество. Существуют две, проверенные годами, формы работы профессиональных ученых со школьниками.

Во-первых, это научное сопровождение исследований школьников. Оно включает в себя руководство проектами, исследованиями детей путем консультаций, бесед, индивидуальных занятий. В современных условиях, в том числе, и в режиме on-line. С прошлого года работу в этом направлении инициировали, например, научные сотрудники Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (ИГИиПМНС СО РАН). Не ошибусь, если скажу, что довольно успешным оказался опыт организации Городской научно-практической конференции школьников: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в исторической памяти народа» (январь-апрель 2020 г.). Конференция была проведена совместно с Музейным комплексом «Моя история».

Во-вторых, научное сопровождение подготовкой школьников к участию в олимпиадах, прежде всего, во Всероссийской олимпиаде школьников.

- Что представляет собой Всероссийская олимпиада школьников?

- Всероссийская олимпиада школьников – это единственная на сегодняшний день официальная государственная олимпиада для школьников, которая проводится ежегодно по более чем 30 учебным предметам. Наша республика принимает участие в ней с 2000 года.

Всероссийская олимпиада состоит из нескольких этапов: школьного, муниципального, регионального и всероссийского, которые проходят в течение всего учебного года (с сентября по май). В этом году олимпиада в школах уже началась, в конце ноября предстоит ее муниципальный этап, а в январе – региональный. Стать участником олимпиады доступно каждому школьнику, начиная с ее школьного этапа. В этом плане, по сравнению со многими другими олимпиадами и конкурсами, всероссийская олимпиада школьников достаточно демократична.

- Кем и как проводится работа по организации олимпиады?

- Всероссийская олимпиада школьников проводится Министерством просвещения РФ. Согласно требованиям приказов МО РФ, по каждому предмету олимпиады приказом формируются Жюри и предметно-методические комиссии. Требования к их профессиональному составу достаточно высокие, поэтому членами Жюри и предметно-методических комиссий являются сотрудники научных учреждений и преподаватели вузов. В состав Жюри и предметно-методической комиссии по обществознанию по РС (Я) в этом году рекомендованы, например, научные сотрудники ИГИиПМНС СО РАН и преподаватели СВФУ имени М.К. Аммосова, имеющие ученые степени исторических, экономических и философских наук.

Надо отметить, что предметно-методическая комиссия по обществознанию в прошлом учебном году провела довольно большую работу. На нас лежит обязанность разработки заданий муниципального этапа олимпиады, проверка и анализ работ муниципального и регионального этапов. Задания регионального этапа поступают в республику из центральной предметно-методической комиссии, действующей при МО РФ.

Но, к сожалению, по итогам работы нашей комиссии в прошлом учебном году, приходится констатировать, что уровень олимпиадных работ наших ребят еще очень низкий. Единственный вывод, к которому подводят результаты работ наших школьников такой – необходимо, наконец, и у нас в республике наладить подготовку детей к олимпиадам российского уровня.

Так что, в целом, работы по подготовке школьников к будущей научной деятельности и достойному представлению нашей республики в олимпиадах, научных конференциях и конкурсах на разных уровнях еще предстоит очень много. Я думаю, что представители научных институтов республики готовы сегодня к сотрудничеству с образовательными учреждениями в подготовке будущих ученых и интеллектуальной элиты общества.

 

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ