Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -14 oC

Главное

Актуально

Лента новостей

Суоппар буолар уустугурда

Муус устар 1 күнүттэн байаҥкамаат бэбиэскэтиттэн куотунар дьону тырааныспары ыытар быраабы ылыы эксээмэнигэр киллэриэхтэрэ да суоҕа.
28.03.24 17:19
В Ил Тумэне

Круглый стол по мероприятиям к Году детства

В Госсобрании (Ил Тумэн) состоялся круглый стол «О мероприятиях Года детства в Республике Саха (Якутия)», подготовленный комитетом по социальной политике, труду и занятости.
28.03.24 17:14
Общество

Начался приём заявок на конкурс грантов Главы Якутии

25 марта стартовал приём заявок на конкурс грантов Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества. В конкурсе могут участвовать некоммерческие организации (НКО), зарегистрированные…
28.03.24 17:11
Общество

31 якутянка награждены Знаком «Мать-героиня»

Знак Республики Саха (Якутия) «Мать-героиня» учрежден в 2017 году Указом Главы РС(Я) «О мерах поддержки многодетных матерей в Республике Саха (Якутия)». К награде прилагается единовременное денежное…
28.03.24 17:07
Лента новостей

Интерактивнай быыстапка

«Арассыыйа – Мин устуоруйам» мультимедийнай устуоруйа пааркатыгар кулун тутар 20 күнүттэн муус устар 14 күнүгэр диэри Саха Өрөспүүбүлүкэтин Судаарыстыбаннай Мунньаҕын (Ил Түмэн) устуоруйатын түмэлин…
28.03.24 16:23
Лента новостей

Саҥа судаарыстыбаннай наҕараадалар олохтонуохтара

Ил Түмэҥҥэ бу күннэргэ Ил Дархан Айсен Николаев көҕүлээһининэн, 2004 сыл бэс ыйын 15 күнүнээҕи 135/1-С 275-III №-дээх «Саха Өрөспүүбүлүкэтин судаарыстыбаннай наҕараадаларын туһунан» сокуоҥҥа…
28.03.24 13:22
Лента новостей

Баһаарынай сулууспалар кэмпириэнсийэлэрэ

Баһаарынай сулууспалар күүстэринэн уонна сириэстибэлэринэн баһаартан сэрэхтээх буолууну хааччыйыыга анаммыт кэмпириэнсийэ кулун тутар 27-28 күннэригэр, быйыл үһүс төгүлүн, Дьокуускайга буола турар…
28.03.24 13:15
Образование

Педагогам, променявшим мегаполисы на села, заплатят три миллиона рублей

Кабмин намерен в два раза увеличить дополнительные выплаты классным руководителям. Ощутимо подрастут и поощрения участникам программы «Земский учитель». Наставников в сельских школах очень ждут: на…
28.03.24 10:58
Общество

В каких регионах меньше всего боятся потерять работу

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы. Почти 70% трудоустроенных граждан уверены в завтрашнем дне и оценивают различные риски, связанные с работой, как низкие. Такие результаты показал…
28.03.24 10:55
Общество

Пониженные тарифы страховых взносов для НКО хотят продлить

Минфин предложил продлить до 2026 года единые пониженные тарифы страховых взносов для некоммерческих организаций (НКО). Соответствующий документ в среду опубликован на портале проектов нормативных…
28.03.24 10:53
Экономика

Избавиться от долгов по упрощенной схеме

Банкротство физического лица — это признанная законом неспособность гражданина погасить долги перед кредиторами в полном объеме или внести обязательные платежи. Россияне, попавшим в долговую яму,…
28.03.24 09:35
Общество

«Ваш рейс в Лето-2024»

Авиакомпания «Якутия» переходит на летнее расписание полетов.
27.03.24 17:38

Избавиться от долгов по упрощенной схеме

Банкротство физического лица — это признанная законом неспособность гражданина погасить долги перед кредиторами в полном объеме или внести обязательные платежи. Россияне, попавшим в долговую яму, могут объявить себя банкротами и списать долги, государство…
28.03.24 09:35

Начался приём заявок на конкурс грантов Главы Якутии

25 марта стартовал приём заявок на конкурс грантов Главы Республики Саха (Якутия) на развитие гражданского общества. В конкурсе могут участвовать некоммерческие организации (НКО), зарегистрированные и ведущие деятельность на территории Якутии и не имеющие…
28.03.24 17:11

На V Спартакиаду прилетели легенды российского спорта

Двукратная Олимпийская чемпионка по биатлону Ольга Зайцева, Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Никита Крюков посетили Нерюнгри и Алдан в рамках V Спартакиады зимних видов спорта в Якутии. Такую информацию опубликовал 25 марта в своем телеграм-канале…
26.03.24 09:46

Педагогам, променявшим мегаполисы на села, заплатят три миллиона рублей

Кабмин намерен в два раза увеличить дополнительные выплаты классным руководителям. Ощутимо подрастут и поощрения участникам программы «Земский учитель». Наставников в сельских школах очень ждут: на официальном сайте программы размещено более пяти тысяч…
28.03.24 10:58

 17 ноября состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования КМНСС и ДВ РФ при участии заместителя министра просвещения РФ Екатерины Толстиковой. Народный депутат РС (Я) Феодосия Габышева, руководитель партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Новая школа», в своем выступлении особо выделила направление «Кадры в Арктике», сообщает Якутское региональное отделение ВПП «Единая Россия».

 17 ноября состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования КМНСС и ДВ РФ при участии заместителя министра просвещения РФ Екатерины Толстиковой. Народный депутат РС (Я) Феодосия Габышева, руководитель партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Новая школа», в своем выступлении особо выделила направление «Кадры в Арктике», сообщает Якутское региональное отделение ВПП «Единая Россия».

Кадры решают все!

«Именно кадровое обеспечение имеет ключевое значение в становлении личности в целом»,– сказала Феодосия Васильевна. Еще в сентябре этого года с проектом «Среднее профессиональное образование в Арктике» она побывала в северных районах – Верхоянском и Нижнеколымском. В командировке принял участие заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Иван Ефимов. Провели круглый стол «О целевой подготовке специалистов в целях обеспечения кадрами и формирования кадрового потенциала в арктических районах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера». Этот же вопрос был рассмотрен и в рамках  Второго Международного Форума «Северный Форум по устойчивому развитию» 27 сентября в Якутске.

- В настоящее время из-за отсутствия научно-обоснованной методики прогноза подготовки кадров в Арктике сохраняется заявительный принцип, который не всегда может быть объективным и востребованным. Активное промышленное освоение северных территорий требует учета реальной потребности в специалистах технического направления (инженеры, связисты, транспортники), подготовки кадров, открытия новых специальностей и профессий именно на местах.

 Справка

Потребность в рабочих кадрах по стране до 2035 года составляет 182 тысяч человек.До 2035 года будет создано 200 тысяч рабочих мест.В настоящее время в добывающей отрасли Якутии местное население составляет 6-8 % от общего количества специалистов.

 Значит, назрела необходимость изменения подходов к распределению бюджетных мест в учреждениях профессионального образования. За десять лет эти цифры в вузах сократились в два раза. Логично возникает вопрос: когда же будет наверстано сокращение мест? В то же время наряду с обучением на бюджетной основе как никогда актуализируется участие крупных компаний, корпораций, бизнес-структур в целевой подготовке кадров. В этом плане известен опыт таких компаний, как «Газпром», «Лукойл», «АЛРОСА», «Норильский Никель».

 А вот состояние материально-технической базы, уровень заработной платы работников учреждений среднего профессионального образования республики на сегодня вызывает беспокойство. Например, Арктический колледж народов Севера в поселке Черский Нижнеколымского района или Центр подготовки рабочих кадров Арктики в г. Якутске с филиалами в трех северных районах – в Верхоянском, Булунском, Жиганском районах. Они остро нуждаются в элементарном: обустройстве учебных мест и площадок, обеспечении качественной интернет-связи, в выделении высокотехнологичного оборудования.

- Современная экономика требует существенного расширения сети среднего профессионального образования. Например, в Татарстане 60 % выпускников 9-ых классов идут осваивать рабочие профессии, что отражается и в качестве результатов единого государственного экзамена, и в подготовке более мотивированных специалистов. В рамках профессионализации старшей школы необходимо совершенствовать профориентационную работу, механизмы внедрения дуального образования. Достойные рабочие места, жилье для специалистов возможны только при развитой инфраструктуре, благоприятных социально-культурных условиях.

 Северу нужны не только рабочие кадры

 В республике в обеспечении кадрами большая роль принадлежит Арктическому государственному институту культуры и искусств как центру культуры и современного искусства. И во время заседания Феодосия Габышева предложила региональной сфере общего образования предусмотреть аналогичный федеральному проекту «Земский учитель» проект «Учитель Арктики».

- Критерии отбора педагогов было бы целесообразно составить с учетом региональных, этнокультурных и иных особенностей региона, в том числе степени знания языков и культуры народов, социокультурной ситуации территории возможного переезда. Эти требования дополнят показатели профессиональной культуры учителя. В  таких школах повышенного уровня, как «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» в г. Нерюнгри, Международная Арктическая школа в г. Якутске, должна быть определенная квота для детей из арктических районов, профориентационная работа должна вестись с учетом специфики региона. Например, реализация проектов: «ПроеКТОриЯ», «Мой первый бизнес», «Я – профессионал».

На этапе поступления в аналогичные школы, учреждения профобразования зачастую не учитывается реальная ситуация учащихся и выпускников школ, работающих в сложных условиях с ограниченными материально-техническими и кадровыми ресурсами. Среди них встречается много детей из семей с низким социально-экономическим статусом, которым сложно конкурировать с обучающимися инновационных школ. По данным научных исследований Высшей школы экономики, шансы одаренных детей в 2,5 раза выше, чем у учащихся массовых школ;

 Подготовку педагогических кадров – на особый контроль

Изменение статуса Института национальных школ Республики Саха (Якутия), буквально недавно ставшего филиалом федерального Института родных языков, вызывает опасение в том плане, что в дальнейшем круг научных исследований института как базового учреждения в обеспечении языкового образования в стране, будет ограничен только изучением родных языков. При этом общепедагогические проблемы, проблемы обеспечения региональной составляющей (регионального компонента), преподавания русского языка как государственного (второго родного) могут отойти на второй план.

- Хотелось бы упомянуть статьи 14 и 28 ФЗ. В статье 14 есть своего рода «ограничитель» - пунктом первым в РФ гарантируется получение образование на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой  образования. Но как часто бывает – желания не всегда совпадают с нашими возможностями, в данном случае – с возможностями образовательных учреждений.  А при переходе на 5-дневку некоторые школы переходят на факультативное  изучение родного языка.

Или взять статью 28 ФЗ – о компетенции, правах, обязанностях, ответственности образовательных организаций. Но нужно понимать разницу между обучением на якутском языке и преподавание. Это совсем разные уровни – обучение на родном языке (преимущественно в сельской местности) и преподавание . получается, эта проблема взвалена на плечи школ, а у них ресурс ограничен. Поэтому на особый контроль нужно взять подготовка педагогических кадров. И работа должна быть непрерывная – открывать больше педагогических классов, к примеру, что активно практиковалось раньше, а сейчас как-то стало слабо. Сейчас идет упор больше на технические классы. И в педколледжах нужно смотреть фиксатор специальностей: здесь можно многое интегрировать, сочетать с новыми  направлениями, инновациями, работать на повышение имиджа профессии учителя.

В институтах развития образования считают, что должны быть такие кафедры, как «Механизм методического сопровождения». С этим очень сложно,  их у нас попросту нет.

 Интересные идеи – в жизнь

Еще один момент, который  отметила Феодосия Габышева – это анализ исполнения всех решений на уровне Совета Федерации, Госдумы, съездов учителей родных языков КМНС севера Сибири и ДВ, а также межведомственных рабочих комиссий. Ведь много идей интересных поступает, а реализуются не все, что-то так и остается на уровне проектов на бумаге.

- Нужна слаженная работа на уровне субьектов, муниципалитетов, образовательных учреждений и общественных объединений. Кстати, отмечают хорошие результаты системной работы именно в нашей республике – все таки у нас в этом вопросе большой опыт. Сразу все вопросы, конечно, решиться не могут, но над этим идет работа.

 Справка

В Резолюции участников встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с тружениками социальной сферы села в Москве 3 марта 2020 года было отмечено:

- Правительству Российской Федерации: рассмотреть возможность урегулирования на законодательном уровне вопроса о финансировании организаций, осуществляющих образовательную деятельность в кочевых условиях (кочевых школ), в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

В этой связи Феодосия Васильевна  внесла предложение о возобновлении рабочей группы по подготовке предложений об особенностях получения образования детьми, проживающими в Арктической зоне, которую возглавляла министр просвещения О.Ю. Васильева.

 Подпрограмма «Дети Арктики»

Включение подпрограммы «Дети Арктики» (направления «Отдых, оздоровление и развитие детей», «Инфраструктура: интернет, материально-техническая база, кадры», «Родные языки») в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» дает арктическим регионам еще один шанс для реального улучшения ситуации на местах.

- Пользуясь случаем, выражаем благодарность Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике), Федеральному агентству по делам национальностей, Министерству просвещения Российской Федерации, коллегам из других регионов Арктической зоны Российской Федерации за плодотворную совместную работу. Нам было приятно общаться с вами на профессиональном уровне. Мы еще раз убедились, что системный подход к решению назревших проблем приводит к таким положительным результатам.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением