Требуется расследование
Корреспондент нашей газеты встретился и поговорил с членом президиума высшего совета старейшин РС(Я), народным депутатом СССР XII созыва, депутатом Ил Тумэн I созыва, почетным доктором права Римского международного университета, профессором, академиком Российской академии экономики и права, генералом-майором в отставке Макаром Яковлевым.
-- Макар Макарович, а как всё это происходило, что послужило триггером для такой общественной инициативы?
-- У меня состоялся разговор с первым президентом Якутии Михаилом Ефимовичем Николаевым, в ходе которого он выразил мнение о том, что следовало бы более тщательно исследовать причины возникновения таких масштабных пожаров, которые «прокатились» по территории нашей республики в текущем году. Ведь это требует организации в Госдуме вдумчивого парламентского расследования.
Я, в свою очередь, написал председателю Высшего Совета старейшин Люлии Николаевне Григорьевой по поводу того, что в последнее время слишком сократили число лесников, технику, авиаохрану, отряд парашютистов-десантников.
Почему так стало, что по Лесному кодексу весь лес является собственностью РФ, а тушение лесных пожаров - обязанность субъектов? Но они не обеспечиваются финансами и техникой в должной мере. Тут очень много проблем.
Через неделю мы собрали президиум, членов высшего совета старейшин и в ходе обсуждений проявили общественную инициативу в том, чтобы правительство и Ил Тумэн обратились в Госдуму РФ с некоторыми предложениями и нашими рекомендациями, в том числе к правительству РФ.
Это не дело
- А как вы оцениваете работу органов власти в этой ситуации?
- Лично у меня возникают определённые вопросы к слаженной работе нашего регионального правительства, ответственности отдельных членов, когда республика и её население в беде, два заместителя председателя правительства в отпуске, трое замов руководителя правительства принимают весьма пассивное участие в тушении пожаров.
Один Айсен Сергеевич бегает и Дмитрий Садовников. Это же не дело. Есть претензии и непонимание к федеральным структурам, к примеру, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев прилетел спустя три месяца после начала пожаров, только в середине августа… Хотя он на Дальнем Востоке первый и самый главный представитель президента страны.
- Какую цель несут ваши рекомендации?
- Надо уже думать о следующем лете: как там будет? Не исключено, что нас снова ждут засуха и пожары. А потому нужно готовиться, вооружаться необходимой техникой, специализированными средствами пожаротушения лесных возгораний. В организационном порядке увеличивать численность подразделений лесоохраны, лесников и т.д.
Замечу, что в Высшем Совете старейшин состоят все бывшие руководители республики вплоть до советских времён, имеющие большой опыт, школу и считаем нужным помочь действующему руководству республики и словом, и советом, и добрым делом.
Обеспечить поддержкой
-- И как звучат ваши рекомендации?
-- В первую очередь, мы отметили, что частота, площадь и интенсивность лесных пожаров увеличивается быстрыми темпами в последние годы, причиняя огромный ущерб хозяйственной деятельности людей на различного рода ландшафтах с лесными массивами.
Вместе с тем, правовая база по охране, защите и воспроизводству лесов, от ландшафтных и лесных пожаров на территории РФ не совершенствуется. Объявление крупномасштабного ЧС регионального характера не обеспечивается установленной Стратегией правовой, административной и финансовой поддержки в федеральном законодательстве.
Не определен уполномоченный координирующий оперативный орган по профилактике и тушению лесных пожаров, требуется совершенствование сфер управления МЧС, Рослесохраны, полномочия между федеральным центром и субъектами по лесным отношениям и методиках финансирования. Уязвимые группы коренных жителей, ведущие традиционную хозяйственную деятельность, не учитываются в политике и планах адаптации к лесным пожарам.
Не ведется обучение граждан компетенциям по гражданской обороне в случае чрезвычайных природных ситуаций и экологической культуре обращения с огнем.
Риски разрушительных последствий лесных пожаров в их жизнедеятельности и социальные аспекты влияния лесных пожаров в Якутии на жизнь коренного населения не изучаются и не учитываются.
В действующих документов не разработаны механизмы компенсации ущерба коренному населению от ландшафтных и лесных пожаров. Не разработаны механизмы привлечения местного населения для обеспечения безопасности мест их проживания и производственной деятельности от угрозы лесных пожаров.
- Спасибо, Макар Макарович, за подробный рассказ.
Аламжи БУДАЕВ
Предметно: Ытык Субэ рекомендует
На основании вышеизложенного, Президиум Высшего совета старейшин РС(Я) рекомендует:
1) Правительству РС(Я) ввести законодательную инициативу в Госдуму «О защите населения и устранении последствий ландшафтных пожаров в РФ», в которой предусмотреть эффективные меры по минимизации общих потерь от стихийных бедствий, планированию землепользования и лесопользования с учетом хозяйственной освоенности ландшафтов, уточнения по зонам контроля с учетом дифференцированных характеристик тундры, тайги, гор, многолетнемерзлых грунтов, критериев угрозы населенным пунктам, подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, пересмотра существующих практик управления и полномочий пожароопасной ситуацией на федеральном, региональном и местном уровнях, страхованию мобилизованных добровольцев, организации рабочего времени в период загрязнения
воздуха от лесных пожаров, ответственности геологоразведочных организаций и эксплуатантов за пожарную безопасность в законах о недрах, пожарной безопасности и этноэкологической экспертизе и т.д.
2) Создать рабочие группы по разработке законодательной инициативы по проекту с рабочим названием «О защите населения и устранении последствий ландшафтных пожаров в РФ» и внесению предложений в Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана/ будет передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) Рассмотреть возможность восстановления Закона РС(Я) «О сельскохозяйственных палах в РС(Я)» под другим названием, например, "Профилактические меры предупреждению ландшафтных пожаров на землях традиционного природопользования».
4) Разработать Программу экологического просвещения по обращению с открытым огнем, обучения мерам пожарной безопасности, профилактике пожаров, стимулированию противопожарного поведения, бережного отношения к лесным ресурсам.
5) Изучить опыт адаптации к рискам лесных пожаров в Финляндии, Аляске, Канаде и других регионах мира.
6) Сформулировать государственный заказ через НОЦ «Север» на комплексные научные исследования проблем ландшафтных пожаров, сосредоточить научные силы ведущих центров России в данной сфере.
Справка
Высший Совет старейшин (Ытык Субэ) был создан в 2000 году по инициативе президента Михаила Николаева как общественная совещательная и консультативная организация. В составе Совета 35 человек, имеющих большой опыт государственной, руководящей общественно-политической и хозяйственной деятельности. Среди них два Героя соцтруда, семь Почетных граждан республики, три кавалера ордена «Полярная звезда», шесть Почетных граждан Якутска, 30 заслуженных работников РФ, РС (Я).
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0