Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -1 oC

Главное

Актуально

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын,…
19.04.24 12:04

Проблемы селекционно-племенной работы в скотоводстве

В парламенте Якутии состоялся правительственный час на тему: «О вопросе передачи полномочий по проведению искусственного осеменения скота в ведение государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) “Сахаагроплем”».
19.04.24 10:00
Уопсастыба

Чахчы, дьикти дьылҕа!

Дьокуускайга аны сайын, бэс ыйын 25 күнүттэн от ыйын 7 күнүгэр диэри, «Азия оҕолоро» VIII норуоттар икки ардыларынааҕы успуорт оонньуулара ыытыллыахтара. Бу Оонньуулар Олимпия оонньууларын 100…
19.04.24 17:38
Түһүлгэ

Айылҕа уһуктан эрэр

Чаҕылыс-иҕилис мичээрдээх, сэргэх сэбэрэлээх, сааскы сандаархай күн сардаҥата сарсыардаттан аламаҕай тыыны киллэрдэ, сайаҕас санааны сахта. Түннүк аайы күөххэ тардыһар, тыллары-тиллэри көҕүлүүр…
19.04.24 16:03
Общество

С 1 июня могут появится высокие штрафы для самокатчиков

Правительство поддержало внесенный сенаторами законопроект, вводящий новые штрафы для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). При этом сезон катания на электросамокатах в 2024 году…
19.04.24 15:23
Экология

Ыам ыйын маҥнайгы дэкээдэтигэр 

Саха Сиринээҕи Гидреметеокиин биллэрбитинэн, Өлүөнэ өрүс эстиитэ Ленскэй оройуонугар ыам ыйын маҥнайгы дэкээдэтигэр сабаҕаланар, Өлүөхүмэ, Хаҥалас, Нам уонна Дьокуускай учаастагар ыам ыйын…
19.04.24 12:18
Булт

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын, араас ырыаһыт чыычахтарбытын манньыйа көрбүппүт-истибиппит син балачча ааста. Аны ириэриини, ууну-чалбаҕы кытта…
19.04.24 12:04
Культура

20 тысяч кинозалов к 2028 году

«Якутская компания «Экстра Синема» запустит федеральную киносеть. Уже в мае в Якутске откроется производственно-сборочный цех с производственной мощностью до двух тысяч кинопроекторов в год» – пишет…
19.04.24 10:06
Экономика

За какие переводы могут заблокировать карту

Банковский перевод, карту и даже счет клиента могут заблокировать из-за вполне обычных операций, рассказал агентству “Прайм” финансовый аналитик Вадим Заноздрин.
19.04.24 10:03
В Ил Тумэне

Проблемы селекционно-племенной работы в скотоводстве

В парламенте Якутии состоялся правительственный час на тему: «О вопросе передачи полномочий по проведению искусственного осеменения скота в ведение государственного бюджетного учреждения Республики…
19.04.24 10:00
Спецоперация

Хорсун буойун - Бурхаат

Биһиги уолаттарбыт Анал байыаннай дьайыы инники кирбиитигэр хорсуннук киирсэр түгэннэрэ Киин тэлэбидиэнньэ уонна куйаар ситимин нөҥүө тэлэһийэ көтөн барыбытын сөхтөрбүтэ, Саха Сирин олохтоохторун…
18.04.24 18:31
Образование

Роль традиционной культуры народов Севера и Арктики в формировании личности

В Якутском колледже инновационных технологий прошло очередное заседание дискуссионного клуба «С чего начинается Родина». В этот раз участники площадки обсуждали тему «Роль традиционной культуры…
18.04.24 18:30
Общество

Сынньалаҥы, үлэни тэҥинэн дьүөрэлээн

Бу күннэргэ Тааттаҕа ырыаҕа ыламмыт, хоһооҥҥо хоһуллубут долгуннара устар өрүстээх, кэрэ айылҕалаах Амма сириттэн улуустааҕы бэтэрээннэр Сэбиэттэрэ ыалдьыттаата. Дэлэгээссийэни Президиум салайааччыта…
18.04.24 18:16
Уопсастыба

Пааматынньыктары саҥардыы

Быйылгы сылга Дьокуускайга сэттэ пааматынньыгы тупсарыахтара. Ол курдук, Ленин, митрополит Вениамин, Дежнев уонна Абакайаада, Бекетов, Кулаковскай, 1920-с сс. хомсомуоллар пааматынньыктара уонна…
18.04.24 18:08
Общество

Казахстааҥҥа Саха Сирин күннэрэ ыытыллар

Бу күннэргэ Казахстааҥҥа Саха Сирин күннэрэ ыытыллар. Бу кэм устата Өрөспүүбүлүкэбит эргиэҥҥэ-экэниэмикэҕэ, инвестицияҕа, култуураҕа уонна туризмҥа кыаҕын көрдөрөр.
18.04.24 17:38

Ыам ыйын маҥнайгы дэкээдэтигэр 

Саха Сиринээҕи Гидреметеокиин биллэрбитинэн, Өлүөнэ өрүс эстиитэ Ленскэй оройуонугар ыам ыйын маҥнайгы дэкээдэтигэр сабаҕаланар, Өлүөхүмэ, Хаҥалас, Нам уонна Дьокуускай учаастагар ыам ыйын дэкээдэтигэр күүтүллэр. Кэбээйигэ уонна аллараа сүүрүгэр иккис дэкээдэ…
19.04.24 12:18

Чахчы, дьикти дьылҕа!

Дьокуускайга аны сайын, бэс ыйын 25 күнүттэн от ыйын 7 күнүгэр диэри, «Азия оҕолоро» VIII норуоттар икки ардыларынааҕы успуорт оонньуулара ыытыллыахтара. Бу Оонньуулар Олимпия оонньууларын 100 сылыгар анаан, 1996 с. Саха Өрөспүүбүлүкэтин Бастакы Бэрэсидьиэнэ…
19.04.24 17:38

Роль традиционной культуры народов Севера и Арктики в формировании личности

В Якутском колледже инновационных технологий прошло очередное заседание дискуссионного клуба «С чего начинается Родина». В этот раз участники площадки обсуждали тему «Роль традиционной культуры народов Севера и Арктики в формировании личности». Гостями…
18.04.24 18:30

Ушел из жизни Артур Алексеев

Утром 15 апреля в Москве скончался якутский коммунист Артур Алексеев, об этом Sakhaday сообщил секретарь Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев.
15.04.24 13:02

Ысыах не просто национальный праздник народа Саха, а древнее духовное и культурное явление, сегодня во многом забытое Великой Степью и огромным миром тюркских народов, но сохранившееся во всей своей красе на самом краю земли в Якутии.

Ысыах не просто национальный праздник народа Саха, а древнее духовное и культурное явление, сегодня во многом забытое Великой Степью и огромным миром тюркских народов, но сохранившееся во всей своей красе на самом краю земли в Якутии.

Без ысыаха лето не лето. Обидно второй год подряд праздновать ысыах  онлайн. Но лучшие времена ещё придут. А сегодня просто вспомним о главном летнем празднике.  

Первые исследователи

Ысыах представлял собой загадку для первых его исследователей.  Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Плеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник справляется с большой торжественностью: якуты разводят костры и поддерживают их на протяжении всего праздника.

Член Сибирского Отдела русского Географического общества Ричард Маак, начавший в 1854 году исследования Вилюйского округа, писал: «С наступлением весны все якутское население предается радости и веселью, в числе прочих вилюйские якуты устраивают в честь виновника оживления природы  большие пиршества.

Празднества эти называются ысыах и устраиваются обыкновенно в конце весны и начале лета. Главной целью, по крайней мере во время язычества, были жертвоприношения верховному божеству (имеется в виду верховный правитель мира и зиждитель жизни на земле Ар тойон или Ар -айы).

004

С такой целью к месту собирались, иногда издалека, лучшие шаманы и правители народа, и празднества походили на народные вече, на которых выбирались князьки и правители народа и решались споры в важных делах, нередко с оружием в руках.

Впрочем, главную роль на таких празднествах играли шаманы: они тут совершали жертвоприношения духам и предсказывали окружающему народу будущую судьбу».

Здесь стоит отметить, что Маак писал свое исследование, когда Православная Церковь усиленно проводила миссионерскую деятельность, что можно заметить в его исследовательской работе по некоторым нюансам. «В настоящее время на кумысных празднествах главным образом веселятся и пируют, и хотя возлияния кумысом, как увидим далее, и теперь совершенствуются, но шаманы не играют уже главной роли и присутствуют разве только втайне.

Теперь ысыах устраивается каждым богатым якутом, если он пожелает повеселиться  с родными, друзьями и знакомыми и в то же время угостить бедных».  Но опустим его живописания, которые по большому счету были не самыми точными.

Каноны праздника

Ысыах действительно являлся самым значительным праздником якутского народа. По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища, природа оживала после долгой зимней спячки и одевалась в летний наряд: кобылицы и коровы приносили приплод, озера и реки изобиловали рыбой.

Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники – ысыахи.

На старинных ысыахах жрец-белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки, а также круговые танцы-осуохай.

ысыах в 1909 году

По историческим преданиям, на якутской земле первым устраивал ысыах и готовил кумыс один из первопредков – Эллеэй. Ысыахи могли устраиваться весной - малые, без особой обрядности - Кулун кымыса, летом – Улахан ысыах - большой ысыах, осенью в честь Улуу Тойона Большого господина устраивали или отдельные богачи, или группа родовичей, проживавших летом в одном урочище - Сайыллык в складчину.

Для ысыаха приготовляли много кумыса и масла и забивали жирную скотину для угощения собравшихся. Перед праздником выбирали место, где должно происходить пиршество. Ставили столбики высотой в сажень и соединяли их перекладиной, количество их могло быть 2-3-4, смотря по достатку устроителей. Вокруг этого места втыкали молодые срезанные березки в ряд по обе стороны выбранного места. Это украшение называлось «Чэчир».

Между березками протягивали пеструю волосяную веревку, на которую нанизывали лоскутки цветных матерей, утиные крылья, маленькие телячьи намордники, шитые из бересты.

На восточной стороне Тусулгэ место пиршества воздвигали высокий коновязный столб Аар бабах с резными узорами выше и ниже шейки, во время ысыаха к этому столбу привязывали коня бело-молочной масти и посвященную лошадь – Ытык Сылгы.

К столбам с перекладиной подвешивали кожаные бадьи Сири Исит, полные кумыса, кожаные меха горловиной Симир, берестяные посуды - Кыллаах Чабычах; на чистой белой подстилке или шахматном меховом коврике ставили деревянные кубки-Чороны и Матарчахи и другую кумысную посуду. Особо ставилась большая берестяная посуда - Далбар Чабычах с кумысом, в нее опускали жертвенную ложку - эбир хамыйах.

Испрошая счастья и благоденствия

Обрядовая часть начиналась утром в помещении, где сидел сам хозяин-князец наслега и гости, с ними и «кудесник»-шаман с помощниками. Два мальчика вставали лицом к востоку, держа в руках чорон с кумысом, за ними сидели четверо мужчин с кумысным чороном, за ними еще четверо с кумысом в берестяных сосудах.

Белый шаман или заклинатель, сев впереди собравшихся с кубком кумыса в руках, начинал произносить посвятительную речь - алгыс. В конце речи трижды издают радостный клич «Уруй!» Затем все присутствующие по два раза отпивают кумыс. После этого белый шаман, стоя, обмахиваясь конским хвостом, произносил алгыс в честь божеств, духов-хозяев земли и других духов.

При этом помощник шамана жертвенной ложкой брызгал вверх кумыс, черпая его из двух кубков, которые держали мальчики. Тем же порядком призывали и угощали духа-хозяйку местности и покровителей рогатого скота. Имя каждого призываемого существа украшалось эпитетами, характеризующими его образ, славящими его добродетели, например:

С масляными полянами,

С молочными озерами,

С солончаками из варенца,

Обитающая в зарослях травы,

С красивым, что лисица, скотом

Госпожа Ынахсыт коровница…

У них же просили наделить счастьем и скотом устроителей ысыаха. Завершив такое молебствие, шаман подбрасыванием жертвенной ложки гадал хозяину о счастье и благоденствии.

Затем собравшиеся выходили из жилища и садились вокруг нескольких березок, около которых стоял остальной запас кумыса. Образовались еще круги менее важных гостей и особый круг женщин.

13187

Юноши приносили чороны, и собравшиеся пили из них в круговую. После общего распития кумыса начиналось веселье, боролись, скакали на одной ноге, бежали взапуски. Женщины затевали круговые танцы с пением.

Поэтический ысыах

Самое большое по объему поэтическое произведение — «Наступление лета»  Алексея Елисеевича Кулаковского – Ексекюлях Алексея, написано в 1924 г. Поэма создана по мотивам и формам народных песен. Большая часть поэмы посвящается ысыаху, самобытному духовному богатству народа саха.

Кулаковский называет также три вида ысыаха: первое весеннее празднество организуется в кругу семьи; после этого собираются встречать лето большее число людей. Третий вид – праздник, организуемый видными людьми улуса со стечением огромного количества народа.

 Форма большого праздника описывается в поэме «Наступление лета» в следующей последовательности: подготовка к празднику места проведения ысыаха; встреча гостей – первые два этапа праздника. Третий период в описании поэта представляет специальное исполнение алгыса – это, собственно, начало праздника, после чего идут спортивные соревнования и конные скачки. Завершается ысыах песнями и хороводными танцами осуохай.

Из этих эпизодов Кулаковский более подробно описывает алгыс как самое значительное обрядовое действо в честь божества Айыы и возрождения природы после долгой холодной зимы. В своей поэме Кулаковский пишет не о белом шамане или заклинателе, а представляет благословение в исполнении самого уважаемого человека из гостей, который по просьбе, равной знаку почтения, исполняет светлый алгыс.

0 96dd9 44a63140 XL

Как написал Алексей Елисеевич, гостями ысыаха является весь народ. Впрочем, это надо читать самому и на языке поэта. Читать и понимать, что ысыах - это великая песня северной земли и ее народа!

Ысыах Победы

Интересная история связывает ысыах с Днем Победы. Изначально День Победы широко отмечался в СССР только в первые два года. С 1948 года указом Сталина он стал обычным рабочим днем. А установленный прежде выходной был перенесен на Новый год. Лишь спустя два десятилетия, уже при Брежневе, в юбилейном 1965 году 9 Мая снова стало нерабочим. Впрочем, вся страна, и при Сталине и при Хрущеве вместе с ветеранами минувшей войны, отмечала День Победы, невзирая на отсутствие официального выходного. Ветераны Якутии пошли своим путем. В июне 1945 года по предложению члена бюро обкома, секретаря по пропаганде и агитации А. И. Захарова Якутский ОК ВКП(б) рассмотрел вопрос об организации ысыахов Победы и чествовании воинов. Так что пока по всему СССР существовал негласный запрет на празднование 9 Мая, Якутия вполне легально и с народным размахом справляла День Победы как полагается во всех районных центрах и наслегах. С праздником партийные органы не боролись. А как с ним бороться, если алгысчыт проводит свое благословение в честь Сталина?  

Ысыах Туймаады

Об ысыахе Туймаады, проходящем в местности Ус Хатын его первых празднованиях «Эхо столице» мне как то рассказывала одна из тех, кто зачинал этот праздник в местности Ус Хатын, бывший руководитель управления культуры и духовного развития города Якутска Антонида Корякина.

Как она вспоминала, широкое празднование Ысыаха началось после указа первого президента Михаила Николаева. На первых порах в Якутске Ысыах проводился на ипподроме. С одной стороны это удобно, недалеко от центра города, легко добираться.

a6711578b1f280da534d7b6e1d95f64f

И на первых порах тот Ысыах сыграл свою историческую роль. Народ вспомнил, а кто и узнал что такое настоящий Ысыах. Ведь многие из горожан до того времени не бывали и не видели настоящих обрядов. Здесь она выделяет большую роль команде под руководством Ольги Михайловны Харайбатовой которая сделала большое дело.

«Когда пришла команда Михальчука, я была назначена руководителем культуры, рассказывала Антонида Николаевна, и мы еще с февраля 1998 года начали думать что можно привнести в жизнь города нового. Речь зашла о ысыахе.

В то время в среде интеллигенции шли споры о том, что ысыах как духовный праздник должен проводится по старинным канонам на лоне природы. Ведь по своему духу это праздник единения с природой.

И наши идеологи, а это были доктор исторических наук Розалия Иннокентьевна Бравина, доктор исторических наук анатолий Игнатьевич Гоголев, доктор социологических наук Ульяна Алексеевна Винокурова, Вильям федорович Яковлев, Надежда Семеновна Толбонова были убеждены в том что ысыах долины Туймаады должен выйти из города и предлагали в свою очередь ряд местностей.

В то время был еще жив Соорун Оммолон, который также направлял нас, рассказывает она. Но он видел место празднования на Марьиной пади это на горе Чочур маран со стороны птицефабрики. Мы даже ездили туда смотрели, место действительно хорошее, однако большинство не поддержало классика исходя из мнения, что мыран это сокровенное место, считается, что здесь лежат останки наших больших предков.

Потому мы остановились на местности Ус Хатын. Приехали туда в конце апреля, земля только отошла. На этом месте тогда лежала пашня. Она как раз проходила там, где сейчас стоит Алтан Сэргэ. Мы стояли в больших сомнениях а будет ли здесь зелень… Да и 18 километров от города довольно далеко…

a6b1ccfd8b3f66056b48f521589eada6

Илья Михальчук, вышел, посмотрел и спросил меня, а как мы сюда привлечём народ? Он вообще сюда придёт? Сколько человек бывает на ипподроме? Отвечаем тысяч пять – семь. – А ведь ты должна привести сюда не меньше…

Простые, но важные вещи

Распоряжение вышло 18 мая, он его дал, сказал всё, действуй и уехал, приехал только в день открытия ысыаха. Первым делом мы соорудили Арбаhа, здесь работали великие мастера, такие как Федор Марков, Владимир Игнатьев, Егор Оготоев. На первый ысыах пришло около 7 тысяч. Помню, какой большой казалась местность, как было пусто…

На первом ысыахе честно скажу, национальная одежда была не у многих, даже у работников мэрии у единиц. На втором ысыахе национальная одежда появилась у Ильи Михальчука, он ее, кстати, очень любил и до сих пор хранит. Этим он задал тренд. Честно говоря, я не припомню у прежних славянских руководителей национальной якутской одежды. К третьему ысыаху каждый из уважающих себя руководителей посчитал нужным сшить себе национальный костюм.

Мы начинали с 29 га, площадь ысыаха раскинулась на более 50 га.  Здесь находится более 250 тюсюлгэ предприятий и землячеств, управ. Когда то была одна площадка для выступлений, теперь культурных площадок больше 20.

Осуохай

Смысл ысыаха чтобы народ собрался семьей, коллективом поговорил и вспомнил, как пережили зиму, принял алгыс, попил терпкого кумыса и пошел танцевать осохай. Такие простые вещи для каждого якутянина какой бы он не был национальности очень важны.

У нас бывает очень много гостей, помню, в 2014 году приезжали к нам мэры Казани и Стамбула Кадир Топбаш и мэра города Казани Ильсур Метшин. Для турецкого мэра наш праздник и особенно Алгыс стал огромным откровением.

Он сидел, внимая Алгысу и просто впал в прострацию, а потом сказал - я еще раз понял, что народ Саха это самый древний тюрский народ а вот мы, турки, всё это растеряли и пошли совершенно по другому пути», -- говорит Корякина.

Аламжи БУДАЕВ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением