banneryap
banneryap
КУРС ЦБ: $ 73,66 | 86,83

На строящуюся федеральную автомобильную дорогу А331 «Вилюй» у Якутии большие надежды. Она должна соединить Иркутскую область и Якутию. Пройти из Тулуна Иркутской области через Братск, Усть-Кут, Мирный с конечной точкой в Якутске. Длина трассы составит до 3 тыс. км.

 

На строящуюся федеральную автомобильную дорогу А331 «Вилюй» у Якутии большие надежды. Она должна соединить Иркутскую область и Якутию. Пройти из Тулуна Иркутской области через Братск, Усть-Кут, Мирный с конечной точкой в Якутске. Длина трассы составит до 3 тыс. км.

 

Точка опоры

Когда она заработает в полную мощь, республика получит ещё одну точку опоры. Трасса по экономической значимости сопоставима, а может и превзойдёт федеральную дорогу «Лена».  Это прямой выход к крупным городам Сибири, подъезды к месторождениям полезных ископаемых, нефти, газу, крупнейшему в мире месторождению калийных солей — Непскому своду и т.д.

Работы давно идут в полную мощь от Якутска до Иркутской области. К примеру, в прошлом году был открыт полностью асфальтированный участок дороги от Якутска до Бердигестяха Горного улуса. В Нюрбинском районе завершилось грандиозное строительство самого большого мостового перехода через р. Марха, который объединил населённые пункты улуса.

Большая стройка идёт и в этом году, к примеру, в Вилюйском улусе. А вот в Нюрбе дорога внезапно встала. И не просто встала, а дорожники вдруг начали получать серьёзные штрафы, предписания, проверки от целого ряда республиканских министерств и ведомств, включая такой серьёзный надзорный орган, как прокуратура. На сегодня заведены даже уголовные дела.

 Вандалы и варвары?

Коснулись они, в основном, подрядных организаций, ведущих по ходу дорожного строительства разработку карьеров. Дорогам перед асфальтированием нужна отсыпка песчано-гравийной смесью, а других карьеров поблизости больше нет.

Основательно «оттоптались» на дорожниках и подогретые, судя по всему, местными властями Нюрбинского улуса, СМИ, объявившие простых дорожников вандалами,  варварами, которые наносят ущерб природе, воруют грунт. Более всего отличился местный блогер, который и вовсе заявил, что дорожники покусились на святыни.

Дорожников, замечу, в Якутии действительно уважают, ценят их труд, поскольку любой из нас понимает, как тяжел их труд и хлеб им достаётся нелёгким путём.

Мы решили провести своё расследование, и понять, в чём же они провинились перед Нюрбой. Поговорили с людьми, в том числе и с местными.

Юридический казус

Аркадий Ефимов, инженер ПТО ЗАО «Дороги Саха».

- Аркадий Николаевич, ваши подрядные организации обвинили в незаконной разработке карьеров. Как же так вышло?

- Юридически они правы. И это, на самом деле, не только наша проблема - сегодня на честном слове работает фактически каждая дорожная организация в нашей республике.

Всё дело в законе РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах", который приравнял разработку материалов грунтовых карьеров (общераспространенных полезных ископаемых) к недрам драгоценного и углеводородного сырья (алмазы, нефть и газ), в результате которого оформление документов на разрешение на использование грунтовых карьеров составляет от 6 до 12 месяцев в связи с длительной процедурой согласования, в том числе с министерством обороны...

Это и заставляет идти на нарушение подрядными организациями, которые занимаются строительством дорог всех уровней (федеральной, республиканской и муниципальной).

Причём закон писался под условия средней полосы России. Там вообще нет проблем с карьерами и ПГС.  Населенные пункты через каждые три, десять километров, тут же тебе и готовые карьеры. Некоторые там стоят с позапрошлого века. Приезжай, работай или покупай готовый ПГС, никаких проблем.

В Якутии другие расстояния, уклад населённых пунктов. У нас участки где-то посреди тайги, там просто нет готового карьера. Ближайший, готовый, может быть и за 100 километров, и за все 500. И карьер надо разрабатывать самим. Хорошо, если уже определено на карте место под карьер и согласовано с местной администрацией.

Пока будут готовы все остальные разрешительные документы, пройдет, минимум, полгода.

Причём, я знаю, были такие случаи, когда документы на карьер оформляли полтора года. Когда все работы на том участке были закончены. В этом году с коронавирусной инфекцией вообще сложно. Ведомства на карантинах или удаленке, нужные специалисты на самоизоляции.

Тромб в артерии

Добавлю, что данный участок, на котором мы начали работы, был рекомендован комитетом имущественных отношений Нюрбинского района. Согласован и с местной наслежной  администрацией и с нюрбинским лесничеством. Но все разрешительные документы мы просто физически не могли успеть подписать. 

- Ну а как же вы работаете? По сути, не имея прав?

- Про эту дыру в Федеральном законе знают везде, и, насколько я знаю, с просьбами как-то помочь Якутия выходила на федеральных министров и законодателей. Но кто будет менять целый закон ради одного из 85 регионов страны?

Спасает разве то, что мы работаем на родине и все понимают эти нюансы. Наши природоохранные и надзорные органы на территории республики, учитывая сроки строительно-монтажных работ, сезонность и короткие сроки исполнения государственных контрактов, по умолчанию давали возможность разрабатывать грунтовые карьеры для строительства дорог и требовали оформление разрешений на разработку карьеров в минимальные сроки – 6 месяцев.

 - А что же случилось в этот раз?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Это вне моей компетентности. Могу лишь отметить то, что все проекты проходят Главгосэкспертизу и согласование всех необходимых документов во всех инстанциях и учреждениях.

Учитывая условия Крайнего Севера, короткого летнего строительного сезона для дорожников, давно необходимо обеспечить выделение грунтовых карьеров по упрощенной схеме для государственных и муниципальных нужд.

Нам, строителям дорог, всегда все уровни власти шли навстречу, ведь дороги — это артерии страны.

Обида дорожника

Директор подрядной организации ООО "Сельстрой" заслуженный строитель РС (Я), почетный работник дорожного хозяйства РС(Я) Михаил Готовцев.

- Михаил Романович, я видел видео нюрбинского блогера, где он обвиняет дорожников, разрабатывающих карьер, в том, что они разрушили старинные постройки, захоронения. 

- Я тоже видел это видео. Я сам саха, знаю, что такое могилы предков. И был на месте, когда мы начинали разработку карьера, видел, что там ничего нет, да и по бумагам от местной администрации Чаппанда там в своё время была пашня. Какие могилы, какие постройки?

У нас ребята в организации со всей республики, в том числе и нюрбинские. Мы бы просто работать не стали, если бы там была хоть одна могила. Да и не хоронили в старину в таких местах наши предки. Могилы ставили обычно на возвышенностях, где светит солнце, а это лес. Вот дальше по трассе есть озеро и на нем остатки построек, землянки, деревянные  фундаменты. Но туда техника и не заезжала.

по текстуДо сих пор не могу понять, зачем блогер нас выставил в таком негативном свете. Всю жизнь работаю на строительстве дорог, всегда думал, что делаю благородное, нужное людям дело, горжусь этим. А тут столько грязи на нас вылилось на меня, на коллектив. 

Возмущение сельчан

Руководитель музея фольклора села Чаппанда Татьяна Сидорова.

- Татьяна Дмитриевна, вы в курсе расследования блогера Олеся Петровича о том, что, якобы, возле вашей деревни под карьер ушло священное место, захоронения?

- Конечно, смотрели это видео, наверное, мало кто из жителей села его не видел. Кто возмущался, а кто смеялся. Дело в том, что именно на месте карьера был просто алаас. Когда-то там несколько раз мы проводили ысыах, поэтому поставили пару сэргэ. После  наводнения сэргэ рухнули. Восстанавливать их никто не стал, так как исторической роли они не несут, они не семейные, интереса личного ни у кого к ним не было. Да и место ысыаха мы перенесли.

У него вообще неверные данные. Мол, недалеко от того места в начале войны с наших наслегов останавливались призывники и танцевали осуохай. Да и ещё вырезали лицо на дереве. Как краевед скажу, что такого факта не было. Это полный вымысел. Тонкое молодое дерево, на котором, будто бы, по словам Олеся Петровича, 75 лет назад вырезали лицо… Лиственница, которой, как минимум, уже 90 лет, так не выглядит… 

Мне дорожников жалко, люди приехали работать, делают для нас по-настоящему доброе дело. Дорога для нас жизнь, по ней порой и больных увозят. Вы в курсе, что её во многих местах последний раз делали в 70-80 годах прошлого века. А к ним, людям труда, такое отношение.

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ

Комментарии

Виктория
-4 Виктория 09.07.2020 21:27
Гнать надо этого мошенника Олеся Петровича!
Ответить
Валерий
0 Валерий 10.07.2020 10:22
Мм.
Ответить
Альберт Иванович
0 Альберт Иванович 14.07.2020 06:46
Т.е. виноват блогер. Закон нарушили. Да. Виноват другой. Норма.
Не стыдно?!
Ответить

Добавить комментарий