КУРС ЦБ: $ 74,55 | 89,18

В связи с принятием поправок в Конституцию РФ и осознанием важности повышения полномочий представительных органов, нет никаких препятствий для изменения структуры Госсобрания (Ил Тумэн). Изменения порядка избрания и организации работы представительных и законодательных органов не противоречат российской Конституции, к тому же, надо привести их в соответствие с изменениями, вызванными общественным развитием.   Поэтому предложение главы Якутии Айсена Николаева об изменении структуры и работы Ил Тумэна вполне обоснованно.

В связи с принятием поправок в Конституцию РФ и осознанием важности повышения полномочий представительных органов, нет никаких препятствий для изменения структуры Госсобрания (Ил Тумэн). Изменения порядка избрания и организации работы представительных и законодательных органов не противоречат российской Конституции, к тому же, надо привести их в соответствие с изменениями, вызванными общественным развитием.   Поэтому предложение главы Якутии Айсена Николаева об изменении структуры и работы Ил Тумэна вполне обоснованно.

Например, рабочая структура Думы 12-миллионного города федерального значения Москвы с 1993 года менялась трижды. До 2009 года избирались 35 депутатов – 18 по партийным спискам, 17 – по одномандатным округам. Затем с 2011 года все 35 депутатов избирались только по партийным спискам. В конце 2019 года вернулись к системе, когда половина избиралась по спискам, половина – по округам.

Многолетний опыт Ил Тумэна показал, что при осуществлении деятельности двухпалатного парламента с 70 депутатами, имеет место слабая подготовленность к законодательной деятельности депутатов, низкая эффективность, большие расходы. Например, депутаты верхней палаты Ил Тумэн II созыва отклонили закон «О государственной поддержке освоения Талаканского нефтяного месторождения», несмотря на то, что работающие на профессиональной основе депутаты нижней палаты единогласно поддержали этот проект. Тогда мы решили, посоветовавшись с ветеранами-геологами, вернуть расходы республики в размере 500 млн долларов, потраченные на поиски богатейшего по запасам Талаканского нефтяного месторождения. Крупные отечественные ученые также посчитали правомерным стоимость бонуса в 501 млн долларов. Эта сумма, даже не затрагивая близлежащие нефтяные запасы, составляла всего лишь 1,5% запасов Талаканского центрального блока и должна была в течение 10 лет после начала добычи нефти поступить в республиканский бюджет. Комиссия назначила начальную цену в 58 млн долларов. Правда, надо понять, что когда компания «Сургутнефтегаз» назначала столь мизерную начальную цену для имеющего высокий спрос месторождения, у нее имелась своя подоплека. Доказательством этого служит следующий факт: когда министерство РФ подготовило второй конкурс, на нем начальная цена Талаканского нефтяного месторождения составляла 900 млн долларов, это о многом говорит. И должно стать для нас впредь уроком: почему же так получилось?

Депутаты верхней палаты Ил Тумэн работали на общественных началах, не освобождаясь от основной деятельности. Поэтому, во-первых, им элементарно не хватало времени на подготовку и изучение законов. Во-вторых, большинство депутатов были руководителями крупных организаций, они больше руководствовались интересами не республики, а исходили из своих интересов. В-третьих, при приближении выборов, неосвобожденные депутаты-общественники занимались популизмом, стараясь показать себя независимыми от власти, не понимая, что люди видят, слышат, как они при принятии законов и других важных документов предают интересы народа. В-четвертых, в настоящее время, в период финансовых затруднений, уменьшение количества депутатов, сокращение расходов аппарата Ил Тумэн, значительно снизило бы нагрузку на бюджет. В-пятых, работающий на освобожденной основе, небольшой состав Ил Тумэна более оперативно и качественно мог бы готовить, обсуждать и утверждать законы и другие нормативно-правовые акты. В-шестых, высокопрофессиональные, защищающие интересы республики депутаты могли бы плодотворно работать над принятием новых российских законов и изменением ранее принятых, но не выгодных для регионов, законов.

Фото Иванов Климент

Назрели серьезные задачи по изменению законов, лишивших жителей республики суверенитета, права самим планировать свое развитие, распоряжаться своими природными ресурсами, тем самым препятствуя улучшению жизни людей. В первую очередь, на Ил Тумэн возлагается ответственность за изменение законов «О недрах», Бюджетного кодекса в пользу республики и регионов. Стоит задача, вновь подняв принятое в 1995 году, в рамках распределения полномочий между правительствами РФ и РС (Я), Соглашение, возродить хотя бы часть некоторых полномочий в экономической сфере.

По моему мнению, за последние двадцать лет проводилась порочная политика централизации финансово-экономических ресурсов, распределения финансов для регионов из центра. Тем самым затормозились возможности для выработки собственного пути социально-экономического развития и выбора пути повышения народного благосостояния. Мы должны своим умом, своим пониманием принять участие в создании условий для ускорения социально-экономического развития страны, и особенно нашей, столь богатой ресурсами, республики. Я надеюсь, что руководство страны также возьмется за изменение направления политики экономического развития. Это основывается на принятых в Конституции страны поправках. Парламентская реформа станет одним из основных пунктов этих поправок. Поэтому я поддерживаю предложение Айсена Николаева о повышении роли Госсобрания (Ил Тумэн), как части выполнении этой задачи.

В любом развитом государстве власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Также имеются предусмотренные Конституцией права. В России также с момента принятия в 1993 году новой Конституции была закреплена подобная государственная власть. В 1994 году избранные в Ил Тумэн некоторые депутаты, заразившись болезнью «младопарламентаризма», увеличили свою власть: внеся изменения в Конституцию 1992 года, добавили в полномочия Ил Тумэна, что он является «органом контроля». Тем самым оппозиционеры пытались стать выше вновь избранного президента. Не считаясь с закрепленным в Конституции положением, что президент республики является высшим должностным лицом республики, они хотели, вызвав президента на сессию, заставить его отчитываться и безудержно критикуя, ослабить его власть. Согласно Конституции, ни в одном российском субъекте президент не отчитывается, только информирует. Строго придерживающийся законов, единогласно избранный народом, высоко держащий власть Михаил Николаев не поддался на это, и придерживался порядка не обсуждения своего отчета, а только информирования.

Госдума, парламенты других регионов не стали нарушать Конституцию, приписав себе контролирующие права. Даже парламенты таких крупных субъектов, как  Татарстан, Башкортостан, город Москва в своих полномочиях четко указали, что «парламент является высшим законодательным (представительным) государственным органом». Поэтому мы должны придерживаться Российской Конституции в вопросах изменения структуры Госсобрания (Ил Тумэн), внести поправку в Конституцию нашей республики, сняв положение о том, что Ил Тумэн является контролирующим органом, тем самым прекратив противостояние органов власти и создав условия для их совместной плодотворной работы для развития Якутии и улучшения жизни народа. Негоже превращать Ил Тумэн в трибуну критиканства, пустословия, соперничества.

Согласно установленному в развитых странах мира порядку, контролирующие функции парламента входят не в его название, основные направления работы, а в его многочисленные полномочия. Там, в основном, это применяется при претворении законов в жизнь. Одни из ответственных полномочий парламента – назначение и отставка правительства. Кроме этого, парламент имеет полномочия объявлять президенту импичмент. В то же время президенту даны полномочия роспуска местного парламента, досрочного прекращения его деятельности. Все это предусмотрено в Конституции и соответствующем законе. Тем самым полномочия власти им дают одинаковые обязанности перед законом. В действительности контролирующими органами являются Счетная палата, прокуратура и Следственный комитет. Не случайно еще со времен Петра Первого прокуратуру называли «государственными глазами и ушами».

В заключение хочу отметить, что три независимые друг от друга ветви власти имеют одну цель – развитие республики и улучшение жизни народа. Поэтому взаимопонимание и достойная работа государственных органов власти принесет для общего дела только пользу.

Климент ИВАНОВ, почетный гражданин Республики Саха (Якутия)

Тема вызывает большой интерес, как среди населения, так и в законотворческом сообществе. Sakhaparliament.ru приглашает высказать свое мнение экспертов, политологов, депутатов разных созывов. Следите за нашими публикациями под специальной меткой «Реформа парламента».

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ