Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 23 oC
КУРС ЦБ: $ 72,86 | 88,65

Солидный пакет поправок, который касается гарантированных социальных прав граждан, вопросов семьи и детства, образования и здравоохранения, различных полномочий органов местного самоуправления и государственной власти и т.д.  был внесен 30 апреля на рассмотрение Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) в качестве законодательной инициативы Главы республики Айсена Николаева о внесении изменений и дополнений в Конституцию Якутии.

 

Солидный пакет поправок, который касается гарантированных социальных прав граждан, вопросов семьи и детства, образования и здравоохранения, различных полномочий органов местного самоуправления и государственной власти и т.д.  был внесен 30 апреля на рассмотрение Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) в качестве законодательной инициативы Главы республики Айсена Николаева о внесении изменений и дополнений в Конституцию Якутии.

 

Одна страна, один закон

Ничего революционного в них нет, по содержанию это ровно те же поправки, что и в Конституцию Российской Федерации, за которые страна проголосовала в прошлом году на всероссийском голосовании и по которым мы, якутяне, как граждане России уже живём.

экран

Всё это мы проходим ровно 20 лет, когда пришедший к власти Владимир Путин начал собирать страну в единое правовое поле. Чтобы она не распалась, как СССР. А предпосылки к тому были довольно серьёзные, вспомним хотя бы то, что на тот момент закончилась вторая чеченская война. И были довольно серьёзные центробежные тенденции.

На то время свои Конституции были у 21 республик, включая Степное Уложение Калмыкии, и все они весьма различались в токовании законов, как между собой, так и с Конституцией РФ. Даже у краёв и областей были Уставы, приравненные к основному закону с интересными опциями, которые гипотетически могли дать им право, допустим, выйти из состава РФ…  Ох, уж этот Борис Ельцин со своим «берите суверенитета столько сколько сможете».

Конституции, да и Уставы, не стали упразднять, но привели в соответствие с Основным законом страны. Собственно, с 2000 по 2006 годы в ту же Конституцию Якутии Ил Тумэном были внесены десятки и десятки поправок.

Но сегодня Конституция страны поменялась, и вместе с ней меняют и Конституции республик, и все многочисленные Уставы краёв и областей. Так как Основной Закон должен быть един для всех.

По сути, в России, на сегодняшний день, это единственная действующая национальная идея и державная парадигма, с которой согласно общество.

 

«Позднее зажигание» Иванова

Подобные внесения изменений и дополнений в региональные конституции и Уставы сейчас идут по всем субъектам федерации. Возмущений нигде нет, это чисто технический вопрос. Хотя не секрет, что не все были согласны с поправками в Конституцию страны, но тот, кто хотел возмутиться или выразить своё мнение, мог и делал это до всенародного голосования.

За них, кстати, при явке 67,97 % отдали свои голоса 77,92 % голосовавших россиян.

А сами поправки вступили в силу с момента опубликования в официальных изданиях уже 4 июля 2020 года.

Какого-то смысла отрицать их нет. Как и нет смысла препятствовать тому, что они будут юридически закреплены в региональных основных законах.

Но перед праздниками «позднее зажигание» вдруг включилось у мэра Нюрбы Александра Иванова. Муниципальный чиновник, в своём видеопослании назвав изменения плевком в прошлое, призвал депутатов Ил Тумэн не голосовать за них: «Уважаемые депутаты Ил Тумэна, если вы поддержите эти изменения, то история просто так не забудет. Не стоит торопиться, надо обсудить, подождать. Не имеет права один человек решать за нас все. Не надо идти по пути, который нам навязывают".

Надо отметить, что многие, не вникающие в политическую жизнь страны и юридические тонкости обыватели, этот спич приняли с восторгом.

Политологи же сошлись на том, что Иванову либо наскучило городское ЖКХ и он очень сильно хочет в политику или просто человек юридически некомпетентен...

иванов

Действительно, совершенно непонятно, а за что ратует мэр Нюрбы? За возврат к первой редакции Конституции Якутии 1992 года? В последующем редакций было целых девять. Или за её последнюю редакцию 2006 года, которая, по букве закона, уже, по сути, не отличается от Конституции РФ 1993 года?

Или он не согласен с новой, второй редакцией Основного закона РФ 2020 года? Но тогда какого рожна он занимает высшую муниципальную должность, если не приемлет государственного устройства страны, выраженную большинством её граждан. Как принципиальный человек, он мог бы честно уйти с должности ещё год назад…

 

Планомерно и синхронно

Экс-заместитель председателя Верховного суда РС(Я) и бывший член Конституционного суда РС(Я) Игорь Николаев:

Игорь Николаев

 «В результате общероссийского голосования, которое состоялось в прошлом году, было принято 206 поправок в Конституцию России. За эти поправки по стране проголосовали 77,92%. В Якутии также одобрили поправки – за них было подано 58,34% голосов.

Поскольку мы живем в едином государстве, вслед за обновлением основного закона страны, во всех конституциях республик и уставах краев, областей, автономий и городов федерального значения должны быть также внесены необходимые изменения.

Процесс подготовки изменений в свои конституции и уставы во всех субъектах федерации идет планомерно и синхронно, здесь не может быть соревнования «кто кого опередит»»

«Также призываю активно участвовать в публичных слушаниях по поправкам в нашу конституцию, следить за публикациями в печати и на сайтах, новостями по телеканалам. Только если народ реально будет участвовать в процессе внесения изменений в конституцию республики, эти поправки сможем назвать народными.

В ходе подготовки этого пакета изменений в конституцию республики, носящих в общем технический характер, мы постарались учесть большое количество поступивших предложений, инициатив, провели множество слушаний, совещаний, выслушали мнения экспертов, общественных деятелей.

Впереди более значимые в глазах народа изменения, касающиеся реформирования Ил Тумэна и органов местного самоуправления,

тут очень важно опираться на широкое общественное мнение, чтобы не было одностороннего лоббистского давления некоторых групп, кровно заинтересованных, чтобы все осталось по-старому.

Интересы этих групп понятны – они хотели бы сами избраться в Ил Тумэн, некоторым главам поселений не хочется проходить через фильтр избрания местными депутатами, также генеральные директора различных предприятий хотели бы совмещать престижный депутатский статус со своими директорскими функциями.

Но должно быть учтено подлинно народное мнение, а не групповые интересы. Нам нужен сильный парламент и нужны эффективные органы местного самоуправления».

 

Закономерный процесс

Член Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) и председатель совета депутатов МР «Намский улус» Иван Попов:

Иван Попов

«Проведена большая работа по совершенствованию республиканского законодательства – приведению его в соответствие с федеральным. Над проектом конституционного закона о внесении изменений в Основной закон республики работала конституционная комиссия, в состав которой входили эксперты, представители политических партий, авторитетные юристы. Считаю, что это процесс естественный и закономерный – ведь мы живем в одной большой стране – Российской Федерации.

Например, «Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. За работу в районах Крайнего Севера к минимальному размеру оплаты труда, установленному на федеральном уровне, применяются районные коэффициенты и так называемые «северные» надбавки» - таким абзацем предлагается дополнить Конституцию республики. Считаю это важнейшим изменением, закрепляющими социальные гарантии для каждого якутянина.

Такого раньше не было. Это достижение для Якутии и лично Ил Дархана.

Введена отдельная статья, определяющая детей важнейшим приоритетом государственной политики. Статьей определено, что условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим создает государство. Обеспечивая приоритет семейного воспитания, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения и создает условия для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Такое изложение приоритетов государства, на мой взгляд, охватывая важнейшие аспекты государственной политики в этой сфере, позволяет определить и охватить разнообразные жизненные ситуации".

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ