КУРС ЦБ: $ 75,57 | 90,01

Сегодня, 19 октября, с 12 часов идет рабочее совещание  и.о. председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В.Тарасенко с представителями оленеводческих районов республики на тему «Обсуждение проблем и перспектив развития северного домашнего оленеводства Республики Саха (Якутия) в современных условиях». Доклад об основных направлениях совершенствования правового регулирования  государственной поддержки  оленеводов представила на совещании председатель  постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева. Предлагаем его вашему вниманию.

Сегодня, 19 октября, с 12 часов идет рабочее совещание  и.о. председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В.Тарасенко с представителями оленеводческих районов республики на тему «Обсуждение проблем и перспектив развития северного домашнего оленеводства Республики Саха (Якутия) в современных условиях». Доклад об основных направлениях совершенствования правового регулирования  государственной поддержки  оленеводов представила на совещании председатель  постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева. Предлагаем его вашему вниманию.

      Конституционные нормы и федеральное законодательство Российской Федерации включают нормы, которые защищают традиционный образ жизни и природопользование малочисленных народов и обязывают органы власти обеспечивать права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания и хозяйствования.

      В Республике Саха (Якутия) правовую основу осуществления традиционного природопользования образуют Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 888-З № 673-IV, законы от 25 июня 1997 г. З № 179-I «О северном домашнем оленеводстве», от 31 марта 2005 г. 227-З № 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)», от 13 июля 2006 г. 370-З № 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», от 19 июня 2007 г. 464-З № 945-III «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31 января 2008 г. 550-З № 1115-III «О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)», от 1 марта 2011 г. 897-З № 715-IV «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», от 8 ноября 2012 г. 1112-З № 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни», от 21 февраля 2013 г. 1158-З № 1231-IV «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Республике Саха (Якутия)», от 19 апреля 2013 г. 1193-З № 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и др.

    Значительным шагом в деле актуализации потребностей и интересов коренных жителей Севера стали экологическая и этнологическая экспертизы, являющиеся инструментами реализации государственной политики недропользования при реализации промышленных проектов. Республика Саха (Якутия) стала одним из первых регионов России, на территории которого правоотношения в сфере традиционного природопользования стали регулироваться, в том числе и на основе закона об этнологической экспертизе.

    Ввиду стратегического характера государственных интересов в арктическом регионе и внимания, которое уделяется разработке месторождений, очень важно гармонизировать интересы промышленного освоения данных территорий с сохранением исконной среды обитания коренных малочисленных народов. Партнерство как форма взаимодействия предполагает не только формирование устойчивых связей, основанных на нормах взаимного уважения, человеческих взаимоотношений и равенства участников, но и справедливое распределение ущерба, причиненного недропользователями на исконной земле обитания этих народов.

     На уровне субъектов Российской Федерации предпринимаются определенные усилия по конкретизации действующего федерального законодательства или преодолению в нем пробелов  в целях повышения эффективности реализации коренными народами своих прав в сфере природопользования.   

     К сожалению,  приходится констатировать, что  несмотря на рост объемов промышленного производства, благосостояние коренных народов не растет, а состояние окружающей среды ухудшается.  Реальная угроза для коренных народов — потери исторических земель, мест проживания и территорий традиционного природопользования: оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыболовных участков и участков сбора дикоросов.  На практике многие общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничье-промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и рыбопромысловыми участками на территориях традиционного природопользования. 

      Арктические территории сегодня – это почти не заселённые обширные окраинные земли Российской Федерации, за исключением мест проживания коренных малочисленных народов Севера, ряда арктических городов и небольшого количества посёлков. Назрела острая необходимость разработки новых нормативных актов, а также внесения изменений в действующее законодательство в области обеспечения прав коренных народов для ведения ими традиционного природопользования и кочевого образа жизни.       

   1. Необходимо ускорить принятие проекта федерального закона № 1026256-6 «О  государственной поддержке лиц, относящихся к  коренным малочисленным народам Севера, Сибири и  Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни» (в части приоритетного предоставления мер государственной поддержки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни).  

     2. Оленеводство – единственная отрасль сельского хозяйства, в которой занято все коренное население Севера. Якутия занимает одно из ведущих мест в стране по поголовью северных домашних оленей. Сегодня здесь 157 тыс. голов — это 40,9% от имеющихся в Дальневосточном федеральном округе и 8% от общего количества в России.  Старая редакция закона, принятая более 20 лет назад, уже не отвечает вызовам времени и законодательства.

     К тому же, северные народы, ведущие кочевой образ жизни – это уникальная цивилизация, формировавшаяся в течение многих столетий и не имеющая аналогов в мире. Правовое положение оленеводства в России не определено специальным федеральным законом.

     Регулирование отрасли осуществляется в соответствии с нормами Конституции РФ, федеральными законами о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение сельского хозяйства, гражданским, земельным, лесным и экологическим кодексами.     

     Отсутствие четко закрепленных определений и понятий в сфере северного оленеводства приводит к массе проблем. Болезненным вопросом является закрепление оленьих пастбищ за оленеводческими хозяйствами. Необходимо устранить противоречия федерального законодательства в части предоставления земельных участков для занятия северным домашним оленеводством. Остаются нерешенными вопросы развития социальной и технологической базы оленеводства. Прежде всего, это отсутствие реального облегчения условий кочевого образа жизни, слабая социальная защищенность оленеводов и членов их семей, многие другие факторы, вследствие чего отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. Зарплата у оленеводов всего лишь от 10 до 30 тысяч рублей, а средняя продолжительность жизни – 49 лет. 

   Негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям, тем самым, привели к глубокому кризису оленеводство и другие виды традиционной деятельности, а также системы медицинского, культурного, товарного, бытового, транспортного обеспечения мест традиционного проживания. Кроме того, этот период времени привлек за собой катастрофическое снижение уровня жизни, сокращение средней продолжительности жизни до 45-50 лет, рост безработицы, снижение реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.

   Доходы оленеводов должны расти благодаря модернизации традиционных видов хозяйствования и переходу на инновационный и технологический путь развития. Это приведет к росту добавленной стоимости, появлению новых рабочих мест, возрождению пошивочных мастерских, народных промыслов. Кроме того, новым законом должны быть усилены ветеринарные и зоотехнические мероприятия.  Необходимо добиться того, чтобы сельхозпродукция соответствовала международным стандартам. В перспективе мы должны настраивать наши хозяйства на экспорт продукции в страны АТР.

   С учетом вышесказанного в  целях устойчивого развития отрасли как неотъемлемой, этнообразующей части традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ необходимо  ускорить принятие федерального закона "О северном домашнем оленеводстве".

     3. Согласно  статье 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года  №82-ФЗ   «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы и объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
       Статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами, и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее, чем пять лет. Однако статья 39.10 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности только для размещения зданий, сооружений на срок не более, чем десять лет.

     Таким образом, статья Земельного кодекса РФ не учитывает, что на оленьих пастбищах не размещаются здания и сооружения, за исключением единичных баз, которые имеются на маршрутах кочевий оленеводческих бригад, тем самым исключается возможность передачи в безвозмездное пользование земельных участков под оленьи пастбища.   Кроме того, оленеводство более всего подвержено угрозам промышленного освоения. Низкая эффективность правовых норм о рекультивации техногенно нарушенных земель промышленными и горнодобывающими компаниями не позволяет эффективно использовать эти земли, в частности, в качестве оленьих пастбищ.

    4. В  Государственной Думе Российской Федерации утвердили в первом чтении изменения в статью 8 Федерального закона от 26.07.2019 № 234-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Речь идет о регулировании порядка возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Изменения были внесены Правительством Российской Федерации.

     Интенсивное освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока противоречит укладу жизни коренных малочисленных народов, так как сопровождается, с одной стороны, прямым отчуждением территорий, используемых коренными сообществами, а с другой - приводит к серьезному ухудшению состояния отрасли.

    Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) усиленно работает над составлением законодательных актов по правовому регулированию взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и промышленных компаний. Парламентом региона было принято решение о создании Экологической доктрины Республики Саха (Якутия) – специализированной республиканской экологической политики масштабного природопользования, работа над которой активно ведется на сегодняшний день. Наш регион также является единственным субъектом Российской Федерации, где принят и действует закон об этнологической экспертизе, регулирующий взаимоотношения между коренными малочисленными народами Севера и недропользователями.  

   До рассмотрения и утверждения в первом чтении изменения в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был составлен Отзыв к данному законопроекту, который 21 февраля направлен в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей.

    В Отзыве говорится о том, что представители коренных малочисленных народов имеют право не только на компенсацию ущерба от хозяйственной деятельности, но и на компенсацию неимущественного вреда, куда входят изменения традиционного уклада жизни, быта, культуры местного населения, связанные с переменой исконной среды обитания, поэтому содержание изменяемых правил следует расширить.

       В пояснительной записке указано, что возмещение убытков от хозяйственной деятельности будет производиться в том случае, если хозяйственная деятельность будет осуществляться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации.

      Однако в действующей редакции федерального закона дается более широкая трактовка прав коренных малочисленных народов. Во избежание необоснованного ограничения прав коренных малочисленных народов одновременно с проектом федерального закона следовало бы рассмотреть методику расчета убытков, чтобы при обсуждении законопроекта она была изучена и оценена широким кругом специалистов и заинтересованных лиц.

   На территории Республики Саха (Якутия) ведут традиционную деятельность 328 родовых общин коренных малочисленных народов Севера. В сегодняшних условиях очень сложно сохранить традиционные отрасли Севера, общины фактически выживают. Большая часть родовых общин зарегистрированы и ведут свою деятельность на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, внесенных в специальный перечень.  

   Включение в Перечень остальных общин позволит органам власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в полной мере реализовывать государственную национальную политику в отношении коренных малочисленных народов Севера, а также гарантировать осуществление их прав на сохранение среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйства и культуры.

      Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Поэтому мы считаем целесообразным установить участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре разработки и утверждении методики расчета убытков.

       Республика Саха (Якутия) сегодня становится одним из регионов стратегической ресурсной базы Российской Федерации. В настоящее время наблюдается новый виток интенсивного промышленного освоения территории региона.

         В местах компактного проживания малочисленных народов сегодня работают 144 недропользователя, реализуются такие крупные государственные программы, как «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Проводятся беспрецедентные и масштабные мероприятия такие как, например, строительство газопровода «Сила Сибири», уже построен нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», идет разработка Эльгинского угольного месторождения, а также ряда других проектов в энергетике и промышленности.

         Поэтому создание и внесение изменений, учитывающих все стороны проблемы, в законодательство, регулирующее вопросы защиты законных интересов коренных малочисленных народов Севера, исконно проживающих на этих территориях, должно стать приоритетной задачей государства наряду с разработкой арктического законодательства, регулирующего экологическую безопасность развития Арктики с соблюдением всех уникальных природно-климатических и социально-экономических условий Севера.

      Данная отрасль традиционного хозяйственного комплекса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сейчас находится в самом уязвимом состоянии среди других отраслей, так как негативные тренды на ее стагнацию, что отражается в целом комплексе проблем - от образования для детей оленеводов, отсутствия современных технологий ее ведения, в целом устаревших подходов к ее организации, новых вызовах, в том числе и новых опасных заболеваниях перед лицом которых стоит все оленеводство страны, и т.д., требует незамедлительного реагирования и законодателей, и государственных органов всех уровней, и самих оленеводов.  

Оленевод в социальном плане самая обделенная категория в стране: жилья и услуг ЖКХ от государства он не имеет, а попытки перевести на оседлость в советский период ни к чему, кроме разрушения общности и кочевой системы в целом, не привели; медицинское обслуживание не доступно.  Исходя из этого необходимо срочное решение таких острых проблем, как  компенсации оленеводу повышенных затрат, который вынужден круглогодично кочевать вместе со стадом оленей, строить и содержать мобильное жилье, иметь транспорт для его перевозки, готовить или обеспечиваться топливом для своего жизнеобеспечения, гарантировать кочевое питание и т.д.  В противном случае, в ближайшие 15 лет мы можем в принципе лишиться этой отрасли как занятия для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

       Оленевод должен, наконец, себя почувствовать современным человеком, и наша общая задача вернуть ему чувство достоинства, уверенности в себе, своей семье, будущем детей и уважение к его занятию.

    

 

В связи с чем рекомендуем:

        Федеральным законом должны законодательно регулироваться следующие проблемы оленеводства:

        -  Государственные гарантии решения вопроса об устойчивости хозяйственного пользования оленьими пастбищами оленеводческих хозяйств всех форм собственности, приоритет перед всеми другими субъектами природопользования, то что в международном праве, называется иногда «право первой руки»;

         -  Авиаохрана оленьих пастбищ от пожаров и антропогенного воздействия человека;

         -   Регулярное геоботаническое обследование и кадастровая оценка оленьих пастбищ за счёт государственного бюджета;

        -  Борьба с хищниками северных оленей;

        -  Государственные гарантии ветеринарного обслуживания, лечения и профилактики болезней северных оленей;

       -  Племенная работа в оленеводстве, обеспечение гарантий сохранения «в чистоте» аборигенных пород северных оленей;

         -  Обязательные гарантии страхования жизни оленеводов и их семей в кочевых условиях;

          -   Обязательное страхование северных оленей на случаи гибели оленей от гололеда, болезней и травежа оленей хищниками и других стихийных природных явлений;

          -  Принятие государственных программ развития и сохранения северного оленеводства в России с компенсацией повышенных затрат на транспорт, ГСМ и др.;

          -  Гарантии обеспечения кочевым и социальным жильём семей оленеводов и компенсации расходов на его устройство и изготовление;

          -    Обязательные гарантии лечения оленеводов и специального медицинского страхования оленеводов;

          -   Обязательное льготное пенсионное обеспечение оленеводов (развитие ФЗ о пенсионном обеспечении оленеводов);

  -  Особенности организации общин оленеводов, финансирования их

деятельности и функционирования (в развитие ФЗ об общинах МКНС),

           -   Строительство изгородей за счёт бюджета в таежных условиях для содержания оленей;

          -  Организация кочевых школ в местах кочевий, гарантии получения начального образования оленеводов;

  -   Медицинское,  культурное, торговое и бытовое обслуживание семей

оленеводов, непосредственно в местах кочевий передвижными формами обслуживания (АКБ и пр. в советский период);

           -  Обеспечение служебным оружием оленеводов для охраны оленьих стад (в развитие ФЗ об оружии);

           -    Особенности государственного протекцианизма организации рынка пантов северных оленей, в связи с тем, что эта продукция кочевого оленеводства, признается исключительной этно-культурной собственностью коренных оленеводческих народов России;

           -    Транспортировка продукции оленеводства Северным морским путём на специализированных судах с цехами по глубокой переработке продукции оленеводства;

             - Обеспечение сбыта продукции на отечественном рынке (через порты Архангельска и Мурманска), на европейском рынке (через Норвегию), на рынках стран АТР и США;

        - Обеспечение качественной интернет-связью районов Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;

         -  Обеспечение коллективных точек доступа к спутниковому интернету (WI-FI роутер) в районах Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;

         - Приобретение снегоболотоходной техники для отдаленных труднодоступных населенных пунктов Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы.  (Аналогичная поддержка предусмотрена государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы");

        - Субсидирование индивидуального жилищного строительства в Арктической зоне, в которых проживают малочисленные народы;

       -  Строительство домов-интернатов для детей оленеводов, кочевых семей на территории Арктической зоны;

       - Субсидирование льготного проезда малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни в другие регионы и оленеводов, включая пассажирские перевозки внутри регионов, с учетом отнесения многодетных родителей к лицам, обладающим правом на воздушную перевозку по специальному тарифу и установления круглогодичного периода действия таких специальных тарифов;

        - Строительство котельных и подключение домов к центральному отоплению в районах Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;

       -   Развитие и легализация рынка мамонтовой фауны, переработки и косторезного производства в арктических районах РФ;

         -   Профессиональная подготовка кадров из числа коренных малочисленных народов Арктической зоны - обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях;

             -   реализация программ целевой подготовки кадров лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по специальностям, связанными с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами коренных малочисленных народов, а также с иными областями жизнедеятельности коренных малочисленных народов, а также осуществление квотирования целевых мест на обучение для коренных малочисленных народов;

         - открытие новых профессий и специальностей, таких как «Оленевод-механизатор», «Егерь», «Таксидермист», «Охотник промысловый», «Хозяйка чума», «Резчик по кости и рогу»и т.д.;

          - Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» ,предусмотреть отдельное мероприятие, направленное на выделение отдельных квот по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Арктической зоны РФ.

 

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ