Как отметил председатель Ил Тумэн Петр Гоголев, в 2019-м «Дети Арктики» одобрил Глава республики Айсен Николаев, и проект стал инициативой Республики Саха (Якутия).
12 мая состоялось рабочее совещание с участием народных депутатов, ответственных лиц Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ - разработчика и ответственного исполнителя госпрограммы РФ «СЭР АЗ РФ», министров республики В.Н. Черноградского, М.П. Сивцева, Е.А. Борисовой, Г.В. Кириллина.
«На текущий день есть общее концептуальное видение: «Дети Арктики» должны быть отдельной подпрограммой. Это не даст «потеряться» ее целям и задачам, а, следовательно, финансам, результатам среди многих других, решаемых в рамках госпрограммы... Если наша республика добьётся принятия такой подпрограммы в рамках госпрограммы СЭР АЗ РФ, мы сможем в течение короткого времени создать лучшие условия для детей нашей Арктики», - отметил спикер.
По словам инициатора федерального проекта «Дети Арктики», депутата Ил Тумэн Феодосии Габышевой, в случае реализации проекта появится финансовая возможность создать в регионах межрегиональные и международные образовательные учреждения. При защите проекта «Дети Арктики» в федеральном центре парламент республики планирует представить опыт республики по созданию Международной арктической школы, который откроется в сентябре этого года в Якутске.
ВРЕЗКА: В системе общего образования по данным на 20 сентября 2019 года обучается 147 624 учащихся, из них в Арктической зоне – 10 592, количество учреждений – 108. Детей, изучающих языки коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных учреждениях – 2 089 уч., количество учреждений – 21.
Как отметила Феодосия Габышева, сегодня в Якутии, благодаря многолетней системной работы успешно реализуются проекты «Кочевая школа», одобренная в 2005 году на уровне ЮНЕСКО. Кроме того, на уровне ООН от РФ, «Учитель Арктики» в 2010 г, стартовавший при поддержке ЮНЕСКО, далее в 2020 г при поддержке Главы Республики Саха (Якутия).
Проводятся «Ленский образовательный форум» (2016 г) под патронатом ЮНЕСКО, семинары Совета Европы по сохранению языков и историческому образованию, реализуются пилотные проекты по модернизации образования с учётом региональных, этнокультурных и иных особенностей, дифференциации территорий по показателям площади, плотности населения, уровню СЭР, состоянию инфраструктуры и, главное, расширения доступности качественного образования. В июле 2019 г. был проведен Международный детско-юношеский Фест-Форум языков коренных народов «Наследники традиций», посвященный Международному году языков коренных народов, который включен в план мероприятий Федерального агентства по делам народов.
В мероприятиях Фест-Форума приняли участие 327 детей, 34 руководителя, 31 носитель языка и культуры коренных малочисленных народов Севера из 20 районов республики. В рамках работы XVI Республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа&Образовательная марка – 2019» на площадке «Арктическое образование» проведены круглый стол «Проблемы и перспективы развития кочевого образования» и республиканский конкурс «Педагог кочевого образования». Для школ республики разработаны учебные пособия по эвенкийскому языку (4 класс) и литературному чтению на эвенкийском языке (4 класс).
В ноябре 2019 г. в г. Санкт Петербург состоялся II Всероссийский съезд учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Якутию в рамках квоты представили 12 делегатов из числа учителей». В перспективе благодаря внедрению федеральной подпрограммы «Дети Арктики» должны решаться вопросы: здоровья детей в Арктике - полноценное питание, витаминизация, летний отдых, медицинское обеспечение; образования, в том числе финансирования сельских малокомплектные и кочевых школ и детсадов, издания учебников на родном языке, укрепления материально-технической базы; цифрового равенства; кадрового и научного обеспечения задач подпрограммы.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0