КУРС ЦБ: $ 75,86 | 89,06

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева выступила на выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах» в Салехарде.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева выступила на выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Особенности реализации общеобразовательных программ в кочевых школах» в Салехарде.

«Мы приехали, что бы познакомиться с работой кочевых школ. Сегодня кочевое образование не закреплено законодательно и возникают сложности при лицензировании. Мы понимаем, что эта форма обучения в регионе очень востребована, она помогает сохранить языковое многообразие», - отметила Лилия Гумерова.

Председатель профильного комитета Ил Тумэна Феодосия Габышева ознакомила с системой образования коренных народов Севера на примере Якутии, где проводится сбалансированная национальная политика с учётом этно- и социокультурного разнообразия.

Исходя из реальных обстоятельств, модели и типы кочевых школ, разработанные Научно-исследовательским институтом национальных школ республики, варьировались по производству, укладу жизни, территориальной базе, географическим зонам, структуре системы организации, методу обучения.

Как сообщила докладчик, в 2000-х годах была создана основная нормативная правовая база. Приняты следующие республиканские законы: «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений» (2000 г.),  «О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия) (2004 г.), «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» (2008 г.), «О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (2009 г.), «О кочевой семье (2016 г.).

Отдельно парламентарий остановилась на Концепции системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), получившей в 2005 году одобрение ЮНЕСКО. «Главный результат международного проекта – придание официального статуса кочевому образованию. Были внедрены 7 базовых моделей кочевой школы, ставших индикатором признания специфики народов, проживающих в экстремальных условиях на различных территориях мира», - сказала Феодосия Васильевна.

Далее Габышева сообщила, что в 2007 году крупным учёным-североведом, доктором филологических наук, директором Института проблем малочисленных народов Сибирского отделения Российский академии наук Василием Роббеком были разработаны научные основы создания системы образования кочевых народов Севера.

«На тот момент в республике функционировали 10 кочевых школ. Сегодня эта цифра остаётся на том же уровне, вместо закрывшихся открываются новые. В перспективе создание кочевых школ ожидается в селе Юрюнг-Хая Анабарского, селе Утая Верхнеколымского и в селе Намы Булунского районов», - сказала Феодосия Габышева.

Вместе с тем она рассказала о том, как республикой были инициированы флагманский проект ЮНЕСКО «Учителя Арктики» (2010 г.) и проект с участием неправительственной организации «Северный форум», Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, девяти приарктических субъектов России, Королевства Норвегия и Финляндской Республики «Дети Арктики. Дошкольное образование» (2017 г.), названия которых раскрывают их содержание. Феодосия Васильевна отметила еще один реализованный для обеспечения конкурентоспособности детей в международном пространстве проект ­ – Международная Арктическая школа, открывшаяся в г. Якутске 1 сентября 2019 года.

По ее мнению, в те годы удалось значительно улучшить материально-техническую базу учреждений, разработать и издать учебно-методические комплекты по родным языкам и окружающему миру, провести курсы повышения квалификации учителей кочевых школ. 

Кроме того, парламентарий проинформировала о состоянии кочевых школ по материалам межрегионального круглого стола «Образование в условиях кочевья: проблемы и перспективы», организованного Федеральным институтом родных языков народов Российской Федерации (ФИРЯ) 18 марта 2021 года.

Участниками из Республики Саха (Якутия), Амурской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов был отмечен ряд проблемных моментов. Это рост количества групп по подготовке детей к школе, что свидетельствует о повышении престижа кочевого дошкольного образования. С другой стороны – уменьшение количества детей в кочевых школах в результате оттока кадров из оленеводства в отдельных регионах. Это и проблемы в лицензировании образовательной деятельности в условиях кочевья и стойбищ; недостаточный уровень подготовки (кочевых) педагогов; недостаточный уровень ресурсного, в том числе материально-технического, учебно-методического, финансового сопровождения кочевого образования.

Она отметила, что в национальном проекте «Образование» не предусмотрены мероприятия по поставке мобильной лаборатории, передвижного/переносного оборудования, вездеходов, снегоходов и так далее, которые не включаются в перечень расходов на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

В целях улучшения условий для дальнейшего развития кочевого образования Феодосия Васильевна внесла в адрес Министерства просвещения Российской Федерации предложения.

  • придать особый статус кочевому образованию как кадетским школам. Исключить структурные подразделения, реализующие образовательные программы в кочевых условиях, из части 4 статьи 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; внести изменения в часть 15 статьи 91 в части лицензионных требований и условий.
  • обсудить и утвердить на федеральном уровне Концепцию кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни, план действий. Документ разработан ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)». Примерное положение о «кочевом лагере», дополнительные общеразвивающие программы по традиционным видам хозяйствования.
  • в качестве рекомендации органам исполнительной власти регионов Феодосия Габышева предложила рассмотреть возможность включения фестивалей и слётов юных оленеводов, рыбаков и т.д. в программы патриотического и трудового (производственного)  воспитания общеобразовательных организаций в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • утвердить на региональном уровне перечень минимальной оснащенности «кочевых дошкольных групп» и «кочевых школ» (сборные конструкции, мобильные лаборатории, переносное оборудование, планшеты с контекстом, солнечные батареи, министанции, спутниковые телефоны, автотранспорт и т.д.).
  • разработать меры поддержки педагогов кочевого образования в части оплаты труда; предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения; доступности профессионального и дополнительного образования, преимущественно в заочной форме с применением дистанционных технологий. Установить контрольные целевые показатели подготовки педагогов. Разработать профессиональный стандарт «Бакалавр кочевого образования».
  • дополнить критерий отбора педагогов по проекту «Земский учитель» пунктом о степени знания претендентом социокультурных особенностей территории возможного переезда.
  • включить раздел «Кочевая школа» в подпрограмму «Дети Арктики» для совместной реализации с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерством просвещения Российской Федерации.
  • сформировать государственное задание Министерства просвещения Российской Федерации по научно-методическому сопровождению процесса кочевого образования и развития родных языков в качестве языка обучения и воспитания в системе начального и основного общего образования Российской Федерации филиалу Федерального института родных языков народов Российской Федерации в г. Якутске (Якутский филиал ФИРЯ).
  • продолжить деятельность рабочей группы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования в целях закрепления особенностей реализации общеобразовательных программ в «кочевых школах», созданной в 2019 году.

В завершение своего выступления Феодосия Габышева отметила, что задачи, требующие оперативного решения, неоднократно были озвучены ею на различных площадках, в средствах массовой информации, направлены в федеральное министерство, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

«Мы все – единомышленники. Хорошо понимаем, разность цены и ценности ошибок в решении озвученных проблем. Только взвешенный комплексный подход призван сохранить и развивать уникальную цивилизацию кочевых народов, созданную в течение столетий. Позитивные социально значимые процессы призывают использовать арсенал всех возможных средств. Когда люди видят изменения не на словах, а на деле, они становятся активнее, инициативнее, смелее предлагают идеи, значит – добиваются лучших результатов», - резюмировала парламентарий.

Феодосия Габышева выразила уверенность в том, что так мы получим социальный эффект, если решим характерные для многих арктических регионов проблемы.

Пресс-служба Ил Тумэна

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ