КУРС ЦБ: $ 75,57 | 90,01

О том, какие проблемные вопросы возникают на пути реализации республиканского закона «О территориях традиционного пользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС (Я)» шел разговор во время правительственного часа, который состоялся на этой неделе в парламенте.

О том, какие проблемные вопросы возникают на пути реализации республиканского закона «О территориях традиционного пользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС (Я)» шел разговор во время правительственного часа, который состоялся на этой неделе в парламенте.

 В местах традиционного проживания КМНС

С целью сохранения территорий традиционного природопользования для будущих поколений, защиты интересов и прав коренных малочисленных народов Севера, Якутия инициировала статью в закон о «дальневосточном гектаре» о том, что ТТП не попадают под действие этого закона. Но сегодня возникают вопросы, связанные с механизмами реализации регионального закона о ТТП, взаимодействием промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера. Об этом говорила председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева, открывая правительственный час.

Сегодня в Якутии решениями органов МСУ образованы 62 ТТП местного значения, общая площадь которых составляет 165 млн 491 тыс. га, а это 53,7% от общей площади республики. Как отметил заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) Михаил Погодаев, одним из основных вопросов при реализации закона о ТТП является соответствие реестра ТТП местного значения официальному «Перечню мест традиционного проживания малочисленных народов», который утвержден распоряжением Правительства РФ. По словам замминистра, сейчас идет активное обсуждение актуализации и расширения данного Перечня мест, поскольку в период его формирования не был установлен порядок определения и утверждения мест традиционного проживания малочисленных народов.

Михаил Погодаев отметил, что в 2018 году было направлено представление Главы РС (Я) в адрес Председателя Правительства РФ о рассмотрении вопросов по внесению изменений в Перечень мест. Проекты были рассмотрены Федеральным агентством по делам национальностей совместно с Министерством финансов РФ.

«На сегодняшний день для доработки данного вопроса нашим министерством разработана и утверждена распоряжением Правительством РС (Я) рабочая группа, также разработана «дорожная карта» по разработке проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в «Перечень мест традиционного проживания малочисленных народов». Согласно данной «дорожной карты», на сегодняшний день министерством заключен контракт с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера для проведения дополнительных исследований в муниципальных образованиях, планируемых включить в Перечень», - подчеркнул замминистра.

В ходе своего выступления Михаил Погодаев также обратил внимание и на то, что ТТП должны создаваться только в местах традиционного проживания малочисленных народов, тогда как сегодня в республике существуют ТТП, созданные не в местах традиционного проживания.

Еще одним немаловажным аспектом, тесно взаимосвязанным с функционированием ТТП, является проведение этнологической экспертизы. Как отметил замминистра, с начала 2019 года полностью завершено 11 этнологических экспертиз, 19 проектов хозяйственной деятельности проходят экспертизу или находятся на стадии подготовки распоряжений правительства. Всего, за весь период действия закона об этнологической экспертизе проведено 22 экспертизы и оценены убытки на общую стоимость более 537 млн. руб.

«На сегодняшний день министерством разработан и внесен в Госсобрание (Ил Тумэн) проект закона о внесении изменений в закон об этнологической экспертизе, согласно которому предлагается расширить сферу действия закона и на территории традиционного природопользования», - подчеркнул Михаил Погодаев.  

Также замминистра информировал об их работе с муниципальными образованиями в части соблюдения промышленными организациями законодательства об этнологической экспертизе и правового режима ТТП. По его мнению, одной из основных проблем является отсутствие достаточного финансирования в бюджетах муниципальных образований, в связи с чем не проводится должная работа после образования ТТП. По мнению Михаила Погодаева, надо принять следующие меры: утвердить Положение о ТТП местного значения, руководствуясь типовым положением о ТТП, создать при главе муниципального образования наблюдательный совет с правом совещательного голоса из числа землепользователей ТТП, образовать функциональные зоны с различным предназначением и режимом, а также предусмотреть в бюджетах муниципальных образований финансирование для функционирования ТТП.

 

Соглашения с крупными недропользователями

На правительственном часе выступил и заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Николай Додохов. В ходе своего выступления он озвучил ряд предложений, касающихся полноценной реализации прав представителей и объединений коренных малочисленных народов Севера в части охотпользования как традиционного вида хозяйствования.

Сегодня в республике действует 2907 лицензий на право пользования недрами, в том числе 1184 лицензий по участкам недр, выдаваемых Федеральным агентством по недропользованию, 1049 лицензий по участкам недр местного значения и 674 лицензий по сбору мамонтовой фауны. А на территориях традиционного природопользования действует более 1 тыс. лицензий на право пользования недрами. Осуществляют же добычу полезных ископаемых на территории республики 543 предприятия.

Выступивший замруководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии Якутии Антон Андросов отметил, что с крупными недропользователями заключаются отдельные соглашения о сотрудничестве в области социально-экономического развития региона. Так, в настоящее время действует 31 соглашение, заключенное правительством республики с крупными промышленными предприятиями, в рамках которых функционируют созданные совместные рабочие группы, заключаются дополнительно трехсторонние соглашения между родовыми общинами, наслегами. Компаниями осуществляется поддержка в виде материальной помощи, строительства объектов социальной инфраструктуры, поставки товарно-материальных ценностей.

Однако, как отметил Антон Андросов, по некоторым ТТП отсутствуют  географические координаты границ, в связи с чем нет информации о наложении выдаваемых и действующих лицензий на территориях ТТП.

 

Создать рабочую группу

По мнению председателя профильного комитета Ил Тумэна Елены Голомаревой, сегодня на уровне Минпрома необходимо создать постоянно действующую рабочую группу по вопросам реализации республиканского закона о социальной ответственности промышленности по вопросам ТТП. «Это должно действовать постоянно», - подчеркнула парламентарий. 

Заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев задал вопросы, которые касались сбора мамонтовой кости, реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны.

В видеоконференцсвязи также приняли участие заместитель председателя Общественного экологического совета при главе Иенгринского эвенкийского национального наслега Сергей Решетняк, доктор юридических наук, профессор кафедры «Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона» СВФУ им. М.К. Аммосова Татьяна Иванова, заведующая отделом истории и арктических исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Сардана Боякова и другие. В частности, Сергей Решетняк обратил внимание Министерства промышленности и геологии республики, что на территории их наслега работает 21 промышленное предприятие, однако, минимум два предприятия, не состоят на учете в налоговых органах. По словам общественника, никакого контроля за недропользователями нет. На что Антон Андросов ответил, что ситуацию министерство возьмет на контроль.

Доктор исторических наук Сардана Боякова, которая представляла Институт гуманитарных исследований, говорила о применении республиканского закона о ТТП при проведении этнологической экспертизы.

«В настоящее время закон о ТТП становится очень важным инструментом при проведении именно этнологической экспертизы. С одной стороны, у нас есть региональный закон, но, с другой стороны, до настоящего времени Перечень мест, где проживают КМНС, до сих пор не утвержден. Работа ведется», - подчеркнула она.   

Сардана Боякова обратила внимание, что все еще не разработаны механизмы, предусмотренные в данном законе, относительно методики возмещения и расчета причиненных убытков в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах ТТП и традиционной хозяйственной деятельности, для государственных и муниципальных нужд. По мнению ученого, необходимо восстановить финансирование программы документирования земель и объектов традиционной хозяйственной деятельности, проведения кадастровых и землеустроительных работ. Это позволит не только оформить земельные права, но и правильно оценивать возможный ущерб при изъятии земель или промышленном освоении.

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ