Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -24 oC
КУРС ЦБ: $ 71,53 | 82,83

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 3 марта 2021 года состоялся «Час эксперта» с участием к.ю.н., заведующей кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова Альбины Степановой по вопросам приведения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 3 марта 2021 года состоялся «Час эксперта» с участием к.ю.н., заведующей кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова Альбины Степановой по вопросам приведения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Мероприятие, в котором принимали участие народные депутаты РС (Я), представители исполнительной власти, общественники, прошло в онлайн формате. Видеозапись будет доступна на канале Ил Тумэн. Модератором «Часа эксперта» выступил спикер парламента Якутии Петр Гоголев.

Он сообщил, что «Час эксперта» по данной теме организован в рамках проведения публичных мероприятий по обсуждению запланированных изменений в Основной закон РС (Я) и текущее законодательство региона. Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) напомнил, что распоряжением Главы РС (Я) от 14 июля 2020 года была создана рабочая группа, которая, проведя большой объем работы, внесла на рассмотрение Ил Дархана предложения. Сегодня ведется работа по организации публичных обсуждений. Петр Васильевич отметил, что неоднократно встречался с главой республики насчет изменений, которые планируют инициировать в основной закон и региональное законодательство органы государственной власти, также поступают инициативы от субъектов законодательной власти, граждан, которые подсказывают в каком направлении работать над совершенствованием законодательства.

Гостя «Часа эксперта» Альбину Степанову спикер парламента Якутии представил, как одного из ведущих специалистов в области конституционного права, защитившей в свое время кандидатскую диссертацию на тему "Система высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия)". В разные годы в составе рабочих групп она принимала активное участие в разработке предложений по внесению изменений, дополнений в Конституцию РС (Я).

Альбина Афанасьевна, в свою очередь, выразила признательность за приглашение и возможность выступить по важнейшему и основополагающему вопросу. В своем выступлении к.ю.н., заведующая кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова отметила ряд ключевых моментов.

Конституция - это базовый фундаментальный документ государства, и вносимые поправки влияют на изменение всего законодательства, в том числе и в его субъектах: "Конституции и уставы субъектов РФ, как базовые документы составных частей федеративного государства, в обязательном порядке подлежат изменению, если меняется федеральная конституция".

Она начала свое выступление с исторического экскурса, отметив, что Конституция Республики Саха (Якутия) была принята раньше Конституции Российской Федерации. Соответственно с принятием основного закона страны, претерпела изменения. Новые нормы вводились с регулярностью раз в десять лет, что, по мнению Степановой, является закономерным явлением для развивающегося федеративного государства.

Конституционное законодательство не является застывшим элементом, которое не подлежит изменениям. Когда меняются обстоятельства, законодательство может меняться. И поскольку Российская Федерация сегодня имеет в международном сообществе собственные позиции и представления, могут быть изменены и конституция и законодательство страны.

При этом Альбина Степанова не спешит разделять новые поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации, на две общепринятые основные группы: «Я бы не хотела разделять поправки на два блока, так как социальный блок поправок приводится в главе 3 Конституции РФ, которая посвящена федеративному устройству – базы, основного ориентира для субъектов РФ, поэтому данные поправки имеют такой же фундаментальный характер, как и изменения, связанные с суверенитетом. Они влияют на организацию не только законодательных органов субъектов  РФ, но и на основы, на которых устроено все Российское государство».

Далее Степанова представила сравнительную таблицу и сделала обзор изменений, отраженных в главе 3 Конституции РФ, отметив ряд, на ее взгляд, любопытных моментов.

О создании федеральных территорий

«В статье 67 указано, что помимо субъектов в Российской Федерации могут быть созданы федеральные территории. В теории конституционного права федеральные территории – это территории, в которых осуществляется только федеральное управление без власти субъектов федерации. Такие территории имеются во всех 25 федеративных государствах мира, за исключением нашей страны, где данная форма управления только начинает проявляться.

С 22 декабря 2020 года в России существует одна федеральная территория «Сириус», образованная на территории города Сочи, и имеющая скорее научно-образовательный акцент. Модели управления федеральных территорий скорее будут схожи с моделями управления закрытых административно-территориальных образований, которые у нас в стране существуют давно. На сегодняшний день нет закона, который бы определял, что такое федеральные территории в целом», - отмечает эксперт.

О социальных функциях государства

Альбина Степанова также подробно остановилась на функциях социального государства, о которых речь идет в ст. 67.1 главы 3 Конституции РФ, в одной из частей статьи дети обозначены, как «важнейший приоритет государственной политики России». «Сегодня вопросы воспитания патриотизма, гражданственности уже обсуждаются для внесения в региональную конституцию. Предстоят изменения и в закон «Об образовании», так как вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. Согласно новым поправкам, вузы также начнут заниматься очень серьезной воспитательной работой в соответствии с требованиями федерального законодательства», - говорит она.

Далее эксперт обратила внимание на роль культуры, которая закреплена в Конституции РФ новой 4 частью в ст. 68 главы 3: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». «Считаю, что эта норма претендует на норму основополагающего характера».

О системе единой публичной власти

Акцент отведен на понятие единой системы публичной власти, введенном в пункте г) ст. 71 главы 3. «Согласно определению, данном в ФЗ «О Госсовете», принятом в декабре 2020 года, системой публичной власти является единая система всех форм власти в Российской Федерации. На этот счет имеются споры научного характера, так как федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, являются совершенно разными ветвями власти. Но, если исходить из того, что они оба принадлежат народу, а государственная власть передает свои полномочия для реализации муниципальной власти, то они выстроятся в единую систему. Госвласть сегодня активно содействует осуществлению местной власти».

Общественное партнерство, солидарность поколений, доверие - новый вид взаимодействия государства и граждан

Альбина Афанасьевна также обратила внимание на пункт ж) ст. 72 по формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Эксперт считает, что страна постепенно переходит к западной модели управления, перекладывая ответственность за здоровье граждан «со своих плеч» на самих жителей.

«В Советском Союзе социальным государством считалось государство, которое брало заботу о гражданах на себя. Мы переходим сегодня к общественному партнерству при формировании социального государства. Ответственность за здоровье государство перекладывает на самих граждан, что характерно для западных стран, поэтому небольшое, казалось бы, изменение по формированию культуры ответственного отношения к своему здоровью, повлечет огромные изменения в законодательстве», - считает эксперт.

В части 6 ст. 75 вводятся новые принципы социального обеспечения граждан, не охваченные в предыдущей главе Конституции РФ.

«Пенсионное обеспечение граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Данное конституционное закрепление говорит о том, что молодое поколение будет ответственно за пенсионное обеспечение пожилого поколения. Российское государство постепенно отходит от возложения бремени ответственности заботы о гражданах только на себя. Это повлечет за собой однозначно изменения в законодательстве. Речь идет о социальном партнерстве».

Альбина Степанова также обратила внимание на ст. 75.1., которая вводит новый принцип взаимного доверия государства и общества:

«В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».

«Теперь принцип социального государства будет интерпретироваться совершенно по-другому - на основе взаимного доверия государства и общества. Конституционная формулировка взаимного доверия означает повышение ответственности человека за свое благополучие. Далее идут такие нормы, как социальное партнерство и солидарность. Таких норм и формулировок нет ни в одной конституции мира. Эти нормы налагают особую ответственность на государство, как политической организации народа, а значит, прежде всего, повышают роль депутатов, как представителей народа», - считает эксперт.

Быть или не быть профессиональным депутатам

«Депутаты должны будут принимать законы, которые касаются определения политической солидарности. Эта новелла, над которой надо думать», - говорит она. Степанова подчеркнула, что в настоящее время актуальным становится вопрос о профессиональной составляющей законодательных органов субъектов РФ. Альбина Афанасьевна представила обзор вариантов осуществления депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, как того рекомендуют изменения в конституции страны, подчеркнув, что главным ориентиром для работы народных избранников должно стать не количество законов, а качество.

«Быть профессиональным депутатом или не быть профессиональным депутатом. Разговоры на эту тему присутствуют давно, начиная с 90-х годов. Самое главное в этих правовых позициях – принцип равенства. Каждый депутат должен иметь возможность работать на постоянной основе, тем самым обеспечивается принцип равенства статуса депутатов, парламентарии в равной мере могут участвовать в осуществлении функций законодательного органа».

Эксперт привела пример зарубежных государств, где законодательные органы субъектов работают не на профооснове. Они называются не парламентами, а регистратурами, законодательными органами. Каждое государство выбирает свою систему, основываясь на продуктивности и эффективности законодательной деятельности. Законы должны приниматься по мере необходимости, а не потому, что законодательный орган должен инициировать какие-то законы. Задача депутата – не инициировать законы, а принимать качественные законы, которые обеспечивали бы потребность народа. Качество законов – это и есть критерий эффективности работы законодательного органа, говорит эксперт.

Она рассказала о 4 вариантах, когда в закорганах субъектов РФ депутаты осуществляют деятельность на постоянной профессиональной основе.

Первый вариант, это когда все депутаты работают на постоянной основе. Пример: депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и парламента Чеченской республики. Второй вариант, это когда парламентарии осуществляют свою деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением Председателя и двух его заместителей, реализующих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, как на примере Народного хурала (Парламента) республики Калмыкия.

Третий вариант - организация работы Народного Собрания Республики Дагестан, где депутаты осуществляют свои полномочия в большинстве своем на непостоянной основе, то есть без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Народное Собрание Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Народного Собрания, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей. Часть депутатов в количестве 40 человек работает в Народном Собрании Республики Дагестан на постоянной профессиональной основе. Любой депутат может претендовать по своему заявлению на работу на постоянной основе.

Четвертый вариант – пример Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и Татарстана, где часть депутатов работают на постоянной основе по должностям.

Сазать, что тот или иной вариант является предпочтительным, невозможно, все зависит от эффективности работы законодательных органов. Сегодня в стране нет двухпалатных парламентов, раньше были, но постепенно законодательные органы субъектов РФ все перешли на однопалатную систему. Возможность сокращения числа депутатов, который дает ФЗ – нужно будет обсуждать, и принимать только тогда, когда это действительно необходимо, считает эксперт. Она напоминает также, что при выборе формы работы законодательного органа субъекта нельзя ставить во главу угла бюджетные вопросы, о чем говорится в постановлении Конституционного суда. Согласен ли народ содержать такое количестсво постоянно действующих депутатов без публичных обсуждений, по ее мнению, решить невозможно.

Далее эксперт ответила на уточняющие вопросы парламентариев. Спикер парламента Якутии поблагодарил Альбину Афанасьевну за интересную дискуссию и пожелал крепкого здоровья, счастья благополучия, поздравив с наступающим Международным женским днем – 8 марта.

Завершая работу «Часа эксперта», Петр Гоголев сообщил, что сегодняшняя встреча стала одним из первых публичных обсуждений по вопросам приведения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Общественные обсуждения с привлечением экспертов и общественности будут продолжаться. Во второй декаде месяца запланировано проведение круглого стола, 9 марта 2021 года состоится заседание Общественно-консультативного совета при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 19 марта 2021 года будет организована дискуссионная площадка «Открытый парламент», посвященная регулированию вопросов отцовства, материнства, детства сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ