Председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева попросила дать толкование пункта 8 статьи 38 Конституции РС (Я).
Основанием к рассмотрению стала неопределенность в части полномочий республики по образованию целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера.
Парламентарий в своем обращении, указывая на положения пункта 4 статьи 6 ФЗ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», формулирует, что федеральным законодательством установлено право органов госвласти субъектов РФ по выделению бюджетных средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) РС (Я) в ведении республики находится формирование и утверждение государственного бюджета, установление республиканских налогов и сборов; образование целевых фондов, в том числе фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера.
Согласно части 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса РФ фондом в целях настоящего Кодекса признаётся унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Понятие «внебюджетные фонды» исключено из Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2007 году.
По мнению народного депутата республики Е.Х. Голомаревой, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) образование целевых фондов находится в ведении государства - Республики Саха (Якутия), возникает неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
В том числе:
- подразумевается ли создание государственного целевого фонда социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера, финансируемого из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) или финансируемого за счет добровольных имущественных взносов;
- будет ли этот фонд социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера юридическим лицом, либо будет осуществлять деятельность без создания юридического лица (закрытый паевой инвестиционной фонд (обособленный имущественный комплекс) без образования юридического лица);
- полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в отношении фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера;
- организационно-правовая форма и нормативное правовое обоснование создания и функционирования фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера и т.д.
Следующим в ходе заседания было проведено слушание по обращению народного депутата республики Софрона Афанасьева.
В своем обращении в Конституционный совет Якутии народный депутат республики заявил о необходимости проверки соответствия Конституции (Основному закону) РС (Я) части 2 статьи 3 Закона РС (Я) от 20 декабря 2017 года 1935-3 N 1427-V «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг».
Согласно этой части статьи, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшейся за три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган социальной защиты населения получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
По мнению заявителя, положение части 2 статьи 3 вышеуказанного закона республики ставит граждан, имеющих подтвержденную задолженность, в неравное правовое положение с гражданами, состоящими с ними в одной категории, и обладающих правом на аналогичные меры социальной поддержки.
Тем самым данное положение противоречит Конституции (Основному закону) РС (Я), ее статьям 3 (часть 2) и 15, согласно которым государство осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей; граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств.
Основанием к рассмотрению настоящего обращения явилась обнаружившаяся неопределенность в установленном частью 2 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2017 года 1935-3 N 1427-V «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг» правовом регулировании отношений в сфере реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вопросе о том, соответствует ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) данное законоположение.
В силу того, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и Конституционный совет РС (Я) дает заключения по существу вопросов, рассматриваемых им обращений о проверке конституционности соответствующего правового регулирования, руководствуясь Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Основным законом) РС (Я), надлежащая конституционно-правовая оценка указанного законоположения может быть дана лишь в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами федерального законодательства и нормативных правовых актов региона, регулирующими отношения в сфере реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в контексте с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
В ходе слушаний были заданы уточняющие вопросы и выслушаны мнения всех сторон – парламентариев, членов правительства, конституционных советников. Завершая заседание, председатель Конституционного совета РС (Я) Петр Гоголев сообщил, что результаты рассмотрения обращений будут вынесены 4 мая 2023 года.
Комментируя итоги заседания, народный депутат республики Софрон Афанасьев отметил, что вопрос является очень интересным, и сказать каким будет решение Конституционно совета сложно:
«Сегодня в ходе проходивших слушаний некоторые органы госвласти дали заключение о том, что закон республики не противоречит жилищному законодательству. Вместе с тем, Прокуратура РС (Я), изучив вопрос, отметила, что есть моменты, которые стоит рассмотреть, поскольку задолженность могла образоваться по уважительным причинам, связанным с состоянием здоровья или задержкой заработной платы и т.д.
Ко мне обратились избиратели, пенсионеры, они рассказали, что государственный орган, который должен их поддерживать социальными региональными субсидиями на оплату коммунальных услуг, не может принять положительное решение из-за имеющихся задолженностей. Я посмотрел закон, и увидел, что недочет заключается именно в положении, установленном профильным НПА. Поэтому я обратился в Конституционный совет РС (Я), чтобы они приняли решение.
Как народный депутат республики я обязан поддерживать избирателей и в случае дальнейшего рассмотрения вопроса, буду выходить с законодательной инициативой на Государственное Собрание (Ил Тумэн)», - сообщил парламентарий.
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0