Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -14 oC

Возобновил свою работу пресс-клуб Ил Тумэна, на котором будут обсуждаться наиболее актуальные и острые темы, стоящие перед обществом в целом и Якутией в частности. Первой темой нынешнего сезона стало развитие малой авиации в регионе, и, без сомнения, это стало наилучшим выбором для работы дискуссионного клуба. 

В числе участников были министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Владимир Сивцев, народные депутаты Павел Петров, Виктор Губарев, представители предприятий и общественных организаций авиаотрасли, журналисты. 

Возобновил свою работу пресс-клуб Ил Тумэна, на котором будут обсуждаться наиболее актуальные и острые темы, стоящие перед обществом в целом и Якутией в частности. Первой темой нынешнего сезона стало развитие малой авиации в регионе, и, без сомнения, это стало наилучшим выбором для работы дискуссионного клуба. 

В числе участников были министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Владимир Сивцев, народные депутаты Павел Петров, Виктор Губарев, представители предприятий и общественных организаций авиаотрасли, журналисты. 

О том сложном состоянии, в котором находится малая авиация в Якутии, плотно заговорили нынешним летом. Бушующие по всей территории республики пожары, словно лакмусовая бумага, наглядно показали, что малой авиации в том виде, которую мы помним по советским фильмам, попросту больше не существует. 

Между тем, именно она связывала на Крайнем Севере друг с другом почти все, даже самые малые, посёлки. Автор этих строк прекрасно помнит, как в своё время из Мирного до поселка Чернышевский, который и находится то всего в 70 километрах от города, как автобус (три раза в день!!!), курсировал трудяга Ан-2. 

Для большей наглядности приведу такие цифры. Якутия – крупнейший российский регион, который занимает почти пятую часть всей территории страны. В то же время в рейтинге российских регионов по количеству АЗС на 1000 километров мы занимаем 76-е место,  по плотности автомобильных дорог общего пользования – 80-е, по относительной протяженности дорог с твердым покрытием  - лишь 84-е. При этом в зоне сезонного транспортного сообщения находится 91% территории республики, а 25 районов из 34 с центром и близлежащими районами не имеют надежной транспортной связи. 

В социальных сетях стали попадаться сообщения о том, что кое-где даже начали заново строить дороги, заброшенные много десятилетий назад, – для того, чтобы попасть из одного поселения в другое. 

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы развитию малой авиации в Якутии уделяется повышенное внимание. В частности, создание условий для развития малой авиации и формирование опорных точек частной авиации в районных центрах с учетом существующих аэропортов и посадочных площадок включены в цели Стратегии социально-экономического развития РС(Я) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. 

1

Правительство Якутии в 2019 году утвердило Концепцию развития малой авиации и авиации общего назначения в республике. 23 мая 2019 года был проведён круглый стол по проблемам развития воздушного транспорта в РФ. В Ил Тумэне действует соответствующая рабочая группа, которая занимается вопросами развития малой авиации, решения ее проблем, вопросов ее финансирования. 

Тем не менее, вопрос решается далеко не так быстро, как это необходимо республике и особенно ее северным, арктическим улусам, а, значит, людям. По мнению участников встречи, всё упирается в несколько краеугольных камней, и первым из них является финансирование.  

Руководитель рабочей группы Ил Тумэна по выработке предложений в госбюджет по развитию малой авиации, председатель  парламентского Комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров озвучил такие цифры. По информации Минтранса Якутии, на содержание посадочных площадок в регионе сегодня расходуется 25 млн. рублей ежегодно. А в республике их 170. Сами понимаете, этих сумм явно недостаточно для их восстановления. И это только один момент. 

Павел Петров внес предложения, которые помогут снизить издержки для восстановления заброшенных и совершенствования работы ныне действующих площадок. В частности, Минтрансу РС(Я), совместно с Минстроем республики, необходимо разработать типовой проект авиаплощадки, провести расчёт потребности количества самолётов малой авиации для обеспечения необходимых объёмов перевозок. 

Также необходимо предусмотреть ежегодное включение в бюджет республики государственных гарантий для авиакомпаний малой авиации, чтобы они стали получателями субсидий от Правительства РФ. 

Председатель регионального отделения ДОСААФ РФ Сергей Соболев отметил, что ДОСААФ России готов подписать соответствующие документы с заинтересованными республиканскими структурами для устранения текущих проблем в работе. Эта старейшая структура, которая в будущем году отметит своё 95-летие и может и впредь быть надёжным партнёром в решении проблем малой авиации Якутии. 

Заместитель генерального директора по производству ФКП «Аэропорты Севера» Андрей Медведев отметил, что в предприятие входят 28 аэропортов и три посадочные площадки. Объединение их в одну структуру позволило существенно снизить затраты и сохранить тарифы на относительно приемлемом уровне. Нынешние тарифы уже не поднимались с декабря 2018 года, несмотря на инфляцию и другие негативные факторы. 

В предприятии действуют различные программы по предоставлению скидок для перевозчиков, и Медведев выразил надежду, что это будет привлекательно для перевозчиков, чтобы последние увеличивали объёмы полетов. 

Предприятие получает субсидии из соответствующих федеральных структур, которые, к сожалению, за прошедшие три года были снижены на 15%. 

Из многих болевых точек, министр транспорта Владимир Сивцев отметил отсутствие соответствующего светосигнального оборудования в аэропортах. Из 170 площадок 99 используется под выполнение социально значимых рейсов. И только 11  имеют светосигнальное оборудование. Поэтому он поддержал инициативы Ил Тумэна о выделении соответствующего финансирования для решения этого вопроса.

По словам председателя Ассоциации малой авиации РС(Я) Ивана Лукина, при должном развитии малой авиации в республике может быть решён целый блок вопросов, в том числе снижена стоимость авиаперевозок внутри республики. 

238

Тем не менее, по мнению Ивана Владимировича, самой большой проблемой сегодня являются не высокие тарифы, не устаревший парк самолётов с советскими воздушными судами, а кадровая  проблема. Сегодня во всей России ни один авиационный центр, ни одно училище не готовят, не переучивают и не ведут переподготовку кадров на самолёты Ан-2.

– Поэтому мы довольствуемся тем, что осталось от Советского Союза. Первейшей задачей сегодня является подготовка экипажей, - сказал он.

Второй проблемой является то, что, кроме Ан-2, нет никаких сопоставимых с ним самолётов. Будет самолёт «Байкал», который собираются выпускать, но, в лучшем случае, он войдёт в строй не раньше 2025-26 годов. Кроме того, «Байкал» рассчитан на перевозку 9 пассажиров.

Но статистика показывает, что из небольших поселений численностью до тысячи человек обычно летают 2-5 пассажиров. А планов по созданию таких самолётов у российского Минпромторга на сегодня нет. Получается, что пока мы без импортных самолётов не обойдёмся. Хотя это явно не лучший вариант.

Кроме того, есть сложности с приобретением самолётов по программе лизинга. И, конечно, важной задачей является снижение налоговой нагрузки.

– Сегодня авиакомпания обложена налогами, как супермаркет. Это НДС, акцизы и многое другое, что буквально душит авиацию, – подчеркнул Лукин.

В своём выступлении главный редактор газеты «Забота-Арчы», депутат районного совета Вилюйского улуса Василий Мандаров обратил внимание участников, что авиация - крайне необходимая составляющая инфраструктуры, которая позволяет решить проблему транспортировки маломобильного населения. Говоря о кадровом дефиците, он отметил, что одной подготовки пилотов недостаточно. Он предложил включить в концепцию развития авиации подготовку всего перечня персонала авиаспециалистов. 

Депутат Ил Тумэна Виктор Фёдоров отметил, что уже семь лет мы занимаемся вопросами развития малой авиации в республике, и, по его мнению, люди, проживающие на севере, «подвергаются самому настоящему транспортному геноциду», а выделяемые средства порой вынужденно тратятся неразумно.

– Например, на санитарный рейс отправляется целый вертолёт Ми-8, один час полёта которого  стоит 450 тысяч рублей. А ведь это можно делать малой авиацией, с затратами в 5-10 раз меньше, - отметил он.

Также большой проблемой является закрепляемость на местах, в улусах  молодых авиаспециалистов. Кроме того, новые требования к работе аэропортов, которые принимаются на федеральном уровне, порой приравнивают друг с другом столичный аэропорт и маленький улусный со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Виктор Губарев в своём выступлении так описал ситуацию: «Нам пора объявлять чрезвычайную ситуацию в этом вопросе».

– Если в советское время в воздух поднимались до сотни самолётов авиалесоохраны, то сегодня, в лучшем случае, -  5-6. Между тем, лесной фонд на территории Якутии и Иркутской области составляет 33% от всего лесного фонда России, и он фактически никак не обслуживается.

– У нас этим летом не было транспорта, люди сами собирали деньги на бензин для групп пожаротушения. Но, самое главное, не было авиации.

При этом было принято множество документов, но они не исполняются. На мой взгляд, нет никакого контроля за исполнением принятых ранее постановлений, решений и других документов. Нам нужно проанализировать ситуацию, обратиться в комитет Государственной Думы по региональной политике и в комитет по Арктике и провести выездное заседание по вопросам малой авиации.

Также он обратил внимание присутствующих на то, что необходимо ввести 100-процентное субсидирование на организацию межрегиональных перевозок. А принимая те или иные законы, сразу предусматривать соответствующее финансирование для их выполнения. Например, муниципальные образования сегодня являются ответственными за состояние посадочных полос, но деньги на их содержание из вышестоящих бюджетов не выделяются. Возникает вопрос – как они могут сохранить полосу в пригодном для полетов виде?

Также он отметил, что в таком же плачевном состоянии находится метеообслуживание. Сегодня сокращена сеть метеостанций и точный прогноз стало невозможно получить. А ведь это важная составляющая часть безопасности полётов.

Говорили присутствующие и о ряде другим проблем. Не будем утомлять читателей всеми подробностями. Думаем, что из приведённых комментариев и так понятно, что вопрос нуждается в кардинальном решении. Слишком долго к малой авиации относились как к чему-то незначительному, и сегодня сама жизнь показала нам ошибочность этой точки зрения.

Кстати, в Соединённых Штатах есть такое понятие, как «Генеральная авиация». Вы думаете это «Боинги», «Эйрбасы» и прочие «великаны»? Увы, нет. Так называется класс тех самых двух-четырёх-шестиместных и прочих малых самолётиков и вертолётов, которые бороздят небо Америки. Не малая, не гражданская, а генеральная. Чувствуете разницу в отношении к отрасли? То-то же!

По словам одного из участников сегодняшней дискуссии, малая авиация, ни много ни мало, является составной частью военной и национальной безопасности России и её суверенитета. И это верно.

И помните фильм «Небесный тихоход»? Именно такие маленькие самолётики и в мирное, и, тем более, в военное время являются той опорой, без которой становятся беспомощны такие гиганты, как «Русланы», Ил-76 и прочие большие самолёты. Всё необходимое для того, чтобы решить проблему у нас есть. Пришло время перейти от слов к делу.

Олег Шапошников 

Парламентская газета "Ил Тумэн" №39 (2283) 8 октября 2021 г.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением