- Альбина Афанасьевна, несколько слов о конституционном развитии республики. Какие основные изменения вносились с момента ее принятия и с чем они были связаны?
- Конституционно-правовое развитие Республики Саха (Якутия) как составной части Российской Федерации обусловлено многими факторами. Основным из них является существование единого правового пространства в Российской Федерации и верховенство в этом пространстве Конституции РФ. Соответственно, конституционно-правовое развитие республики находится в прямой зависимости от конституционно-правового развития Российского государства. За 26 с половиной лет, со дня принятия Конституции РФ, Россия прошла довольно насыщенный путь конституционного развития.
Разумеется, изменения федеральной Конституции так или иначе оказывают влияние на все процессы - политические, правовые, экономические и другие, происходящие в субъектах РФ, в том числе, и в Республике Саха (Якутия). Иными словами, Конституция республики является живым, развивающимся документом, реагирующим на потребности меняющейся общественно-политической ситуации.
Избежать изменения конституций в принципе невозможно, весь мировой опыт показывает, что через этот опыт приходится проходить государствам при любых системах. Конституционное законодательство может и должно меняться. Оно должно соответствовать потребностям общества. Применительно к субъектам федеративных государств проблемы совершенствования их конституционных актов дополняются задачей приведения последних в соответствие с федеральными актами. Разумеется, необходимость корректировки законодательства субъектов РФ при изменении федерального законодательства совершенно обоснована. Федеральное законодательство, будучи законодательством всего государства, устанавливает принципиальные, базовые начала для нормотворчества последних. И, надо заметить, практически все изменения в Конституцию РС (Я), внесенные в последние годы, были обусловлены необходимостью приведения Конституции РС (Я) в соответствие с федеральным законодательством.
- Какие поправки в Конституцию РФ Вы считаете основными? На что они направлены? Как в целом можно охарактеризовать конституционное развитие нашей страны и регионов.
- Условно все поправки можно разделить на две большие группы: касающиеся социально-экономической сферы и касающиеся государственного устройства. Обе группы важны, но мне, как государствоведу, более интересны поправки из второй группы. Если поправки, связанные с социально-экономической сферой, в целом направлены на улучшение благосостояния народа и уже были апробированы в действующем законодательстве: минимальный размер оплаты труда, пенсионные выплаты, защита семьи и детей и др., то блок поправок, касающийся государственного устройства, может претендовать на его определение как конституционной реформы. Внесенные поправки касаются не только отдельных элементов организации государственной власти, но и ее фундаментальных начал.
Поправки заставляют заново пересмотреть, переосмыслить пути реализации указанных основ. Поправки достаточно серьезно меняют сложившиеся представления о разграничении государственной власти и местного самоуправления, о федеративном устройстве, о разделении властей, а также о распределении полномочий между органами государственной власти. Насколько необходимы и своевременны поправки, покажет время.
- Насколько изменится существующий баланс системы разделения властей? Что повлечет за собой увеличение роли Госсовета?
- Думается, действующий в России механизм разделения властей изменится довольно существенно. В первую очередь это касается положения Президента в системе разделения властей. Изначально он был выведен за пределы этой системы. Согласно Конституции РФ Президент, занимая особое место в системе органов государственной власти, не входил напрямую ни в одну из трех ее ветвей. Являясь главой государства, он стоял над ветвями власти и осуществлял обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Вместе с тем, де-факто Президент РФ осуществлял функции главы исполнительной власти. Это выражалось в широком объеме его полномочий не только по отношению к Правительству РФ, но и ко всем органам исполнительной власти, в том числе и к органам исполнительной власти субъектов РФ. И поправки, внесённые в статью 110 Конституции РФ.: «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации» на конституционном уровне закрепляют его роль в исполнительной ветви власти. Таким образом, Президент одновременно становится главой государства и главой исполнительной власти. Следовательно, в системе разделения властей произошли существенный изменения: Президент отныне является составной частью исполнительной власти. Надо отметить - такое положение главы государства не является особенностью российской системы государственной власти. Оно характерно для государств с президентской формой правления, в которых именно президент (глава государства) является главой исполнительной ветви власти.
Что касается Государственного Совета, то придание ему конституционного статуса, разумеется, повышает его роль. Тем не менее, он, как и был, так и остаётся совещательным органом, не могущим принимать самостоятельные властные решения. Как определено в обновленной редакции статьи 83 Конституции РФ, Президент формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Думается, состав Госсовета, состоящий в том числе и из глав субъектов РФ, позволит ему достаточно эффективно реализовать возложенные на него задачи.
- Каких изменений стоит ожидать в республиканском законодательстве в связи с внесением изменений в Конституцию РФ уже в ближайшее время?
- Как предполагают исследователи, для реализации положений поправок потребуется принятие около 100 федеральных и конституционных законов, и предстоит внести изменения в не менее 650 конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. Подчеркивается необходимость принятия законов о единой публичной власти, о Государственном Совете РФ, о федеральных территориях и пр. Что касается главы 3 «Федеративное устройство», то поправки внесены в большинство статей. Кроме того, введены новые статьи – 67.1, 75.1 и 79.1.
Эти изменения и дополнения также условно можно разделить на две группы. Первая группа касается в целом федеративного устройства, то есть, России как субъекта внутригосударственных (федеративных) и межгосударственных отношений, а также вопросов защиты государственной суверенитета, государственного единства, патриотического воспитания и пр. А вторая группа либо прямо, либо опосредованно (посредством определения предметов ведения и полномочий) имеет отношение к субъектам Федерации. Обе эти группы существенным образом повлияют на содержание законодательства субъектов. И первая, и вторая группы затрагивают условия – общие и (или) конкретные - функционирования органов власти, определяют содержание деятельности органов государственной власти, в том числе, и органов власти субъектов Федерации. Исходя из этого предполагается достаточно объемный пласт законодательной работы: изменению и дополнению подлежит все законодательство, определяющее и устанавливающее полномочия органов публичной власти во всех сферах их деятельности.
Например, в социальной сфере. Ст. 72 Конституции РФ, закрепляющая вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, дополнена нормами, которые касаются сельского хозяйства, молодежной политики, обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Исходя из того, что эти вопросы находятся в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, для обеспечения приведения в соответствие с обновленными конституционными нормами, в обязательном порядке будут изменены, дополнены либо приняты соответствующие законы субъектов РФ. Также подлежат изменению законы, касающиеся трудовых и социальных гарантий.
Далее, образование федеральных территорий на месте бывших территорий субъектов РФ также повлечёт за собой изменения не только в законах, но и в конституциях и уставах субъектов. Помимо этого меняется нормативно-правовое регулирование функционирования административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.
Особо следует обратить внимание на обновленную часть 3 статьи 77 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), перечень которых допускается расширять федеральным законом. Следовательно, субъекты федерации будут обязаны привести свои законодательные акты в соответствие с федеральным законодательством.
Также закрепление в статье 131 Конституции Российской Федерации права органов государственной власти субъектов РФ на участие в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом, повлечёт за собой изменение законов субъектов РФ. В целом, предстоит большая работа по приведению законодательства республики в соответствие с уже действующей Конституцией РФ. Вероятно, процесс займет довольно длительное время, и предугадать какие законы будут приняты первыми, довольно сложно. Все зависит от степени подготовленности необходимой материально-технической базы для реализации конкретного закона и степени актуальности регулирования тех или иных отношений.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0