Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

В Комдрагмете Национальный художественный музей организовал выставку по случаю большой юбилейной даты со дня рождения Ивана Васильевича Попова. В этом году мы отмечаем 150-летие основоположника якутского профессионального изобразительного искусства.

В Комдрагмете Национальный художественный музей организовал выставку по случаю большой юбилейной даты со дня рождения Ивана Васильевича Попова. В этом году мы отмечаем 150-летие основоположника якутского профессионального изобразительного искусства.

Я думала там увидеться с краеведом Люцией Саввичной Поповой, в своё время открывшей для меня эту многогранную личность. Она обивала пороги музеев, редакций республиканских изданий, добиваясь внимания к бесценному творчеству первого профессионального художника Якутии, много писала о его подвижничестве, переживала за сохранность картин...

И вдруг это произошло. Одна, вне всякого сомнения, гениальная работа Любови Борисовой, и теперь все говорят: «А этот тот самый, который "Не хороните меня без Ивана"?». Невероятная работа, вознесшая, наконец, Ивана Васильевича Попова на заслуженный пьедестал: о нём заговорили, им стали гордиться, слава о нём разнеслась по центральным городам России...

Но, как и много лет назад, когда в начале века я публиковала в газете «Якутия» о нём статьи, мне снова не дает покоя один, как мне кажется, закономерный вопрос. Ни одно художественное учебное заведение Якутска не носит имени основоположника якутского профессионального изобразительного искусства Ивана Попова. Нет ему памятника. При том, что первую иконописную и художественную мастерскую в Якутске открыл именно он, Иван Попов.

Элита якутской интеллигенции, заложившей основы расцвета национальной культуры, коллекционер, этнограф, действительный член Императорского Русского географического общества, он также многое сделал и в области археологии, народной медицины, фольклора, художественной фотографии, на учительском поприще.

1231

1237

Благодаря ему крупнейшие музеи Америки, Германии, Франции, Москвы и Санкт-Петербурга донесли до сегодняшних дней и понесут дальше — для наших потомков — артефакты традиционной культуры Якутии. Спасибо, первому вице-спикеру Госсобрания (Ил Тумэн) Александру Жиркову удалось организовать экспедиции в музеи перечисленных стран для описания богатейшей якутской коллекции и издания каталога, составившего четыре пухлых тома — вернуть таким образом республике её культурное достояние.

Старший внук протоиерея Димитриана и его любимец Иван Васильевич родился 7 мая 1874 года в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутской области. 

Образцом для подражания, конечно, был любимый дедушка — батюшка Димитриан сам писал иконы для каждого родившегося в семье ребёнка. Ваня же взялся за масло в восемь лет. Дед был немало удивлён, когда увидел написанный внучком «Страшный суд» и принялся его учить — и с натуры писать, и делать иконы.

Позже известный по тем временам иконописец Моравский возьмёт Ваню к себе в помощники — расписывать часовню в Булгунняхтахе.

В духовном училище мальчика тоже хвалили, а дома на каникулах он рисовал деду архангелов и Христа. В 13-14 лет он написал маслом по дереву «Тайную вечерю», в 15 лет — портрет епископа Мелетия.

Именно рисование чуть не сыграло с ним шутку (или Божье провидение?). По свидетельству Суорун Омоллоона, будучи семинаристом-третьекурсником, Ваня нарисовал карикатуру на одного из преподавателей, за что его выгнали с волчьим билетом. А епископ Мелетий проявил к нему милость. Он накупил ему красок, кистей и холстов и подарил редкую по тем временам деревянную камеру фирмы Жиро. И отвёл для него комнату, внушительно молвив: «Тебе, Иван, надобно учиться на художника». А пока привлёк юного живописца к реставрации старых часовен Якутска и росписи церквей.

По воспоминанию Ивана Васильевича, в благодарность за доброту он написал епископу картину «Иисус Христос и евангелист Иоанн».

 Местных священнослужителей и губернаторов Иван писал по фотографиям: сделал портрет любимого епископа, а также создателя «Краткой грамматики якутского языка» Дионисия Хитрова, губернатора Крафта, митрополита Московского Иннокентия Вениаминова. Правда, тот портрет то ли сгорел при пожаре, то ли исчез в неизвестном направлении, но сохранился всё-таки на фотографии, сделанной самим художником.

Послушавшись совета епископа и поднакопив на фотографировании, в 1902 году Иван Васильевич отправился в Петербург, о чём сообщили якутские газеты. Там он поступил в Школу рисования и живописи Александра Маковского при педагогических курсах Академии. Пользуясь возможностью, в Петербургских музеях — Эрмитаже, Русском музее и других — Иван Попов делал копии с мировых шедевров. Так в Якутии и появились «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Моление о чаше» Николая Ге, «Святая Цецилия» Карло Дольче и другие — кисти Ивана Попова.

Написав икону «Спас Нерукотворный», Иван Васильевич стал первым профессиональным иконописцем Якутии. За ней последовали «Святой Иннокентий Иркутский и Николай Чудотворец», «Господь Вседержитель», которую особо выделял Суорун Омоллоон, многие другие, созданные в конце ХIХ и начале ХХ веков.

Мало кто знает, что Иван Васильевич Попов был также и педагогом: служил учителем церковно-приходской школы, учителем общеобразовательных школ, руководил первой в Якутии студией театрального и изобразительного искусства.

Воссоздавая исторический облик города, Иван Васильевич написал известное полотно «Город Якутск конца ХVII столетия». Город, каким он его уже не видел ...

«Он был первым по времени и по высокому художественному классу фотографом своего времени», — писал Суорун Омоллон. Музей этнографии СССР принял 100 фотографий Ивана Попова в раздел «Якуты и русские», а в 1910 году в Германии было изготовлено 20000 открыток на якутские сюжеты, отпечатанных с его снимков.

Кто не видел милую картину Ивана Попова «Теленок»? Мало кто знает, что 60-е годы XX века открытки Ивана Попова с этой славной мордочкой были столь популярны, что продавались во всех городах Советского Союза.

В конце концов, Иван Попов первым из художников стал родоначальником династии, и на выставке в Комдрагмете можно увидеть прекрасные работы внуков Гавриила и Ивана Поповых, а также народного художника Гавриила Петрова.

Сходство Гавриила Гавриловича Петрова со своим дедом потрясающее не только чисто внешне. Кажется, масло течёт у талантливого Гавриила по жилам, передалось ему с молоком матери Елены, дочери Ивана Васильевича. Отдельной строкой на выставке, как предисловие к ней, расположен диптих «Иван Васильевич Попов», к которому Гавриил Гаврилович шел, наверное, всю свою жизнь.

Чтобы написать его, он нарочно поехал в Санкт-Петербург, прошёл по местам, где бывал его дед, полюбовался сфинксами, которых тот обожал. Он никогда не видел Ивана Васильевича — тот умер в 1945 году, но чувствовал с ним внутреннюю кровную связь.

 «Образ деда притягивал меня всегда, — рассказывал Гавриил Гаврилович. — Блестящий питерский студент, ученик Владимира Маковского, и вдруг едет обратно в Якутию, живет среди крестьян, рисует и фотографирует их быт, лечит, помогает людям. Таких, как он, сейчас просто нет...»

 В этих двух картинах Гавриила Петрова запечатлена не просто история семьи. История эпохи, с которой началось профессиональное изобразительное искусство. Начало начал. И живописный памятник Ивану Васильевичу, которому время уже отсчитало 150 лет бессмертия.

P.S. Фильм Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» покажут на Первом канале 13 апреля. Посмотрите!

1232

1233

1234

1235

1236

Фото автора

  • 7
  • 3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

"Моление о чаше" написал Федор Бруни, а не Николай Ге. И.В. Попов сделал копию с работы Николая Ге "Совесть. Иуда". Работа эта находится в собрании художественного музея и экспонируется на выставке. "Моление о чаше" - собственность семьи. Великолепная выставка, редкая по своей значимости.

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением