Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -16 oC

13 февраля 2020 года в Москве консорциумом госкорпорации Ростех и группы "ВИС" с правительством Якутии было подписано концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена.

13 февраля 2020 года в Москве консорциумом госкорпорации Ростех и группы "ВИС" с правительством Якутии было подписано концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена.

Мечта станет реальностью

Событие для республики что ни на есть эпохальное, ведь ещё каких- то полгода назад мост был всего лишь мечтой Якутии и благими намерениями федерального правительства.  Сегодня это конкретные планы, которые уже пришли в движение и будут стоять следующие пять лет в главной повестке всего дальневосточного региона.

Во вторник, 25 февраля, в рамках правительственного часа депутаты Ил Тумэн заслушали доклад вице-премьера Якутии Кирилла Бычкова об условиях подписанного концессионного соглашения и обсудили вопросы, связанные с реализацией масштабного инфраструктурного проекта и мероприятий, связанных с ним.

Мост-батюшка

1M5A1377

Кирилл Бычков обозначил важность строительства Ленского моста, который соединив регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, свяжет в единый узел три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

Автомобильный мост увеличит круглогодичную транспортную доступность населения с 21% до 70% что благотворно скажется на экономическом развитии республики: «Все параметры были многократно пересчитаны, и могу сказать, что ожидается снижение цены на товары от 7 до 10 процентов, рост ВРП более 2 процентов и снижение уровня бедности. Эти показатели напрямую повлияют на нашу экономику» -- отметил вице-премьер.

По его словам, строительство разделено на три этапа -- в 2020 году за счёт средств частного инвестора будет разработана проектная документация. В I квартале 2021 года планируется прохождение государственной экспертизы проекта, 2021-2025 годы - период строительства моста, 2025-2044 годы - эксплуатация объекта по концессионному соглашению, во время которого будет взиматься плата за проезд грузового транспорта.

Затронул он и вопрос платного проезда, который будет только для грузового транспорта. «После того как мост будет завершен, наша задача – передать его в федеральную собственность, чтобы Федерация несла расходы по эксплуатации моста. Для республики это будет оптимальным вариантом с точки зрения безопасности, эксплуатации мостовых переходов и дорог.

Но даже если мост будет передан в федеральную собственность, концессионное соглашение будет действовать. Поэтому мы будем экономить только наши эксплуатационные затраты. Но тот возврат средств, который предполагается инвестору при реализации – это оплата за проезд грузового транспорта» -- сказал Кирилл Бычков.

 Сначала мост - потом деньги

Собственно, главным опасением депутатов по концессионному соглашению стал вопрос федерального финансирования. Нет ли здесь рисков того, что денег в государственной казне не найдётся и республике придётся платить за концессию самой…  А может стоит подождать того момента, когда государство решит построить мост полностью на федеральные средства, как это было в планах 2008 года… И почему в федеральных документах нет конкретной цифры - какую сумму государство выделит на строительство моста. Такие звучали вопросы от представителей фракций…

-- Концессионное соглашение по строительству мостового перехода через Лену ограничивает такие риски, в нем учтены ответственность частного инвестора и основные вложения из федерального бюджета — подчеркнул вице-премьер Кирилл Бычков.

 «Федеральные органы власти являются экспертным звеном при разработке проекта. Работа ведется в рамках проектного офиса на постоянной основе со всеми ведомствами. И сейчас на важном этапе составления проектно-сметной документации она наиболее активно проводится потому, что от той величины, которая будет указана в проектно-сметной документации,  будет зависеть размер нашей бюджетной заявки в федеральный центр», — заверил вице-премьер.

Пока же, по предварительной оценке, средства концессионера составят 29,1 млрд рублей, капитальные гранты из федерального бюджета и дорожного фонда республики – 54,3 млрд рублей, из которых 6,4 млрд рублей приходится на региональный бюджет и эти республиканские средства будут выплачены только в 2025 году с окончанием строительства объекта.

Мост ждать не будет…

Вице-премьера поддержал председатель правительства Якутии Владимир Солодов, который подчеркнул, что «мост Якутии не просто нужен, а жизненно необходим и как можно скорее».

По словам премьера, ждать лучших предложений— расходовать самое драгоценное: время. Механизм концессии позволяет не просто сэкономить время, но и средства из республиканского бюджета. Он подчеркнул, что каждый год, который республика проживает без моста через реку Лену, Якутия теряет по примерным расчётам до 2,5 % темпа роста ВВП, а каждый житель, живущий в зоне, оторванной от основного материка, включая город Якутск, каждый месяц переплачивает 1200 рублей.

По поводу отсутствия прописанного в федеральном бюджете конкретной суммы финансирования на строительство моста   Владимир Солодов заявил, что «мы не можем увидеть строчку в федеральном бюджете пока нет обоснованной точной цифры. Конечная стоимость строительства будет определена по итогам разработки и прохождения государственной экспертизы проектной документации. После этого федеральные органы власти окончательно определят механизм финансирования с учётом резолюции президента Российской Федерации В. Путина. И только после этого может появиться цифра в федеральном бюджете и начнётся расходование федеральных средств».

В свою очередь, частный инвестор уже вложил свои средства в изыскательские работы и проектирование уже началось.

Также Владимир Солодов обратил внимание, что в концессионном соглашении прописано особое условие, в соответствии с которым любая из сторон может инициировать расторжение соглашения, если до 1 марта 2021 года не будет определено федеральное финансирование. «Таким образом, если по тем параметрам, которые мы считаем приемлемыми для нашего бюджета, не будет принято положительное решение, то мы будем инициировать пересмотр или другой механизм строительства мостового перехода. В таком случае мы не будем нести тех расходов, которые предусмотрены в соглашении», – отметил Владимир Солодов.

 Доверяй, но проверяй

Спикер Ил Тумэна Петр Гоголев в ходе пресс-подхода отметил, что правительственный час является формой парламентского контроля, и сегодня народным депутатам высшим органом исполнительной власти республики была дана исчерпывающая достоверная информация о строительстве Ленского моста.

«Мы понимаем, что правительство и глава республики взяли на себя большую ответственность, подписав концессионное соглашение по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лену. Уверен, что серьезный технологический проект станет драйвером развития не только транспортного сообщения республики, но и всех смежных отраслей, — сказал он.

Также спикер подчеркнул, что Госсобранием Ил Тумэн выявлен пробел в части заключения концессионных соглашений в республике. «Мы изучили практику других регионов и увидели, что в четырех субъектах Российской Федерации имеются четкие разграничения по заключению концессионных соглашений, и сегодня профильному комитету по экономической, инвестиционной и промышленной политике совместно с исполнительными органами государственной власти республики поручено заняться разработкой такого законопроекта. Этот законопроект должен расставить все точки по последующему процессу строительства Ленского моста, подробно описывать, каким образом и в какой форме должен участвовать парламент в контроле над строительством моста и реализацией концессионного соглашения».

В целом, по итогам правительственного часа, народные депутаты республики одобрили деятельность правительства республики по продвижению проекта строительства мостового перехода через реку Лену и заключению концессионного соглашения по его реализации.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением