Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -2 oC

Национальный праздник народа саха – ысыах – за все трудные годы Великой Отечественной войны впервые был проведен в 1944 году. Об этом свидетельствуют факты, приведенные в отчете Якутского обкома партии о состоянии пропаганды и массово-политической работы в республике за 1944 год, который был составлен для направления в ЦК ВКП (б). В документе отмечалось, что «проведение традиционного народного праздника ысыах стало важным мероприятием, сыгравшим большую роль в политическом и производственном подъеме масс».

Национальный праздник народа саха – ысыах – за все трудные годы Великой Отечественной войны впервые был проведен в 1944 году. Об этом свидетельствуют факты, приведенные в отчете Якутского обкома партии о состоянии пропаганды и массово-политической работы в республике за 1944 год, который был составлен для направления в ЦК ВКП (б). В документе отмечалось, что «проведение традиционного народного праздника ысыах стало важным мероприятием, сыгравшим большую роль в политическом и производственном подъеме масс».

 Воспевая и приветствуя Красную Армию
IMG_0128.jpgВ том памятном 1944 году ысыахи прошли в 21 районе Якутии. В общей сложности, были проведены 230 колхозных и межколхозных ысыахов, в которых, по неполным данным, приняло участие более 100 тыс. колхозников.
В документе отмечалось: «Ысыахи проведены под лозунгом мобилизации всех сил народа на усиление помощи Красной Армии, на организованное проведение всех сельскохозяйственных работ. На ысыахах повсеместно был организован смотр готовности колхозов к сеноуборке, были продемонстрированы все виды устного народного творчества и национального спорта, достижения изящного искусства и рукоделия, колхозная самодеятельность, лучшие колхозные лошади-скакуны и т.д.
Ысыахи открывали по якутскому обычаю самые старейшие, которые, воспевая и приветствуя Красную Армию и выражая от имени народа глубокую благодарность партии и правительству, призывали колхозников к самоотверженному труду.
Во время праздника была широко организована культурно-массовая работа – выступали лучшие агитаторы, распространялись плакаты и листовки, специальные номера газет, посвященные ысыахам, показывались лучшие кинокартины и т.д.
Обком ВКП (б) направил на ысыахи членов обкома и правительства, депутатов Верховного Совета, которые выступали с политическими докладами. Все ысыахи заканчивались торжественным рапортом о своей помощи фронту и принятием конкретных обязательств по проведению сельхозработ 1944 года».

«Ысыах был массовый…»
IMG_0129.jpgА в июне 1945 года, по окончании Великой Отечественной войны, когда враг был разгромлен и на нашу землю пришел долгожданный мир, по предложению члена бюро обкома, секретаря по пропаганде и агитации А.И. Захарова Якутский ОК ВКП (б) рассмотрел вопрос об организации Ысыахов Победы и чествовании воинов. И именно после этого в районных центрах и наслегах по всей Якутии были проведены Ысыахи Победы, на которых чествовали фронтовиков и тружеников тыла, ковавших Великую Победу.
Ярким свидетельством того, с каким воодушевлением и радостью жители Якутии готовились и провели в своих улусах грандиозные по масштабу того времени Ысыахи Победы, является, к примеру, один архивный документ - «Докладная записка заведующего отделом пропаганды и агитации Сунтарского РК ВКП (б) С. Николаева отделу пропаганды и агитации Якутского ОК ВКП (б) об итогах проведения национального праздника ысыах», составленная 16 июля 1945 года.
Так, в Сунтарском улусе решением бюро райкома ВКП (б) была создана районная комиссия по организации и руководству Ысыахами Победы, кроме этого, созданы колхозные и межколхозные комиссии.
Из 65 колхозов района в организации ысыахов приняли участие 59 колхозов. В связи с национальным праздником колхозы района приступили к массовому производству кумыса: было получено молоко от 428 кобылиц, заготовлено 31,6 тонн кумыса.
Примечательно, что в «Докладной записке» отмечается: «В этом году каждый участник ысыаха получил возможность пить кумыс из отдельной посуды. Всего было собрано 6142 штуки кумысной посуды, а кумысопитие проведено поочередно (в две очереди)».
В Сунтарском улусе Ысыахи Победы были проведены в 14 местах, местах традиционного празднества, и в них приняли участие 12 413 человек (часть населения посетила два ысыаха). Таким образом, как отмечается в «Докладной записке», «ысыах был массовый, охватывающий большинство населения района».
IMG_0130.jpgМитинги открывали председатели местных советов, везде при открытии ысыахов исполнялся государственный гимн Советского Союза. С докладами на тему «Победа советского народа и предстоящие задачи» выступали секретари райкома ВКП (б), председатели райсовета и заведующие отделами.
В «Докладной записке» отмечается: «Первый чорон с кумысом поднят за товарища Сталина и за победу. Выступление ораторов сопровождалось криками «ура».
На Ысыахах Победы была показана художественная самодеятельность и национальный спорт. В качестве запевал на осуохае выступили 79 народных певцов и импровизаторов, из которых за лучшее исполнение премированы 15 человек. Импровизаторы и певцы в своих песнопениях воспевали победу над немецко-фашистскими захватчиками, отвагу воинов, прошлое и настоящее якутского народа.
Как пишется в «Докладной записке», в национальном спорте - якутской борьбе, перетягивании палки, прыжках на одной ноге с разбега (кылыыр), прыжках с ноги на ногу (буур), прыжках на двух ногах одновременно (куобах), беге и др.- приняли участие 442 человека, в том числе, 117 женщин.
На Ысыахах Победы был широко показан опыт лучших животноводов, работников коневодства. В конских бегах приняли участие 65 отборных скакунов. На всеобщее обозрение в места проведения ысыахов были привезены лучшие производители – жеребцы, кобылицы с жеребятами.

В местности «Усун Кель»
IMG_0131.jpgБольшое внимание уделялось оформлению ысыахов. К примеру, в местности «Усун Кель» была построена новая трибуна, которую украсили портретами вождей, лозунгами, цветами и венками. Также поставлены сэргэ, поднята «Аар багах» длиною 9 метров от земли, на вершине которой были установлены пятиконечная звезда, серп и молот. Площадку ысыаха украсили молодыми березками «чэчир». Был построен и большой «культурный» шалаш. Кроме того, каждый колхоз имел свой шалаш, их было 13. «Культурный» шалаш был украшен лозунгами, портретами, также здесь стояли переходящие Красные знамена СНК ЯАССР и райсовета, врученные колхозу «Трудовой» за лучшие показатели в сельхозработах. На «Доске передовиков» была отражена работа четырех колхозов – «Трудовой», «III пятилетка», «Правда» и колхоза им. Стаханова 2-го Жарханского наслега, размещены фотографии 13 колхозников – передовиков сельского хозяйства. Кроме этого, здесь можно было увидеть политкарту мира, плакаты, фотомонтажи «Слава доблестным сынам нашего района» и «На фронтах Отечественной войны». Также был вывешен список фронтовиков, награжденных орденами и медалями. Здесь можно было почитать и свежие газеты, журналы.
Как отмечается в «Докладной записке», «фотомонтажи и «Доска передовиков» имели большой успех. Можно было видеть беспрерывное скопление посетителей у этих витрин».
В «культурном» шалаше дежурили агитаторы, которые информировали о последних известиях, проводили разъяснительные лекции. Оказывается, обком партии предписывал агитаторам, что они должны обратить особое внимание на пять направлений - разъяснение вклада Якутии, района, колхоза в Победу, «научную» пропаганду, организацию художественной самодеятельности, «национальный спорт», массовое изготовление кумыса как «целебного средства».
Во время проведения ысыаха в местности «Усун Кель» силами агитбригады поставлена пьеса «Дьулуруйар Ньургун Боотур», которая вызвала большой интерес публики. Пьесу посмотрели более 2000 человек.
IMG_0132.jpgЗдесь же, в «Докладной записке», завотделом пропаганды и агитации Сунтарского РК ВКП(б) Степан Николаев рапортует о достижениях трудящихся района навстречу Ысыахам Победы: «В связи с подготовкой к национальному празднику трудящиеся района добились успехов в работе. Колхозы района пришли к ысыаху с успешным проведением посевной кампании, завершив ее за шесть рабочих дней. Трудящиеся района, вдохновленные победой и подготовкой к празднику, досрочно рассчитались с государством по обязательным платежам, перевыполнили план подписки на заем, а колхозники всю подписную сумму внесли сразу. Эти успехи района были замечены в постановлении бюро обкома ВКП (б) от 19 июня 1945 г. «По отчету Сунтарского райкома ВКП (б)».
Вот так, на примере Сунтарского улуса можно увидеть, какими значимыми, масштабными были Ысыахи Победы в Якутии, которые символизировали победу советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, начало мирного строительства и светлого будущего.

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Чахчы, дьикти дьылҕа!

Дьокуускайга аны сайын, бэс ыйын 25 күнүттэн от ыйын 7 күнүгэр диэри, «Азия оҕолоро» VIII…
19.04.24 17:38
Түһүлгэ

Айылҕа уһуктан эрэр

Чаҕылыс-иҕилис мичээрдээх, сэргэх сэбэрэлээх, сааскы сандаархай күн сардаҥата…
19.04.24 16:03
Булт

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын,…
19.04.24 12:04