Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 16 oC

В Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона состоялась премьера балета «Подвиг» – спектакль на «злобу дня», такие называют событийными.

В Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона состоялась премьера балета «Подвиг» – спектакль на «злобу дня», такие называют событийными.

29b74207-484f-4e9b-9177-4b591735fa91.jpg

Вообще, военная тематика в балетном искусстве, в отличие от литературы и кинематографа, явление редкое. На память приходит не более десятка произведений. Среди известных — «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича, «Симфония бессмертия» Б. Тищенко, «Берег счастья» А. Спадавеккиа, «Татьяна» А. Крейна, «Помните!» А. Эшпая — вот, пожалуй, и всё.

На якутской сцене наиболее удачным воплощением военной темы стал национальный балет «Подвиг», поставленный Алексеем Поповым в 1976 году на великолепную музыку Германа Комракова. В своё время он получил широкое признание не только зрителей, но и авторов, отмеченных премией Комсомола Якутии.

Нельзя не вспомнить и «Священный Ильмень» Д. Салиман-Владимирова, в потоке времени не единожды воскресающий в хореографии разных балетмейстеров к юбилейным датам.

Собираясь на спектакль Екатерины Тайшиной, в памяти невольно всплывали эти постановки. Прошло почти полвека – тем любопытней было посмотреть, какими выразительными средствами и хореографическим языком будет решена поистине неисчерпаемая тема Великой Отечественной войны и победы. Как через призму прошлого новое поколение «увидит своё время», найдут ли в нём отражение сегодняшние события.

Прошлое и настоящее

Судя по восторженному приёму зрительного зала, спектакль, отвечающий на вызовы современного мира, оказался нужным и своевременным. В нынешних реалиях, когда беда уже затронула все уголки нашей Родины, необходимость солидарности, духовного единения, сплочённости народа осознаётся с особой силой. Атмосфера в зале, по-моему, и была таковой. Происходящее сценическое действо затронуло сердца не только памятью о прошлом, сколько сегодняшними событиями – подвигами героев нашего времени. Перекличка прошлого с настоящим неизбежна. Будоражила душу мощь симфонического оркестра театра под управлением Павла Васьковского.

702e052c-537d-4324-92a1-1f61ff4ce148.jpg

В основу нового балета «Подвиг» положена симфоническая музыка классиков: Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Давида Салиман-Владимирова.

Хореография Тайшиной

Обращение к программным произведениям, не предназначенным для балетной сцены, уже само по себе представляет определённые сложности. Впервые обращаясь к столь сложной теме в рамках балетного спектакля, глубокое осмысление музыкальной драматургии и стилистики, заданных композиторами, стало для хореографа-постановщика спектакля главной задачей.

2ebd36f5-531d-47cc-916f-a41eb60d6542.jpg

Екатерина Тайшина давно зарекомендовала себя талантливым, думающим хореографом с присущей ей гармонией музыки и танца, чувством стиля, особой художественной манерой высказывания, опирающейся на стихию самых разных выразительных средств. Классическая лексика, используемая балетмейстером, перемежается с разнообразными пластическими красками и средствами выражения. Война на танцевальной сцене отразилась спектром эпизодов мощного эмоционального накала, зрелищных фрагментов с экспрессией смертных боёв, созданных режиссёрской фантазией Тайшиной.

0c0577e5-4420-4eeb-962c-92ef53861818.jpg

Либретто Лёвочкина

По задумке автора либретто Владислава Лёвочкина всё по той же причине спектакль не относит нас к определённому времени и месту действия, а короткометражность не подразумевает ярких характеров. Он состоит из серии «рассказов», как мозаика сложенных из нескольких композиций, за которыми стоят трагические судьбы обобщённых, несмотря на то, что у героев есть имена, образов, оказавшихся на грани жизни и смерти. Можно сказать, это размышления о хрупкости жизни и непредсказуемости смерти на поле боя.

Зачином балета служит мирная жизнь молодых юношей и девушек, прерванная известием о войне.

ee8422fc-17ba-4156-be06-e66c451414e3.jpg

Позволю себе высказать одно соображение, с которым авторы могут и не согласиться. Мне кажется, не стоило бы повторяться и давать спектаклю вторичное название, хотя бы затем, чтобы не вызывать ненужных ассоциаций. Это вполне себе авторское сочинение со всеми вытекающими из этого обстоятельствами и стоило озаглавить его самостоятельно, быть может, одной из поэтических военных строк. Тем более, что речь в спектакле идёт не об единичном подвиге, а общих подвигах всех наших бойцов.

Мужской балет

856f6e68-178f-408b-912b-503f0c74ad73.jpg

Отлично проявил себя мужской ансамбль труппы – и солисты, и кордебалет танцевали с душевным подъёмом и азартом, вкладывая во все сольные и массовые сцены дух состязательности. Порадовало, что наконец настало время, когда мужской состав балета по уровню сравнялся с женским. Он технически сильный, рослый, мужественный, богат на индивидуальности. А были времена, когда сильная половина человечества в якутском балете едва достигала десятка человек. Вспомнилось, что в 80-годы артисткам приходилось облачаться в мужской костюм и выходить во вполне себе героических образах, чтобы спасти спектакль от срыва.

d87caeb7-0d87-41d0-b8fb-a9dc0dc2ef33.jpg

В главных партиях выступили народный артист РС(Я) Сарыал Афанасьев (снайпер Алексей), заслуженный артист РС(Я) Павел Необутов (лыжник Василий), лауреат международного конкурса Валерий Аргунов (артиллерист Егор), отличник культуры РС(Я) Николай Попов (немецкий снайпер), лауреат и дипломат Всероссийского и международного конкурсов Айтал Ефимов (лыжник Семён), Владимир Данилов (кавалерист Афоня). В небольшой роли Девушки мы увидели Александру Лареву.

bf2ba393-dea2-46be-956c-204c0bb4d637.jpg

Все солисты танцевали слаженно и уверенно, воплощая свои представления о характерах героев. Демонстрируя техническое мастерство и пластическую выразительность танца, они рассекали воздух водоворотом стремительных полётов, каскадом прыжков, вращений. Тайшина максимально использовала технические возможности ведущих солистов. Да так, что порой они приобретали оттенок самодовлеющих трюков.

ec1fab29-1ce8-48fb-b826-f96f7fa28b4c.jpg

Очень кстати был использован такой театральный приём, как спускание с колосников – спуск десантников-парашютистов выглядел эффектно.

Это надо видеть

Важную роль в подготовке премьеры сыграла работа художника-постановщика Саргыланы Ивановой, художника по свету Ивана Шандровского и видеоряд художника Николая Ефремова с красочной картиной природы, ружейными и артиллерийскими залпами, грохотом жестоких битв. Это усиливает динамику действия и обогащает наши театральные впечатления. Сцена свободна, что даёт необходимый простор танцовщикам. Хочется поблагодарить и большую армию всех сопричастных к постановке, которая остаётся за кулисами успеха. Это педагог-репетитор Игорь Мясоедов, специалисты пошивочного цеха, бутафоры, монтировщики сцены, костюмеры, административная группа и многие другие.

779637ff-4974-422a-adbd-813ca377f5c0.jpg

Итак, спектакль «Подвиг» открыл череду премьерных представлений 53-го сезона Театра оперы и балета, которые всегда ждёт зритель. Важно, чтобы он не стал разовой акцией для галочки, а закрепился в репертуаре. Его должно увидеть наше подрастающее поколение – школьники, студенты средних и высших заведений, чтобы не забывать важные уроки истории.

14698640-e604-4895-9150-5d19742969cd.jpg

Спектакль несёт в себе пример духовной поддержки, заряд гражданской совести, заставляет поверить в непобедимость нашей страны. Браво якутскому балету, который первым посредством танцевального искусства откликнулся на реалии нового времени, отдал дань героям прошлого и сражающимся сегодня за Русский мир, приближая нашу победу!

64b591f6-4f21-48ea-bdb0-13caa83a27b6.jpg

Валерия ЗАХАРОВА

Фото Кристины НОВГОРОДОВОЙ

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением