Выбор профессии
Детство Николая прошло в Вилюйске. С юных лет проявлял большой интерес к музыке, поэтому родители записали сына в Детскую школу искусств. Символично, что это родина основоположника якутской профессиональной композиторской музыки Марка Николаевича Жиркова.
Михеевы - известная музыкальная семья. Дедушка Ефим Алексеевич Михеев был самодеятельным композитором, долгое время руководил Домом культуры, преподавал, много работал с детьми — вел занятия по музыке, фотографии, играл на скрипке и баяне.
В 1994 году семья переехала в Якутск и Коля поступил в третий класс Высшей школы музыки по специальности фортепиано. В это же время посещал класс по композиции у Полины Ивановой и Владимира Ксенофонтова.
После окончания ВШМ поступил в Санкт- Петербургскую консерваторию, где учился композиции у профессора, народного артиста РСФСР Б.И. Тищенко. В 2016 году поступил в аспирантуру Московской консерватории, в класс профессора, народного артиста РФ А.В Чайковского.
«Годы учебы в Санкт-Петербургской консерватории запомнились занятиями в аудиториях, где преподавали выдающиеся педагоги, хранившие исторические традиции академической школы. Особенно запомнились занятия с Борисом Ивановичем Тищенко. Очень дорожу его наставлениями и советами.
Рядом с консерваторией находится знаменитый Мариинский театр, где мы были постоянными зрителями. Там я открыл для себя симфонический оркестр именно таким, каким он должен быть, настоящую классическую музыку мирового уровня. Именно в Санкт-Петербурге я прочувствовал огромную энергию истории, искусства и мне очень повезло, что я там учился», — делится Николай.
Огромное влияние на молодого композитора оказало творчество великого Дмитрия Шостаковича, чьим учеником был Борис Тищенко. «Впоследствии они были друзьями, и он привил мне любовь к его музыке. Я знаю все его симфонии, изучил его произведения», — говорит Николай о своем кумире.
Творческий путь
По возвращении в Якутск в 2008 году Михеева пригласили преподавателем в Высшую школу музыки. После создания филармонического оркестра он начал писать для большого оркестра, был принят в Союз композиторов Якутии по рекомендации председателя Захара Константиновича Степанова. Впоследствии его поддерживал следующий руководитель творческой организации Кирилл Герасимов.
«Я ездил на съезды, семинары Союза композиторов России. То есть меня готовили к тому, чтобы я потом возглавил наш Союз. Честно говоря, я долго отказывался, но однажды позвонил Кирилл Афанасьевич и сказал, что пришло время мне стать новым председателем. Это было в 2021 году», — рассказывает Николай Алексеевич.
Первые профессиональные сочинения после окончания консерватории Николая Михеева — музыкальные картины «Ыра санаа» прозвучали в исполнении симфонического оркестра Якутской филармонии.
У этого произведения интересная история, говорит автор. Впервые он сочинил пьесу для фортепиано в 11 лет и, уже став профессиональным композитором, переложил его для симфонического состава. Часто звучит симфоническая фантазия «Таас хайа», где впервые используется уникальное сочетание инструментов — электрогитары, а главные партии исполняются на хомусе и якутской скрипке - кыл.
Также известен триптих «Арктика» на основе музыкальных традиций северных народов. В 2019 году состоялась премьера первой юкагирской оперы «Юко и Анеке» по мотивам произведения Николая Курилова «Черная морошка». В репертуаре Театра танца РС(Я) есть балетные спектакли «Черная лиса», «Девушка с коромыслом» по мотивам якутских сказаний С. Зверева - Кыыл уола.
О сотрудничестве с якутскими кинематографистами
— Вы автор не только симфонических произведений, но и пишете музыку к якутским фильмам?
— Кинематограф мне всегда был интересен. Еще в консерватории у меня была мечта написать музыку для кино. В Якутске я начал работать с режиссером Михаилом Лукачевским. Первый фильм был «Крылья», потом «Ньургуьуннар» («Подснежники»), «Айыы уола». Один из самых известных - «Мой убийца» режиссера Костаса Марсаана, который вошел в шорт-лист премии «Золотой глобус».
Сейчас я плотно работаю с нашими мультипликаторами. На НВК «Саха» вышли мультсериалы «Тооку», «Айтал и волшебная сила», готовится «Снежная фея», для которого я создал музыку по эвенкийским народным темам. Работаю с кинорежиссером Валентином Макаровым, это мой первый опыт в жанре комедии, и с Дмитрием Шадриным над документальным фильмом.
— Чем отличается сочинение музыки для фильмов от создания произведений классического формата?
— Конечно же это большая работа с режиссером в отличие от создания классической музыки, где «режиссером» являешься ты сам. Они по-другому чувствуют музыку — надо полностью вникнуть в замысел, персонажей, игру актеров, в общую картину. Например, когда мы работали над финальной сценой «Моего убийцы» у меня было около десяти переделок.
У нас много ребят, кто пишет музыку для кино, не имея композиторского диплома. Могу с уверенностью сказать, что номер один сегодня это Моисей Кобяков. У него уже большая фильмография, картины получают награды на фестивалях. Надеюсь в дальнейшем он продолжит обучение и также станет членом нашего Союза композиторов.
— Кстати, вы, наверное, слышали о создании в Якутске ультрасовременного кинопавильона, где можно будет снимать фильмы с использованием новейших технологий?
— Да, я в курсе. Тогда появится возможность использовать живой оркестр. Сейчас же как у нас делается? Если нужна симфоническая музыка в основном используют сэмплеры. Но в этом случае музыка звучит слишком «чисто». А именно живое звучание инструментов украшает и дает живость картине. Мы с нетерпением ждем сотрудничества.
Союз энтузиастов
— Николай Алексеевич, теперь о работе в Союзе композиторов. Он у вас не очень большой, и в этом году ему исполняется уже 45 лет. Есть ли какие-то вопросы, о которых вы бы хотели сказать?
— Готовимся к юбилею, на который ждем гостей. Проходят мероприятия, приуроченные к юбилейной дате. Проблем много, но мы их решаем. Во-первых, наши произведения «не пишутся в стол». Это очень важно для творческой личности. Поступают госзаказы, например, по линии филармонии и театров.
В прошлом году совместно с ВШМ выиграли грант фонда президентских инициатив и провели международный фестиваль классической музыки «Махтал», где собрали солистов, молодежный симфонический оркестр ВШМ. Посетили с концертами, лекциями, мастер-классами Иркутск, Улан-Удэ и столицу Монголии Улан-Батор, где исполнялись произведения якутских композиторов.
Что касается грантов непосредственно Союзу композиторов РС(Я), то к большому сожалению, наши заявки получают отказ. Так что фактически у нас работают энтузиасты, фанаты своего дела. Композиторы всегда были штучным товаром. Примерно половину членов Союза составляют наши музыковеды. Композиторы без музыковедов не могут. Наше дело создать музыку, а музыковеды смотрят на нее с научной точки зрения и передают информация следующему поколению.
Развиваться, сохраняя традиции
— Помимо творческой работы вы ведете педагогическую деятельность?
— Когда приехал после консерватории, у меня не было работы и тогда в ВШМ открылся факультет музыкальной аранжировки. Мне очень повезло, и я преподаю с большим удовольствием и учу аранжировщиков. Два моих выпускника преподают в педколледже, собираются продолжать учебу в Санкт-Петербурге, в магистратуре.
У меня есть мечта открыть в Якутии факультет композиции. Взращивать композиторов сложно и надо это делать хотя бы раз в пять лет, чтобы не было такого большого провала, как было у нас. Например, после Кирилла Афанасьевича Герасимова, практически 30 лет была пустота - не было своих композиторов. Учились, но не возвращались.
Сейчас наметилась хорошая тенденция — ряды Союза пополняются. В прошлом году мы приняли выпускницу Уфимской консерватории Сардану Заровняеву и думаю в скором времени она будет радовать нас своими партитурами и музыкой. В Московской консерватории четвертый курс закончил мой ученик Никифор Яковлев и я посоветовал ему пойти в аспирантуру. То есть преемственность, что всегда было в творческих союзах, у нас продолжается.
— Чем еще занимаетесь и что хотели бы пожелать молодым людям, кто хочет стать композитором?
— Я в основном пишу музыку. Для видеоигр начал. Там на каждом уровне есть такой бесконечный музыкальный фон и очень интересно создавать такое зацикленное сопровождение. У нас эта индустрия развивается, и молодые ребята будут востребованы. Сейчас очень много возможностей для обучения, по интернету, различные программы, приложения и так далее. Но все-таки я считаю, что очень важно получить профессиональное академическое образование. Не просто так на компьютере или на секвенсоре набрать.
Среда обитания, она подпитывает очень мощно, заряд дает, стимулы. Ты дружишь с музыкантами, общаешься. Надо учиться у них, не стесняться задавать вопросы. Пусть они даже покажутся глупыми, но это всегда мощный толчок, и это тебя вдохновляет. В последнее время, кстати, я замечаю, что молодые люди очень любят слушать симфоническую музыку, классику и я думаю, благодаря этому они открывают для себя что-то новое.
Фотографии предоставлены Н.А. Михеевым.
- 4
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0