Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 1 oC

 Бүгүн Славян омук суругун-бичигин уонна култууратын күнэ. Грек омук сырдатааччылара Кирилл уонна Мефодий IX үйэҕэ “кириллица” алпаабыты айыахтарыттан, “Глаголица” уонна “Кириллица” азбукалары суруйуохтарыттан, Евангелиены, Апостолы уонна Псалтыры тылбаастыахтарыттан ыла арҕаа дойду үгүс норуота ааҕар-суруйар буолбута.

Ол чиэһигэр бастаан болгардар 1803 сыллаахха бу күн Славян суругун-бичигин күнүн бэлиэтээбиттэрэ. Оттон Арассыыйаҕа 1863 с. Синод быһаарыытынан бигэргэнэ сылдьыбыт. Кэлин 1985 с. бастакынан Мурманскайга улахан тэрээһин буолбута. 1991 с. ыла дойдубут официальнай бырааһынньыктарын испииһэгэр киирбитэ.

Бу бэлиэ күнүнэн Бүлүү улууһун Илбэҥэтиттэн Алина Семеновна Винокурова Баппаҕаайы оскуолатыгар славян тылын бөлөҕөр киирсэр улуу нуучча тылыгар ыччаты уһуйбут учууталлар тустарынан матырыйаалын бэчээттиибит.

 Бүгүн Славян омук суругун-бичигин уонна култууратын күнэ. Грек омук сырдатааччылара Кирилл уонна Мефодий IX үйэҕэ “кириллица” алпаабыты айыахтарыттан, “Глаголица” уонна “Кириллица” азбукалары суруйуохтарыттан, Евангелиены, Апостолы уонна Псалтыры тылбаастыахтарыттан ыла арҕаа дойду үгүс норуота ааҕар-суруйар буолбута.

Ол чиэһигэр бастаан болгардар 1803 сыллаахха бу күн Славян суругун-бичигин күнүн бэлиэтээбиттэрэ. Оттон Арассыыйаҕа 1863 с. Синод быһаарыытынан бигэргэнэ сылдьыбыт. Кэлин 1985 с. бастакынан Мурманскайга улахан тэрээһин буолбута. 1991 с. ыла дойдубут официальнай бырааһынньыктарын испииһэгэр киирбитэ.

Бу бэлиэ күнүнэн Бүлүү улууһун Илбэҥэтиттэн Алина Семеновна Винокурова Баппаҕаайы оскуолатыгар славян тылын бөлөҕөр киирсэр улуу нуучча тылыгар ыччаты уһуйбут учууталлар тустарынан матырыйаалын бэчээттиибит.

 МБОУ «Баппагаинская СОШ имени М.А. Алексеева» имеет богатую историю, состоящую из судеб многочисленных своих воспитанников и педагогов. У истоков преподавания русского языка и литературы в нашей школе стоял Афанасий Гаврильевич Харлампьев, участник ВОВ, кавалер орденов «Отечественной войны», «Знак почета», обладатель знака «Гражданская доблесть», Почетный гражданин Вилюйского улуса и Баппагаинского наслега.

1jpg

  • Афанасий Гаврильевич Харлампьев, годы работы: 1946 - 1986

Афанасий Харлампьев совсем молодым ушел на фронт, и, вернувшись с войны в 1946 году, он начал свою педагогическую деятельность учителем русского языка и литературы в своей родной школе. Талантливый педагог, умелый организатор с самых первых дней работы сумел увлечь своих воспитанников в завораживающий мир русского языка и литературы. Он был для своих учеников примером грамотного, высокообразованного специалиста и знатока русской литературы. Его уроки отличались богатым наполнением не только школьного курса, но ижизненными картинами, занимательными фактами того времени, при этом, как все фронтовики, он не любил  рассказывать про войну, тем более про собственные истории. Афанасий Гаврильевич в совершенстве владел русской речью, имел красивый бархатный голос, умело использовал художественное чтение текста, сам часто читал на уроках стихотворения, отрывки из произведений и старался приучать своих учеников к чтению, правильному и полному выражению своих мыслей, а также был строгим стражем требований правописания и чистописания. Одним из его секретов профессионального успеха было постоянное самообразование и систематическое повышение квалификации.  В 1962 году Афанасий Гаврильевич съездил в Липецкую область в составе делегации учителей республики с целью знакомства с передовым педагогическим опытом. Он делегат IIсъезда учителей ЯАССР. На протяжении многих лет Афанасий Гаврильевич являлся бессменным директором школы, лектором Общества «Знание», активным участником общественной жизни наслега.

***

В послевоенное время, когда остро чувствовалась нехватка квалифицированных учительских кадров, по трудовым путевкам приезжали в нашу республику учителя из центральных регионов. В 1951 году приехали из Ивановской области Зотова Алевтина Алексеевна, Бочарова Валентина Ивановна.

2 48

  • Зотова Алевтина Алексеевна, годы работы: 1949 -1951
  • 3 47
  • Голова Галина Николаевна, годы работы: 1949-1951

Эти молодые учительницы, носители богатой русской культуры, оставили самые приятные воспоминания о себе, став терпеливыми и великодушными наставниками для своих учеников из глубинки в постижении мудростей великого русского языка и таинств русской литературы.

***

В 60 -е годы новым учителем русского языка и литературы была назначена Галина Иннокентьевна Семенова, позже ставшая супругой Степана Николаевича Романова, учителя математики и физики. Еще молодыми специалистами связавшие свою судьбу с нашей школой, воспитавшие не одно поколение селян, они стали одними из самых уважаемых педагогов в Баппагаинском наслеге. Галина Иннокентьевна отличалась безупречной организованностью, требовательностью к себе и другим. На ее уроках все старались активно работать, выполнять домашние задания. Каждый проявленный интерес, творческий подход к предмету со стороны своих учеников непременно отмечался учителем то высокой оценкой, то публичной похвалой, которые становились подъемной силой даже для самых «отстающих».

4

  • Галина Иннокентьевна Семенова, годы работы : 1953-1981 г

В 70-е, 80-е годы, когда перед страной ставились прорывные задачи, требовались грамотные и знающие специалисты по всем отраслям, и перед школой стали новые требования по оснащенности учебных кабинетов, способствующие углубленному изучению некоторых школьных предметов, использованию разнообразных дидактических материалов. Для нашей школы, которая находилась в 240 километрах от районного центра, к тому же в условиях бездорожья оборудование кабинетов, оснащение техническими средствами обучения были огромной проблемой. В связи с этим хочется вспомнить имена педагогов, которые порой только на собственном энтузиазме смогли совершенствовать и развить преподавание русского языка и литературы, не только в своей школе, но и за пределами нашего района. Это Тамара Николаевна Сергеева, Вера Дмитриевна Васильева, Марфа Семеновна Гаврильева.

***

Марфа Семеновна Гаврильева,  отличник народного образования РСФСР, работавшая в период с 1970 по 1998 гг.,   высококлассный специалист, человек с активной жизненной позицией, ценитель нововведений, имеющий широкий кругозор, владеющий тонким чувством юмора, умеющий находить выход из любых трудных ситуаций. Особое внимание уделяла проблемам социализации детей, формированиюу своих подопечных трудолюбия, усидчивости в достижении своих целей. Она умело использовала проблемные и дифференцированные, активные и игровые методы преподавания: интеллектуальные ринги, турниры, викторины и другие эффективные методы, и приемы.  За годы работы сумела поднять совершенно на новый уровень внеурочную и внеклассную деятельность учащихся. Особое внимание обращала на творчество воспитанников: создала литературный кружок «Сортуол».

5

  • Гаврильева Марфа Семеновна, годы работы: 1970-1998 г.г.

В 1976 году, одной из первых в республике, в Баппагаинской средней школе была введена кабинетная система. Кабинет русского языка и литературы по тем меркам была образцово-показательным только благодаря самоотверженному труду Тамары Николаевны Сергеевой, отличника просвещения РФ, обладателя почетного звания «Учитель учителей РС(Я)», работавшей в нашей школе с 1975 по 1986 гг.  Она ежегодно ездила по многим историческим, культурным, литературным местам Советского Союза.

6

  • Сергеева Тамара Николаевна, годы работы: 1975–1988 г.г.

Из своих многочисленных путешествий привозила огромное количество интересных и нужных материалов для школьного кабинета, которые сразу становились верными помощниками для ее учеников в приобретении глубоких знаний, навыков работы с дополнительной литературой, в их творческих и поисковых начинаниях. Тамара Николаевна на своих уроках умело сочетала многие прогрессивные приемы и методы того времени: просмотр документальных и художественных фильмов, музыкальных произведений, устраивала заочные экскурсии в известные музеи и театры. Ее уроки были своеобразными проводниками в другие страны, города и даже эпохи, что способствовало повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, формированию целостной картины мира.

***

Вера Дмитриевна Васильева, Отличник образования РС (Я), обладатель Гранта Главы МР «Вилюйский улус», награждена почетным знаком «Учитель учителей РС(Я)», в нашей школе работала учителем русского языка и литературы в период с 1981 г по 1988 г.

7 5

  • Васильева Вера Дмитриевна, годы работы:  1981-1988г.г.

Вела системную работу по устранению пробелов в усвоении школьного материала, не давала спуску тем, кто вовремя не выполнял домашние задания, проводила много консультаций и дополнительных занятий по предмету. Она отличалась открытостью, искренним отношением к каждому своему ученику, старалась привить чувство ответственности в отношении к окружающему миру, родной природе, использовала на уроках краеведческие материалы. Ее уроки были настоящими уроками нравственности и доброты, любви и человечности.

***

Конец 80-х, начало 90-х годов ознаменовались реформами многих сфер жизни людей по всей стране. Демократические преобразования коснулись всей системы образования. Наша республика подключилась в инновационный процесс, который был связан с реализацией Концепции национальной школы в РС(Я). В каждой школе востребованными стали активные, прогрессивно думающие, высококвалифицированные, самобытные педагоги, способные принимать быстрые и эффективные решения, дать высокие и устойчивые результаты. Такими педагогами стали и учителя русского языка и литературы, которые начали свою трудовую биографию в стенах нашей школы:

Ирина Ивановна Чемезова (Яковлева) - Отличник просвещения республики Саха Якутия, Почётный работник общего образования РФ. (Годы работы:1985-1990гг);

9

Агния Афанасьевна Харлампьева - Отличник образования РС(Я), Почетный работник просвещения и воспитания РФ, обладатель знака «Методист Якутии». (Годы работы: 1988-1990 гг);

8

Наталья Михайловна Семенова, к.п.н., Отличник образования РС(Я). Годы работы: 1991-1993 г.г.;

11 10

В 1991 году   свой профессиональный путь начала в нашей школе Наталья Михайловна Семенова. Еще тогда она отличалась ответственным отношением к своим  обязанностям, стремлением накапливать и обновлять профессиональные навыки и знания, дисциплинированностью, старательностью и грамотной организацией своей работы. Сегодня Наталья Михайловна – начальник Вилюйского УУО, к.п.н., отличник образования РС(Я).

Любовь Егоровна Прокопьева, Отличник образования Республики Саха (Якутия), Учитель ученических признаний, годы работы: 1988 по 2008 годы.

101 1

Методическое объединение учителей предметов гуманитарного цикла, которым много лет руководила Любовь Егоровна Прокопьева, всегда занимало особое место в деятельности педагогического коллектива школы. Изучение и внедрение новых образовательных технологий, участие в освоении передового опыта, стимулирование творческого самовыражения и раскрытия профессионального потенциала своих коллег – вот малая часть задач, которые решала Любовь Егоровна. За годы ее работы в нашей школе на новый уровень вышли индивидуальный подход к обучению учащихся, организация углубленной работы с одаренными детьми, профессиональный рост педагогов. Результат не заставил долго ждать: наши учащиеся стали занимать призовые места на улусных предметных олимпиадах, появились первые выпускники-медалисты, впервые в истории школы учащиеся и учителя побывали во Франции и в Китае. Любовь Егоровна – Отличник образования РС(Я), призер улусного профессионального конкурса «Серебряный звонок», участник республиканского конкурса «Сердце отдаю детям» (2002 г.), победитель школьного конкурса «Учитель ученических признаний». (Годы работы:1988-2008 гг.)

***

2000-е годы запомнились началом всесторонних обновлений образовательной системы в целом и всех сфер образовательной деятельности: формирование Федеральныхгосударственных образовательных стандартов, введениеновых форм оценки образовательных результатов школьников, аттестация педагогов и образовательных организаций, появление разнообразных форм повышения квалификации учителей, с единственной целью – обеспечить доступность качественного образования для всех школьников страны. В эти годы русский язык и литература как школьный предмет вернул статус основы современного школьного образования. Стране стали необходимы интеллектуальные, читающие, анализирующие, думающие, духовно богатые люди, готовые сделать самые смелые шаги в развитый информационный век.

Алина Семеновна Винокурова, работающая учителем русского языка и литературы с 1995 года, считает, что определяющим условием реализации задач, поставленных сегодня перед системой школьного образования, помимо требований «Квалификационной характеристики учителя», и таких необходимых личных качеств учителя, как патриотизм, активная жизненная позиция, наличие индивидуального стиля, увлеченность своим делом, оригинальность мышления.

12

В отношении своих учеников всегда руководствуется принципами толерантности, оптимистичности взгляда на перспективы развития каждогоученика, доброжелательности. Её выпускники по итогам ЕГЭ ежегодно показывают лучшие результаты в улусе и республике, получая до 98 баллов. Огромное внимание уделяет научно – интеллектуальному развитию своих учеников, среди которых есть победители и призёры муниципальных, республиканских олимпиад, НПК «Шаг в будущее».  Руководитель проекта «Школьное телевидение как информационно-образовательное пространство воспитания учащихся»,победителя конкурса «Фонд президентских грантов», на протяжении многих лет возглавляет танцевальным ансамблем «Оһуор». Алина Семеновна Отличник образования РС(Я), была избрана делегатом XII съезда учителей и педагогической общественности РС(Я).

***

Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения и по гуманитарным предметам: повышается темп урока, увеличивается объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, уроки становятся более яркими, увлекательными, насыщенными и эффективными. Широкое использование прогрессивных электронных образовательных ресурсов на уроках словесности подвластны более молодым педагогам. Одним из таких учителей является Сардана Николаевна Николаева, опытный педагог высшей категории, за плечами которого выпуск более десятки классов с высокими результатами ЕГЭ по русскому языку.

13

Ее выпускники в разные годы набирали по 92, 93 баллов.  Подготовила в разные годы много победителей и призеров муниципального этапа ВОШ. Она автор проекта «Читаем поэзию вместе», организовала коллектив чтецов «Толон».

Мы гордимся своими выпускниками, которые получив педагогическое образование, возвращаются в родные пенаты, чтобы не только сохранить и приумножить лучшие традиции нашей школы, но и внести свои новые педагогические идеи, творческие инициативы и проекты. Среди них, выбравшие стезю учителя-словесника: Н.О. Алексеева, Е.Я. Куприянова, Ю.Н. Макарова.

14 7

Алексеева Нюргуяна Олеговна. Годы работы: 2005-2010 .Победитель в номинации «Творческий поиск» на городском конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года-2020»    

Макарова Юлияна Николаевна. Годы работы: 2021 по сей день

Идут годы, меняется жизнь, меняется школа, но одно остается незыблемым - миссия учителя русского языка и литературы, по своей сути художника, врача, скульптора, который скрупулезно, последовательно и терпеливо осуществляет духовную лепку своего воспитанника, чтобы он стал патриотом своей Отчизны, порядочным гражданином, высокоразвитой личностью, готовой к жизни в таком скоротечно меняющемся мире.

  • 4
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением