Леонида Гайдая называют одним из самых талантливых кинорежиссеров ХХ века. Дед его был крепостным крестьянином, живущим в Полтавской губернии, отец, Иов Исидорович Гайдай – связался с подпольщиками и в 1906 году был арестован, переходил из тюрьмы в тюрьму и двадцатидвухлетним был сослан на Дальний Восток строить железную дорогу. Там отец и женился, тоже на ссыльной – Марии Ивановне Любимовой – родом из Рязанской губернии. В семье росло трое детей.
Времена менялись, в 1923 году семья перебралась в Иркутск. Там Леонид Гайдай учился в Иркутской железнодорожной школе с первого до последнего класса. Поблизости от школы был кинотеатр. И когда в нём показывали фильмы Чарли Чаплина, школьник первых классов Леонид Гайдай, чтобы посмотреть фильм, несколько раз прятался в зале под креслами, где и ждал начала следующего сеанса.
21 июня 1941 года ему вручили аттестат, а на следующий день началась Отечественная война. Он прибежал в военкомат. Но ему посоветовали идти домой. Он устроился рабочим сцены, увидев объявление на здании Иркутского драматического театра. И успел посмотреть все спектакли, сопровождал труппу при поездках на гастроли, но это длилось недолго – его так-таки призвали в армию. Ему пришлось защищать Москву в самые трудные месяцы войны. В результате он был награжден медалью «За боевые заслуги». Но 20 марта 1943 года полковой разведчик сержант Гайдай подорвался на вражеской мине и после длительного лечения в госпитале был признан непригодным к воинской службе.
Вернувшись в Иркутск, он устроился работать в том же театре и актёром, и осветителем, одновременно обучаясь в театральной студии при театре. Поработав несколько лет, Гайдай уехал в Москву сдавать вступительные экзамены сразу в два института. Но если в театральном ему отказали, то в кинематографическом он сдал всё на отлично. «Мы учились во ВГИКе на одном курсе, – рассказывала его жена актриса Нина Гребешкова. – Он пришел после фронта – раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят: один, второй… Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай – я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет… Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире».
После окончания института Гайдая сразу пригласил в свою мастерскую знаменитый тогда кинорежиссер Михаил Ромм и предложил снять комедию. Счастливый Гайдай снял фильм «Жених с того света», высмеивающий тогдашних советских бюрократов, которые не желали верить жениху, что он не умер, а жив и здоров. В результате цензура, то есть – такие же бюрократы, приказали вырезать больше половины ленты.
Измотанный Гайдай объявил: «За комедию больше не возьмусь». И решив было оставить кино совсем, уехал в Иркутск к родителям. Там случайно в старой газете Гайдай наткнулся на фельетон «Пёс Барбос». И неожиданно для самого себя он придумал новый сценарий. Героев фильма, взрослых мужчин звали: Трус, Балбес и Бывалый. Их роли должны были исполнить Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин. Он немедленно вернулся в Москву, и работа над фильмом пошла легко, с удовольствием. Во время просмотра его в студийном кинозале стоял неописуемый смех. Эта картина на Московском кинофестивале принесла большую известность ее создателям. На Каннском же кинофестивале фильм номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» и перевели на европейские языки.
Гайдай взялся за новый проект – экранизацию рассказов О. Генри «Деловые люди». Основой сюжета стали три не связанных между собой новеллы: «Вождь краснокожих», «Родственные души» и «Дороги, которые мы выбираем». Фильм стал одним из самых популярных в 1962 году: его посмотрело больше 20 миллионов человек. После успеха «Деловых людей» Гайдай решил снять современный фильм – комедию о советских людях «Несерьезные истории». Гайдай решил столкнуть интеллигентного студента Владика Арькова с героями своих короткометражек Трусом, Балбесом и Бывалым. Ленту сняли за девять месяцев. Во время съемок сценарий несколько раз изменяли: даже сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика. Гайдай разрешал актерам импровизировать, придумывая шутки. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год ее посмотрело около 70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил главный приз.
Следующий фильм Гайдая стал продолжением приключений Шурика. В картине под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» в последний раз появились Трус, Балбес и Бывалый. Как и в «Операции «Ы», многие сцены Гайдай редактировал в процессе съемок. Несколько раз он специально заставлял актеров по-разному отыгрывать одни и те же моменты, делая упор на зрелищность, трюки и динамику. Тщательно подбирал он и музыкальное сопровождение. Специально для картины поэт Леонид Дербенев и композитор Арно Бабаджанян создали несколько песен. В январе 1967 года состоялась премьера «Кавказской пленницы». Фильм стал самым кассовым и популярным у зрителей. Юрий Никулин вспоминал: «Я был горд, узнав от лётчика-космонавта В. Волкова такой факт: когда космонавтов спросили, какой фильм они возьмут с собой в космос, они дружно ответили: «Кавказскую пленницу».
А Гайдай уже задумал новые фильмы, которые тоже стали мировыми шедеврами – «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» … Только здоровье его ухудшалось с каждым месяцем. Он умер 19 ноября 1993 года в Москве. На могиле его на Кунцевском кладбище всегда лежат живые цветы.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0