Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 1 oC

Первого сентября двери школ и учебных заведений России распахиваютcя под лозунгом «Знание - сила!». Школьники и студенты встречаются с известными людьми, профессионалами, познавшие силу знания в разных сферах жизни. А седые ветераны вспоминают солнечную романтику своего вхождения в Мир Знаний. Но в этот день мало кто акцентирует внимание на вопросы о природе знания: «Что такое знание?» и «В чем его сила?». Без понимания этого День знаний превращается в ритуал. Главное в этот день – объяснить школярам смысл многолетней борьбы за знание.

Первого сентября двери школ и учебных заведений России распахиваютcя под лозунгом «Знание - сила!». Школьники и студенты встречаются с известными людьми, профессионалами, познавшие силу знания в разных сферах жизни. А седые ветераны вспоминают солнечную романтику своего вхождения в Мир Знаний. Но в этот день мало кто акцентирует внимание на вопросы о природе знания: «Что такое знание?» и «В чем его сила?». Без понимания этого День знаний превращается в ритуал. Главное в этот день – объяснить школярам смысл многолетней борьбы за знание.

Школа как экодом знания-познания

Здесь дети головою ныряют в океан знания для того, чтобы, как писали классики марксизма, «обогащать свою память знаниями тех богатств, которое выработало человечество». Средняя школа дает минимум базового (ключевого) знания, который помогает шагать по ступеням интеллектуально-профессионального развития.

Школа - эта фабрика социализации детей, где накачивается информация, сортируется знание, формируется сознание, развивается разум и выдается аттестат зрелости. Социализации превращает индивида, дитя природы, в личность. В этом процессе исконная гармония связи человека с природой подвергается деформации с вытекающими экологическими последствиями. И это никто не анализирует.

Нынче в преддверии Дня знаний меня щекотали какие-то невидимые импульсы и подтолкнули сказать слово автора инновации экодуховного созидания. Сказать учителям и воспитателям, школьникам и их родителям об экологической миссии образования. И я вспомнил проникновенные слова канадского астрофизика Хьюберта Ривза: «Человек - самый неразумный вид на нашей планете. Он поклоняется невидимому Богу и разрушает видимую планету. Не понимая, что природа, которую он разрушает, и является тем самым Богом, которому он поклоняется».

О кризисе постсоветской системы образования

Нашему поколению военных невзгод (1941-1945) посчастливилось выжить, благодаря передовой в мире советской школе воспитания, выведшей СССР во вторую великую ядерно-космическую державу мира. Об этом говорил Президент США Джон Кеннеди так: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».

Любовь к родине-природе нам прививали с детства пионерско-комсомольским задором. В школах нас воспитывали на живых примерах успешных людей, уроженцев данного уголка земли, на идеалах «героев нашего времени». Главное - нас приобщали к труду, учили думать и искать (на принципе «Найти и не сдаваться!»). После распада СССР все это легкомысленно было вычеркнуто.

Вот уже 30 лет мы живем в рыночном капитализме, где господствует идеал материального обогащения. Обогащения за счет эксплуатации природы. Страна была переориентирована на западные ценности. Измученная реформами система рыночного образования подверглась воздействию соросовской диверсии и болонского эксперимента «ЕГЭ-угадайки». И до сих пор управленцами не осознана, что арена образования является невидимым фронтом информационной войны. Самые тяжелые последствия капиталистического натиска я вижу в технократическом ослаблении исконной связи человека с природой и в нарушении фундаментального единства материально-духовной сущности жизни на земле. Теперь деградацию духа и дефицит разума ощущает каждый житель планеты. Ущербно и то, что этнопедагогика - единственный предмет защиты связи человека с природой - оказалась на задворках школьной программы.

Экстремальные вызовы времени

Даже запевалы капитализма заговорили, что «старый мир обречен - новый мир неизбежен» (2018 г.). На повестку глобальных перемен вышла чрезвычайная необходимость преобразования общества потребления на созидательный формат. Однако пути разрешения этой судьбоносной проблемы человечества не были очерчены. Противоречия между старым и ростками нового привели к военному столкновению цивилизаций и мир балансирует на грани ядерной катастрофы.

Что делать? Крайнее обострение конфликта человека и с природой, и в обществе (одновременно!) произошло в результате безоглядного технократического деяния потребителя природы, превратившего биосферную колыбель жизни в искусственную техносферу и породившего общество потребления. Из логики поиска решения проблемы экологического выживания мы принципиально поставили задачу изменения деструктивно-потребительской природы человека путем преобразования самоедского сознания в созидательный разум. Практическое решение этой задачи начинается в семье, детских садах, за школьной партой и продолжается в студенческих аудиториях.

Поднять спасительную экологическую миссию образования, т.е. провести экологическое одухотворение технократической системы воспитания и обучения подрастающего поколения. Вырастить экодуховно продвинутых личностей, способных изменить мир. Я говорю об оживлении знания, чтобы передовые достижения науки и техники служили в защиту жизни на земле. Другого пути предотвращения экологического самоубийства человечества я не вижу.

 

Знание - Сознание, Разум - Ноосфера (власть разума)

 Что такое знание? Человек - часть природы, биосферного слоя земли. Частица Солнечной системы, Вселенной. Мы плаваем во Вселенском океане информации. Знание добывается из природы и накопляется в памяти человека посредством нейронного ощущения и в результате целенаправленного отбора, переработки и систематизации информации. Знание становится интеллектуальным богатством человека, определяющим успехи его жизнедеятельности.

Уровень знания оценивается количеством приобретенной и качеством усвоенной информации. Своим студентам я говорю: если вы копаете вглубь, то это профессия, если вы пашете вширь, то это кругозор, эрудиция. И призываю их не довольствоваться этим, а обрести крылья и подняться вверх. Совершить экодуховное Кут Дабаан, восхождение к идеалу высшего разума - Ноосфере. К Небу, Солнцу. Так зародилась научно-дидактическая концепция эколого-духовного восхождения личности к идеалу высшего разума - ноосфере.

Сила знания определяется глубиной творческого одухотворения, социального оживления, т.е. превращения ума-рассудка в сознание-разум. От этого зависит понимание гармонии связи человека с природой и своего «ЭГО-Я». Познание смысла жизни в Среднем земном мире эпосов Олонхо.

Знание как кладезь души, духа, духовности ЧелоВека - «Чело-лба, думающего о вечном». Дух - внутренняя энергия  материи (вещества, тела), природы, солнца, земли, человека. Душа - излучение внутренней, сакральной энергии человека, свет (волна, радиация). Духовность - вдохновение, озарение, способность человека излучать внутреннюю энергию, света, добра и любви. Любовь превозносит ЧелоВека в кузнеца Счастья.

Все это я понял - воспринял всеми фибрами трехслойной СюрКут души, навеянной родной землей.

noosphere

Мой опыт познания смысла жизни

Мне 85 лет. Я учился и продолжаю учиться всю жизнь. И все сильнее убеждаюсь в искренности восточной мудрости: «Как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем». Хорошо бы, если школьники в День знаний дали свою расшифровку мудрости предков в вариантах ответов (или  найти свой вариант):

- надо знать много;

- знать только то, что надо;

- лучше понимать то, что знаешь.

Я, провинциал аласно-таежной глуши далекой Якутии, поднялся по всем ступеням общего, профессионального, политического и научного образования. Полученные знания приложил в двух гигантах индустрии страны - в атомной  промышленности и цветной металлургии СССР (1958-1993). Мои послетрудовые 30 лет ознаменовались яркими общественно-патриотическими делами в сферах образования и науки, культуры и межнациональной дружбы, триединства экологии природы-человека-души (1993-2023).

Если в молодые годы я, как специалист атомных технологий, внес вклад в дело создания ядерного щита страны, то на склоне лет разработал научно-дидактическую концепцию эколого-духовного спасения биосферной колыбели жизни на земле. Рыночную систему образования знаю как наставник студентов Якутии, обучавшихся в 16 вузах Новосибирска (1997-2019).

Свой жизненный путь описал в монографии «Ступени эколого-духовного восхождения личности к идеалу высшего разума - ноосфере (Опыт познания смысла жизни и парадигма природо-центристского понимания мира). -Новосибирск: ООО «Офсет», 2018.   

В ней изложил то, что успел узнать, познать, осознать и понять в многотрудном пути жизни в ключе передачи накопленного опыта потомкам. Здесь вы увидите беспрецедентный пример самоуправления судьбою по ступеням интеллектуально-духовного восхождения личности. Книга получила высокую оценку научно-педагогической общественности Якутии. В 2022-2023 гг. в Якутске и улусах созданы более 10-ти творческих центров поддержки экодуховности.

Инновация экодуховного созидания

Человек в амбиции «хозяина природы» настолько обезумел, что разрушает не только среду обитания, но и стал нарушать свою природу на уровне клеток (генетики, смены пола, интеллекта). Натворившего экобеду двуногого мироеда уже невозможно укрощать методами «культурного перевоспитания».

Мы считаем, что эту проблему кардинально можно решить на поле выращивания нового человека, экодуховно озаренной личности. Общество можно очистить на стадии формирования подрастающего поколения. Конечно, это требует пересмотра технократической системы образования. Потому мы предлагаем ввести в общеобразовательных школах уроки эколого-духовного воспитания.

Дело вот в чем. Высшим требованием стандарта образования - ФГОС - является достижение экологической культуры выпускников. Однако практический эффект такого подхода в деле охраны природы весьма скромен. Культура - вторая (приобретенная) натура человека. Это чисто земное, трехмерное понятие, уровень познания которого ограничено возможностями пяти органов чувств. Это мы уже проходили на уровне классической механики И.Ньютона и Эвклидово геометрии в первой половине ХХ века. Теперь мы живем в эпохе квантовой механики, атомной физики, информатики. Потому предлагаем поднять качество образования до экологической духовности. Духовность - многомерное понятие, связанное с восприятием окружающего мира сердечно-интуитивным умом. Эта сфера виртуальной реальности бытия, не ограниченная координатами пространства и времени.

Экодуховность отражает позитив синергизма, сложения двух проблемных понятий «экология» (беда) и «духовность» (деградация). Это не только философия экологического выживания и образовательная технология. Спектр ее действий безграничен. Она активирует творческое мышление учителей и учащихся. Настраивает общество на воспитание экодуховно продвинутых личностей - интеллектуальных исполинов -спасителей мира.

Экодуховное восхождение личности – это идея и методология преобразования деструктивно-агрессивного сознания потребителя природы в созидательный разум путем обогащения его внутренней энергии духа и подъема к идеалу высшего разума.

1663250270 63 mykaleidoscope ru p dukhovnie interesi krasivo 67

В заключении - самое главное

Инновация экодуховного созидания построена на фундаменте тех природно-этноментальных задатков развития, которые закладываются в детские годы родной землей, традициями предков и этнокультурой народа. Эти «три источника и три составные части» экодуховности особо четко выражены в экстремальной климатической и этнографической зоне земного шара. Вот почему продвижение инновации мы пытаемся начать с Якутии.

Первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев уделял особое внимание изучению внутренней сути человека. Он писал: «Я всегда считал, что богатство душевно-духовных недр нашего народа превосходят богатства земных недр» (2000 г.).

В общем, мы предлагаем внести в систему образования вопросы психологической подготовки и активации природного заряда развития будущих студентов. И выпускникам школ вместе с аттестатом зрелости необходимо вручать штурвал раскрутки спирали самоуправления судьбою по алгоритму восхождения к идеалу высшего разума - ноосфере.

Иоган МАКСИМОВ, кандидат технических наук, ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР, отличник охраны природы и инновации РС (Я), автор Научно-дидактической концепции эколого-духовного созидания, наставник студентов Якутии в г.Новосибирск

 

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением