Павел Петров: В законопроекте о северном завозе необходимо конкретизировать меры финансовой поддержки
Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -41 oC

«Субъекты Российской Федерации, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, ежегодно в преддверии зимнего сезона реализуют комплекс мероприятий по обеспечению удаленных и труднодоступных районов основными жизненно важными товарами», – начал свое выступление председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров на выездном совещании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «О развитии промышленного и логистического потенциалов Республики Саха (Якутия) в изменившихся экономических условиях».

«Субъекты Российской Федерации, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, ежегодно в преддверии зимнего сезона реализуют комплекс мероприятий по обеспечению удаленных и труднодоступных районов основными жизненно важными товарами», – начал свое выступление председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров на выездном совещании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «О развитии промышленного и логистического потенциалов Республики Саха (Якутия) в изменившихся экономических условиях».

Парламентарий отметил, что ежегодно в удаленные и труднодоступные районы завозится свыше 3 млн тонн грузов жизненно необходимых товаров. Более 95 % из них приходится на пять субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Красноярский и Хабаровский края. При этом на Республику Саха (Якутия) приходится более половины грузов, или 1,7 млн тонн на 2022 год.

«Доля населения Республики Саха (Якутия), имеющая круглогодичную транспортную доступность к единой транспортной сети России, составляет всего 21%. В районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений, находится почти 90% объема производства товаров и услуг в республике. Именно поэтому являясь важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий, северный завоз требует государственной поддержки и особого правового регулирования», – подчеркнул Павел Петров.

Он также отметил, что Республика Саха (Якутия) на протяжении многих лет постоянно ставила вопрос о необходимости принятия федерального закона о северном завозе. Сегодня процесс разработки проекта федерального закона, благодаря поручению Президента Российской Федерации от 22 мая 2022 года, работе Минвостокразвития России, выходит на финишную прямую.

По его словам, основной целью законопроекта является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов (продукции) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), закон должен способствовать обеспечению надежности и своевременности снабжения отдаленных от развитой инфраструктуры территорий, и снизить конечную стоимость завозимых товаров для северян.

«В частности, концепцией законопроекта основной транспортной схемой завоза продукции определен Северный морской путь. Однако основной завоз топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров в Республику Саха (Якутия) осуществляется через южный транспортный коридор – по железнодорожным путям до г. Усть-Кут и п. Нижний Бестях, далее по водным путям по реке Лена и северным арктическим рекам. Соответственно, через Северный морской путь поставляется не более 10% от всего годового объема завоза грузов в республике», - сказал председатель постоянного комитета Ил Тумэна.

Завоз топлива 3

Таким образом, по мнению Павла Петрова, представленный вариант законопроекта не обеспечивает в полной мере достижение указанных целей, и в первую очередь именно в Республике Саха (Якутия), в силу климатических и географических особенностей.

Далее он продолжил: «В настоящее время речной водный транспорт является основным безальтернативным перевозчиком грузов в республике. Также порядка 700-800 тысяч тонн грузов ежегодно завозится посредством сезонных автомобильных дорог. В связи с этим необходимо в законопроекте отразить место и порядок взаимодействия всех участников, задействованных в северном завозе – внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта, береговой инфраструктуры. Данные виды транспорта должны быть включены в сферу регулирования представленного законопроекта».

По его словам, особенностью северного завоза в республике является длительный срок доставки грузов до конечных пунктов назначения из-за сезонности сообщения как по рекам, так и автомобильным дорогам. Для отдельных арктических территорий срок доставки грузов с момента их закупки составляет от 1,5 до 2-х лет, что приводит к значительному кассовому разрыву у юридических лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в северном завозе. Поэтому для закупа большого объема товаров предприятия вынуждены привлекать кредиты.

К примеру, стоимость только жизнеобеспечивающих грузов на 2022 год составила почти 45 миллиардов рублей, из них более половины – 24,3 миллиарда  (54 %) за счет коммерческих кредитов. Предприятия только на выплату процентов тратят порядка 4 миллиардов рублей.

«В связи с этим необходимо в законопроекте конкретизировать меры финансовой поддержки северного завоза и предусмотреть механизм возмещения расходов на погашение процентов по банковским кредитам юридическим лицам – участникам северного завоза», - обозначил Павел Петров.

Он также добавил, что жизнеобеспечение районов Крайнего Севера республики до 35% покрывается за счет закупки товаров внутри региона для нужд арктических районов с ограниченными сроками завоза, что также считаем необходимым учесть в законопроекте.

KVA 1583

«Озвученные замечания – это только часть наших предложений к законопроекту. Мы также считаем важным внести некоторые поправки в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и регионами, процедуры закупки грузов (продукции) северного завоза, а также финансовой поддержки участников завоза. Сегодня в ходе заседания Экспертной группы по вопросам совершенствования системы осуществления завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) мы передали наши предложения руководителю данной Экспертной группы Гаджимагомеду Гусейнову», - заключил Павел Петров. Он попросил занести в протокол сегодняшнего заседания о необходимости рассмотрения дополнительных предложений Республики Саха (Якутия) в дальнейшей работе над законопроектом.

Как считает Андрей Шевченко, после принятия законопроекта в первом чтении необходимо будет внести соответствующие поправки. Он отметил, что все дополнительные предложения республики будут изучены и максимально отражены в законопроекте о северном завозе, сообщает пресс-служба Ил Тумэна. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

Другие новости