Антонина Григорьева выступила на парламентских слушаниях на тему «Правовое обеспечение продовольственной независимости России»
Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -35 oC

В Государственной Думе 16 ноября прошли парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение продовольственной независимости России», организованные Комитетом по аграрным вопросам, в которых приняла участие заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева.

В Государственной Думе 16 ноября прошли парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение продовольственной независимости России», организованные Комитетом по аграрным вопросам, в которых приняла участие заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева.

Как сообщает пресс-служба Ил Тумэна, в своем выступлении вице-спикер парламента Якутии отметила: «Основным занятием сельского населения исконно являлось сельскохозяйственное производство. В настоящее время требуется развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути, то есть увеличение продукции путем расширения посевных площадей, увеличение поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. Для этого необходимо консолидировать имеющиеся ресурсы, в том числе административные ресурсы органов местного самоуправления сельских поселений. В связи с тем, что вопросы местного значения поселений  обязательны для исполнения органами местного самоуправления поселений для обеспечения жизнедеятельности проживающего на территории населения, необходимо четкое указание на действия, которые должны совершать органы местного самоуправления.

Перечни вопросов местного значения городского, сельского поселений установлены статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон). При этом перечень вопросов местного значения для видов муниципальных образований является закрытым (исчерпывающим). Это означает, что он не может быть расширен никаким другим правовым актом, включая иной федеральный закон (за исключением случаев, установленных самим Законом), и подлежит корректировке только путем внесения изменений в Закон. В то же время статьей 2 отраслевого Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено, что правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В указанном перечне вопросов местного значения (статья 14 Закона) используется формулировка «содействие», точный смысл которой в самом Законе не раскрывается. В частности в пункте 28 части 1 статьи 14 закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится «содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание  условий для развития малого и среднего предпринимательства», при этом в каком виде должно происходить содействие не уточняется, что в свою очередь вызывает затруднение в оказании поддержки на уровне поселений. В статье 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено: «создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству». Понятие «создание условий» указывает на осуществление нормативного правового регулирования и создание правовых и организационных условий, благоприятных для данного вида деятельности.

В связи с изложенным предлагаем конкретизировать вопрос развития сельскохозяйственного производства на уровне городского, сельского поселения путем замены слова «содействие» на слово «создание», т.к. «создание» указывает на обязательность решения органами местного самоуправления соответствующего вопроса местного значения без конкретизации методов и средств достижения этой цели и изложить пункт 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в следующей редакции: «28) создание условий для развития сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства».

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя организации (не являющиеся сельскохозяйственными потребительскими кооперативами) и индивидуальные предприниматели (не являющиеся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами) должны подтвердить соответствие условиюо том, что в их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), включенной в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Данное условие исключает возможность оказания государственной поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, созданным в текущем году.

В целях обеспечения доступа к государственной поддержке большему количеству организаций и индивидуальных предпринимателей предлагаем часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» дополнить абзацем вторым следующего содержания: «Для организаций и индивидуальных предпринимателей, созданных в текущем году, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), включенной в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, должна составлять не менее чем семьдесят процентов за последний отчетный квартал текущего финансового года».

В целях исполнения требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.04.2022 № 269 «Об утверждении ветеринарных правил убоя животных и ветеринарных правил назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и продуктов убоя (промысла) животных, предназначенных для переработки и (или) реализации», необходимо  строительство убойных пунктов (цехов). В соответствии с законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» с 1 июля 2018 года все товары, подконтрольные Россельхознадзору, подлежат обязательной электронной сертификации в ФГИС «Меркурий», которая отслеживает их на протяжении всего цикла: от сырья до готового продукта на полке магазина. В настоящее время не в каждом районе республики имеются  убойные пункты, отвечающие всем требованиям ветеринарного законодательства, что является не только нарушением регламентов, но и ограничивает возможность расширения переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Республики Саха (Якутия).

В связи с этим предлагаем включить в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные  постановлением Российской Федерации от 12.02.2020 № 137, предоставление государственной поддержки на строительство и модернизацию объектов переработки мяса и мясных продуктов.

А также предлагаем рассмотреть возможность включения иван-чая (кипрея узколистного) в перечень сельхозпродукции и внесения напитка из негов список разрешенных к вывозу для экспорта продуктов по упрощенной схеме, что позволит производителям иван-чая перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) и приведет к снижению налоговой нагрузки по налогу на НДС и налогу на прибыль. Кроме того, включение иван-чая в перечень сельхозкультур позволит его переработчикам получить доступ к мерам государственной поддержки.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 № 731, предлагаем в пункте 7 приложения № 6 к этой программе увеличить размер возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей до 90 % в виде исключения для субъектов ДВФО. Увеличение объема государственной поддержки позволит увеличить доступность данного вида поддержки и снизить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей при вовлечении в оборот неиспользуемых угодий».

WhatsApp Image 2022 11 17 at 18.21.33

Далее Антонина Григорьева подробно остановилась на вопросах развития агропрофилированных школ в Российской Федерации. «Экономику сельского хозяйства невозможно развивать, не обеспечив профессиональными кадрами. Отраслевые аграрные навыки, качества  «рачительного хозяина своей земли» необходимо формировать с малых лет. Дети их могут приобрести при освоении образовательных  программ в школах агротехнологического профиля, в рамках факультативов и дополнительного образования», - подчеркнула в своем выступлении парламентарий.

«Согласно Мониторингу экономики образования 2020, проведенному Национальным исследовательским университетом  «Высшая школа экономики», охват сельскохозяйственным профилем в российских сельских школах составляет 8,7 процента российских сельских школ.

Школы аграрного профиля, выращивающие сельскохозяйственную продукцию, действуют в 61 субъекте  Российской Федерации, как в южных, так и в северных регионах – в Республике Саха (Якутия) и Краснодарском крае, Иркутской, Тамбовской, Тюменской областях, Приморском крае, Воронежской, Калужской, Липецкой, Ленинградской, Рязанской областях, Ставропольском крае, Республике Крым и др.

В Республике Саха (Якутия) действует 91 школа аграрного профиля, в том числе 69 полнокомплектных, 22 малокомплектных школ, в которых обучаются 13094 детей. В этих школах детей обучают традиционным видам  хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера: оленеводству, рыболовству, охоте, коневодству, собирательству, разведению крупного рогатого скота, а также земледелию и пчеловодству. Сельская школа с агропрофилем – «хранительница села», «сердце сельского сообщества» требует большой материально-технической базы и особой инфраструктуры, поскольку предусматривает применение не только современных педагогических, но и современных аграрных технологий. Для организации образовательной деятельности агрошкол необходимы выделение земельного участка, сенокосных земель, пастбищ, водоснабжения и др. В хозяйстве образовательной организации должны быть сельскохозяйственная и иная техника.  Например, агрошколам  Республики Саха (Якутия) на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (тракторов, буранов, картофелесажалок, сенокосилок, агророботов, научных лабораторий по агробиотехнологии, «умных» теплиц, инкубаторов, пчелосемей и др.) требуется 133 миллиона рублей. Раньше существовала хорошая забытая советская практика, когда было  налажено шефство крупных хозяйств, корпораций над школами, эти связи сейчас утрачены.

Из агрошкол выходят люди, ориентированные на отрасль. Формирование эффективной системы агротехнологического образования в Российской Федерации, развитие ранней профессиональной ориентации обучающихся требуют совершенствования их нормативно-правовой базы. 

Меры государственной поддержки будут стимулировать школы аграрного профиля к производству сельскохозяйственной продукции для обеспечения населения экологически чистыми, свежими продовольственными товарами», - сказала вице-спикер парламента Якутии. 

В завершении выступления Антонина Афанасьевна внесла предложение Министерству сельского хозяйства Российской Федерации проработать вопрос с субъектами Российской Федерации по созданию и развитию школ агропрофилированной направленности и закрепить вопросы их материально-технического обеспечения в региональных программах по развитию сельского хозяйства.

В свою очередь, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашин подчеркнул, что предложение будет обязательно включено в рекомендации парламентских слушаний «Правовое обеспечение продовольственной независимости России».

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением

Другие новости

Бэлиэ күн

Туругурдун саха хомуһа!

Ытыктабыллаах Саха сирин олохтоохторо! Саха Өрөспүүбүлүкэтин салалтатын аатыттан уонна…
30.11.22 10:36