Так, среди ключевых рисков - ухудшение социально-экономической ситуации, усиление давления на общественные институты, а также кризис в секторе частного бизнеса. Поэтому ЕДГ-2025 проходит в относительно спокойном формате, когда негативные проявления еще не сложились в тенденции и в целом не воспринимаются электоратом как повод для снижения поддержки «партии власти».
Фактически, Единый день голосования идет по инерционному сценарию, закрепляя лишь базовые рейтинги партий. Согласно ВЦИОМ тут голоса поделены примерно так: «Единая Россия» – 34-35%, ЛДПР – 9-11%, КПРФ 9-10%, «Новые люди» – 7-8%, СРЗП – около 4%. Т.е. треть электората по-прежнему закреплена как группа поддержки власти, а еще треть – отходит парламентской оппозиции, чьи рейтинги разнятся в рамках статистической погрешности (соцопрос по 1 тыс. анкет дают ошибку выборки в ±3%), еще треть – остается неопределившимся и голосам «против всех». Борьба за эти голоса и станет основной на выборах в ГД.
Так что воспринимать ЕДГ-2025 как тренировку перед будущим годом можно, но с большой долей оговорок.
Важнейшим параметром для того, куда качнет электорат, вправо или влево, будут контуры госполитики. Инфляция (в т.ч. скрытая, проявляющаяся в опережающих темпах роста «борщевого набора» и тарифов ЖКХ), безработица или снижение уровня заработных плат (некоторые сектора экономики были серьезно перегреты), тема внешней политики и ее отражение в политике внутренней (в т.ч. тема внутренних запретов и ограничений), психологической напряжение в обществе (а также возможный рост уровня насилия, в т.ч. в среде мигрантов), а также региональные кризисы (вроде проблем с бюджетом в Кузбассе, наводнениями, политическими проблемами связанными с арестами в местных органах власти и прочее). В 2025 многие проблемы остаются подмороженными, но в следующем году конкурирующие между собой партии неминуемо будут использовать их в политическом дискурсе.
Партии левого толка неизбежно сосредоточатся на критике правительства и прежде всего – финансового блока. Недовольство ставками ЦБ, банковской системой, в целом подхода экономистов к проблемам кризисного периода, излюбленная тема для КПРФ и СРЗП. Конкурируя с ними за «бедный» электорат, эту критику обычно разделяет и ЛДПР, с одной стороны позиционируя себя как правая партия, но часто прибегая к лево-патерналистским конструкциям (раздача бюджетных денег, повышение зарплат и пенсий). Возможно, что власть попробует снизить недовольство, проведя перестановки в правительстве или даже полностью сменив его (как это уже не раз происходило, например в 2020 году).
Выборы в ГД-2026 будут отличаться от выборов 2021 года кардинальной сменой запроса. Если тогда речь шла об усталости от ковидных ограничений и некоторым застое в системе власти, то теперь – изменений даже слишком много. Формируется запрос на нормализацию жизни и некоторые ограничения в части постоянно меняющихся устоев.

В некоторых регионах на первый план и вовсе выходят вопросы выживания в условиях экономических, структурных или управленческих коллапсов и число таких локальных проблем может продолжить нарастать. Сумеют ли политические партии предложить какую-то альтернативную повестку, способную успокоить встревоженных граждан или кампании будут идти по принципу тотальной конкуренции и эскалации риторики? Пока такой работой заняты только «Новые Люди», чьи рейтинги продолжают расти вместе с запросом на нормализацию жизни и снижению давления на общество и рыночные механизмы со стороны госорганов.
Поэтому ЕДГ-2025 скорее закрывает собой часть тематик и запросов характерных для периода прошлых лет. Конечно, часть из них сохранятся и в будущем политическом сезоне, однако существуют значительные риски кардинального обновления повестки.
-
0
-
1
-
0
-
0
-
0
-
0
