Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -34 oC

В эти дни в постоянных комитетах Ил Тумэна идут обсуждения по проекту республиканского бюджета на ближайшие три года. После ознакомления с основными параметрами бюджета народные депутаты Якутии задают уточняющие вопросы членам правительства, рассуждают на темы, которые больше всего волнуют граждан.

В эти дни в постоянных комитетах Ил Тумэна идут обсуждения по проекту республиканского бюджета на ближайшие три года. После ознакомления с основными параметрами бюджета народные депутаты Якутии задают уточняющие вопросы членам правительства, рассуждают на темы, которые больше всего волнуют граждан.

Среди самых популярных вопросов и тем, по поводу которых граждане хотели бы получить информацию в ходе рассмотрения бюджета в парламенте Якутии, – финансирование авиаперевозок по социально значимым маршрутам, межрайонных авиаперевозок в арктических районах республики и, самое важное, санрейсы. Выделение средств на строительство Ленского моста, обеспечение высокоскоростным интернетом труднодоступных населенных пунктов Арктической зоны Дальнего Востока, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения – вот основные вопросы, параметры финансирования которых интересуют якутян.

Так, бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственных программ по развитию транспортного комплекса республики, по инновационному и цифровому развитию, по промышленности и воспроизводству минерально-сырьевой базы Якутии, по экономическому развитию, куда входят вышеуказанные темы, были рассмотрены на заседании постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике под председательством Павла Петрова.

Члены постоянного комитета, народные депутаты Якутии Владимир Федоров, Василий Николаев, Иван Данилов, Сергей Сивцев, Дмитрий Поисеев выразили свою позицию по важным вопросам, касающихся общего благополучия якутян.

Проблемный вопрос – ситуация
с доступностью внутренних авиаперевозок

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы по развитию транспортного комплекса республики, в 2026 году составят 18 545 632,3 тыс. рублей, в 2027 году – 33 573 397 тыс. рублей, в 2028 году – 11 225 919,6 тыс. рублей.

По сравнению с первоначально утвержденным планом на 2025 год объемы бюджетных ассигнований в 2026 году уменьшены на сумму 3 961 557,4 тыс. рублей, в 2027 году увеличены на сумму 11 066 207,3 тыс. рублей, в 2028 году уменьшены на сумму 11 281 270,2 тыс. рублей.

На обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению в 2026 году и в плановом периоде 2027 и 2028 годах бюджетных ассигнований не предусмотрено. При этом, законом о бюджете на указанные цели была утверждена сумма 276 592,1 тыс.руб.

Народный депутат Сергей Сивцев отметил, что на сегодня по социально значимым авиаперевозкам в Арктике всего задолженность на этот год больше 400 млн рублей. Как ивзестно, стоимость авиабилетов на таких рейсах порой в разы превышает тарифы на перелеты межрегионального направления, а с учетом средней заработной платы является для населения неподъемной.

«Картина такая: с районного центра до населенных пунктов граждане летают за 25 тыс. рублей по коммерческим тарифам. Это выходит дороже, чем слетать в Москву. Не говоря о том, как добираться из Якутска до районного центра. Таким образом, скоро может встать вопрос о закрытии Арктики из-за отсутствия транспортной доступности», – сказал народный депутат. Он отметил, что граждане знают, что бюджет республики принимают депутаты и с каждого спрос и контроль за работой очень серьезный.

Министр финансов Иван Алексеев отметил, что, понимая важность и значимость данного направления, ко второму чтению будут закладываться средства не на уровне текущего года, а больше, учитывая кредиторскую задолженность.

Он также добавил, что вопрос ставиться и на федеральном уровне через инициативу депутатов Ил Тумэна. «Совет Федерации, Госдума и Правительство РФ не отказываются от намерений помочь нам. Если одобрят поддержку из федерального бюджета, то это бы существенно поменяло ситуацию. Но пока нет федеральных средств, мы будем изыскивать средства внутри себя», – подчеркнул министр.

Заместитель транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Семен Коркин добавил, что по авиаперевозкам при потребности 1 млрд рублей предусмотрено только 400 млн. рублей, кредиторская задолжность составляет более 600 млн. рублей.

Отметим, в Якутии действуют две государственные программы в целях обеспечения транспортной доступности для населения. Из бюджета республики субсидируется 50 % от экономтарифа по 14-ти межрайонным маршрутам в Арктическую зону без сезонных и возрастных ограничений для жителей этих районов, а также до 70 % стоимости тарифа на внутрирайонные социально значимые рейсы для жителей труднодоступных населенных пунктов. Кроме того, осуществляются санитарные рейсы по заявкам Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Текущая потребность в финансировании на покрытие затрат для обеспечения транспортной доступности на межрайонных маршрутах составляет до 402 млн рублей, по социально значимым маршрутам – до 450 млн рублей, а по санавиации – 1,2 млрд рублей.

В силу объективных причин данные расходы обеспечены за счет средств бюджета региона только на 32,4 % от потребности без учета санитарной авиации. На настоящий момент ввиду того, что лимиты финансирования исчерпаны, приостановлены полеты по внутрирайонным социально значимым маршрутам для жителей труднодоступных населенных пунктов по субсидируемым тарифам, а также санитарные рейсы в арктические районы.

Без федерального финансирования обеспечение транспортной и ценовой доступности в республике только за счет бюджета региона невозможно. Прогноз потребности на сегодняшний день составляет 5 млрд 169,3 млн рублей. Из федерального бюджета необходимо софинансирование в размере 4,7 млрд рублей.

Сокращение бюджетников

Народный депутат Якутии Василий Николаев поднял вопрос оптимизации бюджетной отрасли: «Какой объем экономии денежных средств из этого получится? К примеру, в Минэкологии сообщили, что 200 млн. рублей будет экономия за счет сокращения сотрудников».

Министр финансов Иван Алексеев поправил, что речь идет не о сокращении и оптимизации, а о повышении эффективности и производительности труда. «Ежегодно, несмотря на санкции и другие сложности, доходная часть у нас растет. Здесь нам необходимо ставить во главу угла эффективность использования каждого бюджетного рубля. Если будет слияние двух бюджетных учреждений, их эффективность, безусловно, повысится», – сказал он.

По словам министра, сократят административно-управленческий персонал (АУП). Это бухгалтеры, юристы, секретари и другие сотрудники, не отвечающие за производство самого продукта и услуг. «Мы не ставим задачу сократить врачей, учителей и так далее», – заверил Иван Андреев.

Ленский мост – стройка государственной важности

«На предстоящий трехлетний бюджет в проекте федерального бюджета заложено 41 млрд 660 млн. рублей. Впервые такие суммы заложены по одному из наших проектов – это мостовой переход через реку Лена. Когда министр финансов России Антон Силуанов выступал на Совете Федерации, он отметил, что Ленский мост как один самых крупных проектов, который будет финансироваться в предстоящей трехлетке за счет федерального бюджета. По нашим средствам на данный момент мы закладываем на софинансирование федеральных средств на следующий год более 37 млн рублей. Ко второму чтению мы обязаны будем довести эту сумму до 7 млрд рублей», – пояснил министр финансов Иван Алексеев.

Отметим, берега великой сибирской реки Лена к концу 2028 года должен соединить автомобильный мост. В таких сложных геологических, гидрологических и сейсмических условиях подобные объекты еще никто в мире не возводил. Работы стартовали несколько лет назад, летом этого года они распространились на русло.

Мост соединит федеральные автодороги «Лена» и «Колыма» с «Вилюем», обеспечит круглогодичную автотранспортную доступность от Новосибирска до Магадана, сократив маршрут на 905 км. Мультимодальная модель, когда для грузоперевозок используют несколько видов транспорта, усложняет и повышает расходы на северный завоз. Подробный материал читайте по ссылке.

Проект «Синергия Арктики»

Напомним, к 100-летию ЯАССР в Совете Федерации РФ проект «Синергия Арктики» был поддержан сенаторами. В мае 2023 года он был презентован президенту России Владимиру Путину, а в сентябре получил поддержку в ходе совещания по развитию дальневосточных городов.

К 2026 году Якутия планирует воплотить проект «Синергия Арктики», и тогда жители труднодоступных населенных пунктов Арктической зоны Дальнего Востока будут охвачены высокоскоростным интернетом. Кроме того, дальневосточные регионы обретут резервную линию связи. Для обеспечения 11 арктических районов и труднодоступных поселений высокоскоростным интернетом понадобится проложить более семи тысяч километров ВОЛС. По предварительным расчетам, на реализацию проекта необходимо около 11 миллиардов рублей. Расходы поровну разделят федеральный и республиканский бюджеты.

Тему финансирования проекта поднял народный депутат Сергей Сивцев. Он уточнился по расходам и спросил: «Воплотим ли этот проект в жизнь, исходя из нашего непростого бюджета? В течение пяти-шести лет мы обещаем, но четких результатов практически нет. Расходы должны были разделить поровну с федеральным бюджетом. С нашей стороны будет ли софинансирование для реализации проекта?»

Министр финансов сообщил, что вместе с представителями Мининноваций Якутии ездили в Минфин РФ, встречались и убеждали стороны. Итогом этого – вышло распоряжение Правительства РФ о том, что проект «Синергия Арктики» будет реализован.

«Общий объем составляет 10 млрд 828 млн. рублей. 5 млрд 414 млн. рублей – это средства федерального бюджета. Начиная с текущего года, финансирование будет. При этом, необходимо заложить объемы софинансирования уже в текущем 2025 году – это 6% от суммы (345 млн 578 тыс. рублей). Совместно с Мининноваций изыскиваем эти средства, должны до конца года найти и впустить на реализацию проекта. Проект стартовал, он будет реализован», – заявил министр финансов.

Мнения народных депутатов

«Сахабулт, ГУП ЖКХ, ФАПК «Якутия», Аэропорт – без субсидии признаны банкротом, кроме Сахатранснефтегаза, Водоканала и других монопольных компаний, которые сегодня на грани. По моему мнению, уже обреченное предприятие – это Жатайский судостроительный и судоремонтный завод. Это говорит о том, что внутри не хватает системной работы», – обратил внимание народный депутат Владимир Федоров.

Его поддержал народный депутат Иван Данилов: «ГЧП, предприятия тянут вниз. Посмотрите, в каком состоянии предприятия. Эффективное управление и производство – вот в этом весь ключ».

Ранее первый замминистра экономики Якутии Мария Аргунова сообщила, что созданы так называемые «штабы» (4 штаба), в одном из них рассматриваются все 27 государственных программ в части повышения эффективности использования бюджетных ассигнований. Владимир Федоров предложил включить туда народных депутатов.

Василий Николаев отметил, что по всем пяти профильным госпрограммам идет снижение параметров: «Именно поэтому я не могу поддержать проект бюджета. Если нет денег на Ленский мост, на субсидирование авиабилетов, как можно согласиться? Это говорит о том, что в этом году мы не вышли из ситуации. Но есть еще время поработать над ним, возможность пересмотреть параметры».

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров сказал, что ко второму чтению необходимо предложить правительству уточнить средства и довести не ниже уровня 2025 года по госпрограммам, отвечающим за развитие транспортного комплекса, обеспечение жизнедеятельности населения и др.

1602

1603

1604

1605

1606

1607

1608

Источник iltumen.ru

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением