Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Вице спикер парламента Якутии Виктор Губарев, председатели постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Павел Петров, Елена Голомарева,  Сахамин Афанасьев,  Яков Ефимов принимают участие на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который проходит с 8 по 9 декабря в г. Санкт-Петербург.

Вице спикер парламента Якутии Виктор Губарев, председатели постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Павел Петров, Елена Голомарева,  Сахамин Афанасьев,  Яков Ефимов принимают участие на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который проходит с 8 по 9 декабря в г. Санкт-Петербург.

Народный депутат Якутии, председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров 8 декабря выступил на стратегической сессии «Северный завоз: совершенствование механизмов по жизнеобеспечению территорий Крайнего Севера».

В своем докладе он озвучил проблемные вопросы инфраструктуры северного завоза в Республике Саха (Якутия) и предложения для их решения.

Парламентарий отметил, что субъекты Российской Федерации, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, ежегодно в преддверии зимнего сезона реализуют комплекс мероприятий по обеспечению удаленных и труднодоступных районов основными жизненно важными товарами.

Ежегодно северным завозом обеспечивается снабжение 25 северных регионов Российской Федерации продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами объемом свыше 3 млн тонн.

При этом основная доля объема северного завоза приходится на Республику Саха (Якутия) – 55,49 %, Камчатский край – 18 %, Чукотский автономный округ – 9,83 % и Красноярский край – 7 %.

Территория Республики Саха (Якутия) составляет более 3 миллионов квадратных километров, 40% которых находится за Северным полярным кругом. Из 36 муниципальных образований республики 13 районов относятся к арктическим районам, которые занимают 52% территории республики.

В настоящее время Якутия является единственным регионом Российской Федерации, в котором принят свой региональный закон о северном завозе, в котором нашли отражение вопросы – от организации закупки, доставки и хранения товаров (продукции) до финансирования и государственной поддержки всех участников северного завоза.

Парламентарий подчеркнул, что в соответствии с региональным законом и в силу отсутствия правового регулирования на федеральном уровне вся финансовая и организационная нагрузка по осуществлению северного завоза в настоящий момент лежит на предприятиях и органах власти региона.

Кроме того, обеспечение «северного завоза» затруднено рядом ключевых проблем: высокие затраты на транспортировку товаров, вызванных сезонностью транспортной инфраструктуры, обмеление отдельных участков рек Ленского бассейна и критическое устаревание флота, в том числе дноуглубительного, технический износ нефтебазового хозяйства, необходимость создания страховых запасов на длительный товарооборот. Все эти проблемы вызваны в первую очередь многолетним недофинансированием в силу ограниченности финансовых средств региона.

«Именно поэтому Республика Саха (Якутия) на протяжении многих лет постоянно ставила вопрос о необходимости принятия федерального закона о северном завозе», - сказал Павел Петров.

Председатель постоянного комитета парламента Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике сообщил, что 13 апреля 2022 года в ходе совещания по вопросам развития Арктической зоны РФ Президент страны Владимир Путин дал поручение разработать специальный федеральный закон о северном завозе. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило и 7 ноября 2022 года внесло на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект федерального закона «О северном завозе».

Важно, что данным законопроектом в законодательство вводятся такие понятия как «северный завоз» и «опорная сеть транспортной и транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза», содержание которой предлагается осуществлять по нормативам финансовых затрат. В законопроекте распределены полномочия между разными уровнями власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля. Также предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Кроме того, грузы будут разделены на три категории для обслуживания в портах и терминалах в приоритетном порядке.

«В процессе разработки законопроекта Республика Саха (Якутия) вносила свои предложения, часть из них учтена. В целом, мы, безусловно, поддерживаем концепцию законопроекта, закон очень важен для всех северных регионов. Надеемся, что в первом квартале 2023 года он будет принят Государственной Думой ФС РФ. Но принятие федерального закона «О северном завозе» это только первый шаг к преодолению всех накопившихся проблем. Для создания комплексной системы государственной поддержки завоза грузов предстоит решить еще ряд организационных, управленческих и финансовых задач», - подчеркнул Павел Петров.

Среди первоочередных задач он отметил необходимость решения инфраструктурных проблем северного завоза, которые не решались на протяжении последних десятилетий. Существующая инфраструктура завоза была создана еще в советское время и вырабатывает свой ресурс.

Так основу транспортного каркаса Арктической зоны Республики Саха (Якутия) при завозе жизнеобеспечивающих грузов составляют: северные реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лены до устьев арктических рек; морской порт Тикси; 3 речных порта и причалы на арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов и 53 авиаплощадки.

В качестве мер инфраструктурного обеспечения северного завоза необходимо проведение дноуглубительных работ на реках, являющихся основными транспортными артериями, по которым осуществляются северный завоз и другие перевозки. При этом во многих северных районах республики дноуглубительные работы не проводились уже в течение 20 лет, что приводит к тому, что суда класса «река-море» даже с небольшой осадкой не могут заходить в устья рек. Потребность в новом дноуглубительном флоте до 2030 года составляет 11 земснарядов и 56 единиц вспомогательных судов. Необходимо предоставление субсидий из федерального бюджета на проведение дноуглубительных работ на реках Ленского бассейна.

В части автомобильного транспорта региональной спецификой наших северных территорий является существенная роль сезонных автомобильных дорог и ледовых переправ в обеспечении транспортной связности территорий. В Республике Саха (Якутия) удельный вес автозимников составляет 68,9 % в общей протяженности дорог регионального значения, а в арктической зоне 92,5 % дорог общего пользования. При этом в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие автозимников дано в общем понятии искусственных дорожных сооружений, которые предназначены для движения в местах, являющихся препятствием для такого движения. На этом законодательное регулирование заканчивается. Необходимо рассмотреть вопрос о законодательном определении понятия «сезонные автомобильные дороги», отрегулировать механизм их создания и эксплуатации.

Аэропорты и авиационная техника имеют для труднодоступных северных территорий, вообще для Арктической зоны, критическое, жизненно важное значение. Это именно та инфраструктура, без которой на Севере жизни просто не будет. Несвоевременная модернизация аэропортовой инфраструктуры и замена устаревшего флота фактически приводит к транспортной изоляции населения районов республики, где отсутствует альтернативное круглогодичное транспортное сообщение.

В Республике 99,4 % от общего объема грузов северного завоза составляют топливно-энергетические ресурсы. При этом 18 эксплуатируемых в настоящий момент нефтебаз построены в 60-80-е годы, технический износ которых превышает 80 процентов. Для обеспечения системы хранения топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь, необходимо создание центров депонации путем строительства и реконструкции нефтебазового хозяйства, расширения резервуарного парка существующих нефтебаз.

В связи с изложенным при подготовке подзаконных нормативных актов, направленных на реализацию разработанного проекта федерального закона «О северном завозе» необходимо предусмотреть меры государственной поддержки:

- на проведение дноуглубительных работ, в том числе по строительству новых земснарядов на реках, являющихся основными транспортными артериями, по которым осуществляются северный завоз и другие перевозки, а также мероприятий, направленных на обновление обслуживающего флота;

- на строительство, содержание инфраструктуры, предназначенной для хранения горюче-смазочных материалов и другой продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов;

- создания и обеспечения нормативного содержания автомобильных зимних дорог и ледовых переправ;

- по возмещению части процентной ставки по кредитам для всех участников северного завоза, а также субсидированию транспортных расходов по доставке социально-значимых товаров и 50% издержек юридических лиц в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства по закупу товаров в целях решения проблемы кассового разрыва и обеспечения оборотными средствами для закупа большого объема, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением